Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3697/2021 (УИД 22RS0011-02-2021-004083-36) по иску Мазакова Бориса Викторовича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Федеральной службе судебных приставов России о перерасчете пенсии, внесении исправлений в трудовую книжку, льготном исчислении выслуги лет, компенсации морального вред, по кассационной жалобе Мазакова Бориса Викторовича на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Мазакова Б.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Федеральной службы судебных приставов России Пушкаренко Е.О, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мазаков Борис Викторович (далее - Мазаков Б.В, истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП России по Алтайскому краю) о перерасчете пенсии, внесении исправлений в трудовую книжку, льготном исчислении выслуги лет, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Мазаков Б.В. в период с 16 ноября 1988 г. по 20 ноября 1990 г. проходил службу в Вооруженных силах СССР, в период с 14 октября 1992 г. по 31 мая 1993 г. - в органах внутренних дел в Рубцовском городском ОВД ГУВД Алтайского края, в период с 1 июня 1993 г. по 1 октября 1995 г. в специальном отделении отделения быстрого реагирования отдела по организованной преступности по г. Рубцовску управления по организованной преступности при Управлении внутренних дел Алтайского края, в период с 2 октября 1995 г. по 22 августа 2003 г. в органах внутренних дел МВД России УВД Алтайского края, в период с 23 августа 2003 г. по 13 июня 2007 г. истец проходил службу оперуполномоченным Рубцовского межрайонного отдела Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю.
5 декабря 2012 г. Мазаков Б.В. принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Рубцовского межрайонного отдела судебных приставов по исполнению актов судом и иных органов в отношении должников-физических лиц.
В связи с вступлением в действие Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты" приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России) от 20 мая 2020 г. N 426-лс Мазаков Б.В. 1 июня 2020 г. принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Приказом ФССП России N 3557-лс от 2 июля 2021 г. Мазаков Б.В. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно расчету выслуги лет установлено, что календарная выслуга лет истца составила 25 лет 3 месяца 5 дней, льготная 26 лет 5 месяцев 6 дней.
3 июля 2021 г. ФССП России Мазакову Б.В. назначена пенсия за выслугу лет, однако при расчете выслуги лет период службы с 23 августа 2003 г. по 13 июня 2007 г. в должности оперуполномоченного Рубцовского межрайонного отдела Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю засчитан в календарном, а не в льготном исчислении.
Мазаков Б.В. находит такой расчет выслуги лет неправомерным.
Кроме того, запись об увольнении истца в трудовую книжку внесена с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек.
Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Мазаков Б.В. просил суд зачесть в выслугу лет период работы в органах по контролю за оборотом наркотиков в Управлении Госнаркоконтроля России по Алтайскому краю с 23 августа 2003 г. по 13 июня 2007 г. в льготном исчислении и возложить на ответчика обязанность выплачивать пенсию с 3 июля 2021 г. с учетом стажа в льготном исчислении 27 лет; внести исправление в запись N 25 трудовой книжки, указав формулировку "уволен со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 - ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказ N 3557-лс от 2 июля 2021 г."; взыскать разницу между подлежащей выплате пенсии по стажу 27 лет и фактически выплаченной за период с 3 июля 2021 г. по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 7 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФССП России.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 декабря 2021 г. исковые требования Мазакова Б.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мазакова Б.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ФССП России, УФССП России по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мазаков Б.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР с 16 ноября 1988 г. по 20 ноября 1990 г, с 14 октября 1992 г. по 31 мая 1993 г. в органах внутренних дел в Рубцовском городском ОВД ГУВД Алтайского края, с 1 июня 1993 г. по 1 октября 1995 г. в специальном отделении отделения быстрого реагирования отдела по организованной преступности по г. Рубцовску управления по организованной преступности при Управлении внутренних дел Алтайского края, со 2 октября 1995 г. по 22 августа 2003 г. в органах внутренних дел МВД России в УВД Алтайского края, с 23 августа 2003 г. по 13 июня 2007 г. истец проходил службу оперуполномоченным Рубцовского межрайонного отдела Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю.
