Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой К.И.
судей Ирышковой Т.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Авиа" на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 16 марта 2022 г. по делу N 2-713/2021 по иску ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Авиа" об оспаривании в части результатов аттестации рабочего места по условиям труда, результатов специальной оценки условий труда, возложении обязанности уплатить органу пенсионного фонда дополнительные страховые взносы по дополнительным тарифам, направить органу пенсионного фонда сведения о работе в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Авиа" ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Авиа" (далее также- ООО "Лукойл-Авиа") об оспаривании в части результатов аттестации рабочего места по условиям труда, результатов специальной оценки условий труда, возложении обязанности уплатить органу пенсионного фонда дополнительные страховые взносы по дополнительным тарифам и направить органу пенсионного фонда сведения о работе в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указано, что истец со 2 марта 2011 г. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимал должность техника авиационного по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания воздушных судов инженерно-авиационной службы в аэропорту Нарьян-Мара, авиатехника по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания, авиационного техника по планеру и двигателям инженерно-авиационной службы. С 4 июня 2018 г. занимает должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (по планеру и двигателям) линейной станции технического обслуживания аэропорта Нарьян- Мара, инженерно-авиационной службы ООО "Лукойл-Авиа". При исполнении возложенных на него трудовых обязанностей по указанным должностям он выполнял работу по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, которая предоставляет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. 30 октября 2020 г. он обратился в орган пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано в связи с тем, что по данным персонифицированного учета (лицевого счета застрахованного лица) период работы заявителя в должности техника авиационного в ООО "Лукойл-Авиа" со 2 марта 2011 г. до даты обращения за назначением пенсии работодатель не подтвердил, страховые взносы по дополнительным тарифам в связи с работой истца во вредных условиях ответчик в полном объеме в органы пенсионного фонда не перечислял, в результате чего нарушено его право на льготное назначение страховой пенсии по старости. Ответчиком также не были предоставлены в орган пенсионного фонда в полном объеме сведения о его трудовом стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение. Данный стаж не учтен на индивидуальном лицевом счете работника.
Указывая на тот факт, что его работа была связана непосредственно с обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, которая предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости, просил суд признать незаконными результаты аттестации рабочего места заявителя по условиям труда и результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте в части указания на отсутствие у авиационного техника и у авиационного механика (техника) права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, изложенные в пункте 6 строки 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г, в пункте 6 строки 040 карты N 80 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г, в пункте 6 строки 040 карты N 83 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г. и возложить на ответчика обязанность передать в пенсионный орган необходимые сведения о работе истца в особых условиях и в полном объеме уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 16 марта 2022 г, исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Признаны незаконными результаты аттестации рабочего места ФИО3 по условиям труда в части указания на отсутствие у авиационного техника по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания воздушных судов инженерно-авиационной службы (г. Нарьян-Мар) ООО "Лукойл-Авиа" права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, изложенные в пункте 6 строки 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г.
Признаны незаконными результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте ФИО3 в части указания на отсутствие у авиационного механика (техника) по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания (аэропорт Нарьян-Мар) ООО "Лукойл-Авиа" права на досрочное назначение трудовой пенсии, изложенные в пункте 6 строки 040 карты N 80 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г.
Признаны незаконными результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте ФИО3 в части указания на отсутствие у инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (по планеру и двигателям) линейной станции технического обслуживания (аэропорт Нарьян-Мар) ООО "Лукойл-Авиа" права на досрочное назначение трудовой пенсии, изложенные в пункте 6 строки 040 карты N 83 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г.
На ООО "Лукойл-Авиа" возложена обязанность предоставить государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения о работе ФИО3 в ООО "Лукойл-Авиа" в период со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. включительно в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, с указанием кода льготы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, с целью включения указанного периода работы ФИО3 в ООО "Лукойл-Авиа" в стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
На ООО "Лукойл-Авиа" возложена обязанность уплатить в бюджет Пенсионного фонда РФ дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в отношении ФИО3 за период его работы в ООО "Лукойл-Авиа" со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. включительно в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскана с ООО "Лукойл-Авиа" в доход бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" государственная пошлина в размере 1 200 руб.
В кассационной жалобе ООО "Лукойл-Авиа" ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, вынесении решения об отказе в удовлетворении иска ФИО3 либо направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Лукойл-Авиа", обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на жалобу возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 2 марта 2011 г, заключенного между ООО "Лукойл-Авиа" и ФИО3, и дополнительных соглашений к нему, истец был принят на работу по должности техника авиационного по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания воздушных судов инженерно-авиационной службы ООО "Лукойл-Авиа" аэропорта г. Нарьян-Мар.
