Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Николаева Алексея Валерьевича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаева Алексея Валерьевича к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8 по выборам депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным постановления от 27 июля 2022 года N 4/6 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва Николаеву Алексею Валерьевичу" и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 августа 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Николаева А.В. к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8 по выборам депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным постановления от 27 июля 2022 года N 4/6 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва Николаеву А.В.", возложении обязанности зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения.
29 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Николаева А.В, поданная им 17 августа 2022 года через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 августа 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к числу которых подпунктами "в.1" и "д" отнесены: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные правовые предписания содержатся в пунктах 4 и 7 части 4 статьи 40 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740).
Из содержания пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 следует, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме, согласно Приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В свою очередь, Приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что в подписном листе должны быть указаны сведения о месте проживания кандидата в депутаты (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата в депутаты), а также адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпунктам "з", "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случаях, если: сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности; форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным Приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Такие же положения содержатся в пунктах 8, 9 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Как следует из материалов настоящего административного дела, решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июня 2022 года N 1189-р на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 18 мая 2022 года N 201/1145 на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию возложено исполнение полномочий, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Петропавловск-Камчатская городская территориальная избирательная комиссия 16 июня 2022 года приняла постановление N 57/468 о том, что она исполняет полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов NN 1-10 по подготовке и проведению выборов депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва.
Кроме того, постановлением Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 года N 57/474 определялось, что для регистрации кандидата, выдвинутого по двухмандатному избирательному округу N 8 на основании подписей избирателей, необходимо представить в окружную избирательную комиссию не менее 33 и не более 37 подписей.
18 июля 2022 года Николевым А.В. в избирательную комиссию представлены документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 8 в порядке самовыдвижения, в том числе и подписные листы, содержавшие 37 подписей избирателей, по результатам проверки которых было установлено, что во всех представленных подписных листах отсутствуют сведения о месте жительства Николаева А.В. как кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, а также как лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (л.д. 75-111).
Установив в результате проведённой проверки, что форма соответствующих подписных листов не соответствовала требованиям, установленным Приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в них не были указаны необходимые сведения о кандидате и о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, Окружная избирательная комиссия избирательного округа N 8 признала все 37 подписей избирателей недействительными, в связи с чем постановлением от 27 июля 2022 года N 4/6 отказала в регистрации кандидату в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва Николаеву А.В. по основаниям, предусмотренным подпунктами "в.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктам 4, 7 части 4 статьи 40 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740.
Считая данное постановление Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8 незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, Николаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края и судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав приведённые положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740, оценив имеющиеся в деле доказательства, включая содержание подписных листов, по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу о наличии у Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8 предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации кандидату в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва Николаеву А.В, поскольку неуказание административным истцом в подписных листах сведений о месте своего жительства свидетельствовало о несоблюдении требований к оформлению таких подписных листов и, как следствие, привело к признанию содержащихся в них всех подписей избирателей недействительными, тогда как необходимого количества достоверных подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты Николаевым А.В. в Окружную избирательную комиссию избирательного округа N 8 избирательного округа не представлено.
Оснований не согласиться с приведённым выводом судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку он полностью согласуется с приведёнными положениями статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Приложения 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статей 39, 40 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740.
В подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дано определение "адреса места жительства" применительно к регулируемым данным Федеральным законом правоотношениям - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
Необходимость указания в подписном листе сведений о месте проживания кандидата в депутаты (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата в депутаты), а также об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, является прямым требованием Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, которое носит строго формальный характер.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие у Николаева А.В. регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на территории Российской Федерации, не предоставляет ему права игнорировать установленные действующим законодательством требования к раскрытию информации о себе, как о кандидате в депутаты представительного органа муниципального образования, а также не даёт ему права не соблюдать требования действующего законодательства, касающиеся изготовления и оформления подписных листов.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, установленным на основании надлежащей правовой оценки представленных в материалы дела доказательств, учитывая, что судами неправильного применения норм материального права, нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, оснований для отмены решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 августа 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Николаева Алексея Валерьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.