5 декабря 2012 г. Мазаков Б.В. принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Рубцовского межрайонного отдела судебных приставов по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников-физических лиц.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты" приказом ФССП России от 20 мая 2020 г. N 426-лс с 1 июня 2020 г. принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Приказом ФССП России от 2 июля 2021 г. N 3557-лс Мазаков Б.В. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
На основании заявления от 22 июля 2021 г. Мазаков Б.В. является получателем пенсии за выслугу лет в Федеральной службе судебных приставов с 3 июля 2021 г.
Согласно расчету выслуги лет установлено, что календарная выслуга лет истца составила 25 лет 3 мес. 5 дней, льготная 26 лет 5 мес. 6 дней.
В льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца в выслугу лет истцу засчитан только периоды службы с 1 июня 1993 г. по 1 октября 1993 г. в должности помощника оперуполномоченного специального отделения быстрого реагирования отдела по организованной преступности по г. Рубцовску управления по организованной преступности при Управлении внутренних дел Алтайского края, с 1 октября 1993 г. по 1 октября 1995 г. в должности водителя-сотрудника специального отделения быстрого реагирования отдела по организованной преступности по г. Рубцовску управления по организованной преступности при Управлении внутренних дел Алтайского края.
Период службы в Рубцовском межрайонном отделе Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю с 23 августа 2003 г. по 13 июня 2007 г. засчитан в календарном, а не льготном исчислении.
Разрешая заявленные требования о льготном исчислении выслуги лет периода службы Рубцовском межрайонном отделе Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю с 23 августа 2003 г..по 13 июня 2007 г..и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г..N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", Федерального закона от 3 июля 2016 г..N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", исходил из того, что поскольку истец уволился со службы в
органах по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, не имея необходимого стажа для назначения пенсии за выслугу лет, то данный период подлежит включению в стаж службы органов принудительного исполнения в календарном порядке, учитывая, что право на льготное включение времени службы в выслугу лет для назначения пенсии предусмотрено исключительно уволенным со службы сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах
принудительного исполнения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяется Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление).
Постановление устанавливает порядок исчисления выслуги лет поименованных в нем категорий граждан; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.
Включение названным категориям лиц периодов службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) осуществляется на основании пункта 1 постановления, то есть в календарном исчислении.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в частности, в определении от 28 сентября 2021 г. N 1987-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 3 постановления, что специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов наркоконтроля, в том числе на льготных условиях, регулируется пунктами 3 - 7 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" не подлежит применению при исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, поскольку действие данного постановления распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 5 апреля 2016 г. N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что МВД России является правопреемником упраздняемой службы (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, подпункты "а", "б" пункта 6).
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предписано, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, названным выше федеральным законом предусмотрено сохранение стажа службы (выслуги лет) сотрудникам органов наркоконтроля, исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения, которые поступили в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (часть 1 статьи 33).
В отношении иных сотрудников органов наркоконтроля, поступивших на службу в органы внутренних дел (не в порядке перевода на основании указанного выше закона), и в иные органы, в данном случае в органы принудительного исполнения, выслуга лет исчисляется на основании постановления, то есть в календарном исчислении.
Таким образом, при разрешении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что нормами действующего законодательства предусмотрены льготные условия включения времени службы в выслугу лет для назначения пенсии только уволенным со службы сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Поскольку истец со службы из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ уволен в 2007 г, не имея право на выслугу лет, в 2012 г. был принят на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, впоследствии в 2020 г. принят на службу в органы принудительного исполнения, откуда уволен в 2021 г. по выслуге лет, то суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что период службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ подлежит включению в выслугу лет истца в календарном исчислении.
Согласно пункту 8 статьи 88 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в последний день службы сотрудника уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку (при наличии) или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в органах принудительного исполнения и осуществить с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении сотрудника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, под роспись или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя), поданном им в письменной форме или направленном в порядке, установленном федеральным органом принудительного исполнения, по адресу электронной почты федерального органа принудительного исполнения, его территориального органа или их подразделения.
Судами установлено, что истцу выдана трудовая книжка, содержащая сведения об увольнении из органов принудительного исполнения, требований к заполнению трудовой книжки не установлено.
Доказательств того, что внесенная запись в трудовую книжку каким-либо образом нарушает права истца, в том числе на трудоустройство, на пенсионное обеспечение и др, в материалы дела истцом не представлены, потому выводы судов об отказе в иске в данной части являются верными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мазакова Бориса Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.