С 1 апреля 2013 г. по 23 марта 2015 г. ФИО3 работал по должности авиатехника по планеру и двигателям линейной станции технического обслуживания аэропорта Нарьян-Мар, с 24 марта 2015 г. по 3 июля 2018 г. переведен на должность авиационного техника по планеру и двигателям. С 4 июня 2018 г. и по настоящее время работает в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (по планеру и двигателям) линейной станции технического обслуживания аэропорта г.Нарьян-Мар.
В карте аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г. при общей оценке класса условий труда 3.4 (вредные условия труда 4 степени) (условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности) учтено наличие на рабочем места истца таких вредных производственных факторов как шум, ультразвук воздушный.
В картах NN 80, 83 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г. при общей оценке класса условий труда на рабочем месте 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности) (статья 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда") учтено наличие на рабочем места вредного производственного фактора -шума.
ФИО3 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 15 октября 1999 г.
30 октября 2020 г. ФИО3 обратился в УПФР в Ненецком автономном округе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В установлении пенсии истцу было отказано решением от 24 ноября 2020 г. ввиду недостаточного специального стажа. Период работы истца в ООО "Лукойл-Авиа" со 2 марта 2011 г. не включен в специальный стаж с указанием, что по данным персонифицированного учета (лицевого счета застрахованного лица) период работы в должности техника авиационного работодателем не подтвержден.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"; Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно- технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно- технического состава, а также службы управления воздушным движением", постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, оценил представленные в материалы дела доказательства, в числе которых, трудовой договор с учетом дополнительных соглашений; результаты аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г, карты NN 80, 83 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г, сведения индивидуального персонифицированного учета ФИО3; Положение о линейной станции
технического обслуживания аэропорта Нарьян-Мар, утвержденное генеральным директором ООО "Лукойл-Авиа" 24.06.2016, должностные инструкции авиационного техника по планеру и двигателям, инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (по планеру и двигателям) линейной станции технического обслуживания ООО "Лукойл-Авиа", карты-наряды на оперативное техническое обслуживание авиационной техники; показания свидетелей ФИО8, ФИО9, признал установленным, что ФИО3 в период со 2 марта 2011 г..по 30 октября 2020 г..работал в инженерно-техническом составе ООО "Лукойл-Авиа" на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях, то есть во вредных условиях труда.
При этом выполняемая им работа по занимаемым должностям являлась основной и осуществлялась на условиях полного рабочего дня (полной занятости), пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО3 о признании карты аттестации рабочего места по условиям труда и карт специальной оценки условий труда незаконными в части указания в них об отсутствии права на досрочное назначение пенсии, возложил на ответчика обязанность внести корректировку в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, произвести оплату страховых взносов по соответствующим тарифам, Отклоняя ходатайство ответчика ООО "Лукойл-Авиа" о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям о признании незаконными результатов оценки условий труда, суд первой инстанции сослался на положения частей 1, 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также-ТК РФ), исходил из длящегося характера трудовых отношений, признал установленным, что срок обращения в суд за разрешением спора истцом не пропущен, так как о содержании оспариваемых карт специальной оценки условий труда, карт аттестации рабочего места истцу стало известно из материалов гражданского дела Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа N 2-222/2021 по иску ФИО3 к УПФР в Ненецком автономном округе, карта аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г, как и карта N 83 специальной оценки условий труда от 18 августа 2015 г..истцу ответчиком для ознакомления и подписания ранее не предоставлялись.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, эти требования относятся и к апелляционному определению.
Из материалов дела следует, что решением УПФР в Ненецком автономном округе от 24 ноября 2020 г. ФИО3 отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа (20 лет).
Период работы истца в ООО "Лукойл-Авиа" со 2 марта 2011 г. не включен в специальный стаж с указанием, что на лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о льготном характере работы.
Согласно позиции ООО "Лукойл-Авиа" фактическая занятость ФИО3 при выполнении работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях за период со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. составляет менее 80 % рабочего времени, потому за период работы истца при выполнении им трудовых обязанностей во вредных условиях в режиме неполной занятости исчислялись и уплачивались страховые взносы по дополнительным тарифам пропорционально отработанному времени во вредных условиях труда, не указывался код особых условий труда.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ФЗ ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно- техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу пункта 3 Постановления N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 г. N1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 г. и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002 г.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459, предусмотрены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях), на предприятиях в объединениях, летноиспытательных подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны, МВД, КГБ, научно- исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Согласно п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно- исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
В силу приведенных нормативных положений, условием назначения досрочной пенсии работникам инженерно-технического состава гражданской авиации, авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований является наличие не менее 20 лет работы по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, общего стажа работы в гражданской авиации -не менее не менее 25 лет.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, также предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г.N 1015).
Пунктом 43 Правила от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО3 в пенсионный орган) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений с учетом исковых требований ФИО3, возражений на них ответчика ООО "Лукойл-Авиа" судом подлежали выяснению и установлению обстоятельства, касающиеся достоверности представленных страхователем ООО "Лукойл-Авиа" на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО3 сведений за период со 2 марта 2011 г. 30 октября 2020 г.; начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 1 января 2013 г, соответствия классу условий труда на рабочих местах вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Из материалов дела усматривается, что занимаемые истцом должности в период со 2 марта 2011 г. 30 октября 2020 г. предусмотрены Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459.
С 1 января 2014 г. отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного Закона).
Материалами дела установлено, что в карте аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г. при общей оценке класса условий труда 3.4 (вредные условия труда 4 степени) (условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности) учтено наличие на рабочем места истца таких вредных производственных факторов как шум, ультразвук воздушный.
В картах NN 80, 83 специальной оценки условий труда от 18.08.2015 при общей оценке класса условий труда на рабочем месте 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности) (статья 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда") учтено наличие на рабочем места истца такого вредного производственного фактора как шум.
Таким образом, оспариваемыми ФИО3 картами аттестации рабочего места по условиям труда N 40 от 16 августа 2010 г, картами NN80, 83 специальной оценки условий труда от 18.08.2015 установлены вредные условия труда, что при установлении совокупности иных условий, давало бы право истцу на включение спорных периодов работы в специальный стаж в силу положений части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Следовательно, суду при разрешении спора было необходимо установить, в чем заключается нарушение прав истца оспариваемыми результатами оценки условий его труда с учетом положений части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, поскольку основаниями заявленных к работодателю исковых требований явился факт нарушения прав истца на установление ему страховой пенсии по старости досрочно.
Те же обстоятельства было необходимо установить суду и при разрешении требований истца о возложении на ответчика обязанности со 2 марта 2011 г. уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ условие начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам в целях включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо с 1 января 2013 г.
Как указывалось выше, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, то есть в целях возложения на ответчика обязанности указать кода льготы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, с целью включения указанного периода работы ФИО3 в ООО "Лукойл-Авиа" в стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суду следовало выяснить достоверность представленных ответчиком сведений на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО3, а с учетом возражений ответчика, установить был ли истец ФИО3 занят по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях за период со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. не менее 80 % рабочего времени.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункты 1 - 2 части четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из содержания решения суда первой инстанции и апелляционного определения при разрешении спора по иску ФИО3 судами выполнены не были, поскольку перечисленные обстоятельства, касающиеся занятости истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях за период со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. не менее 80 % рабочего времени, фактически не установлены, суд первой инстанции в подтверждение вывода о занятости истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях за период со 2 марта 2011 г. по 30 октября 2020 г. не менее 80 % рабочего времени ограничился ссылкой на трудовой договор с учетом дополнительных соглашений; Положение о линейной станции технического обслуживания аэропорта Нарьян-Мар, утвержденное генеральным директором ООО "Лукойл-Авиа" 24.06.2016, должностные инструкции авиационного техника по планеру и двигателям, инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (по планеру и двигателям) линейной станции технического обслуживания ООО "Лукойл-Авиа", карты-наряды на оперативное техническое обслуживание авиационной техники, без указание какие конкретно подлежащие установлению юридически значимые обстоятельства подтверждены перечисленными доказательствами, при том, что, трудовой договор с учетом дополнительных соглашений, должностные инструкции, вопреки выводам суда не содержат условий, касающихся занятости истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях не менее 80 % рабочего времени, как и локальные нормативные акты ответчика.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на данные карты-наряда, согласно которым ответчиком велся учет рабочего времени по непосредственному техническому обслуживанию авиационной техники, суд апелляционной инстанции сослался на п. 5 постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 7 июля 2011 г. N 181, не установив при этом, какие из перечисленных видов работ, вопреки нормативным положениям не были включены ответчиком в рабочее время истца согласно картам -нарядам (время подготовительных и заключительных работ; время приема-передачи смены; время проведения инструктажей и разборов; время специальных перерывов для обогревания (охлаждения) и отдыха; время ожидания воздушного судна гражданской авиации), и составляет ли занятость истца с учетом не включенного ответчиком времени занятости на этих видах работ требуемую полную занятость.
При изложенных обстоятельствах постановленные по делу судебные акты об удовлетворении требований истца нельзя признать законным, поскольку они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования ФИО3 к ООО "Лукойл-Авиа" в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 16 марта 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции-Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.