Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никифорова Николая Лукича на решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Еремеева Мичилэ Ариановича к Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об отмене решения Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии от 3 августа 2022 года N 14/91-5 "О регистрации кандидата на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) Никифорова Hиколая Лукича".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года, удовлетворено административное исковое требование кандидата на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) Еремеева М.А. к Мегино-Кангаласской территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - Мегино-Кангаласская ТИК): отменено решение Мегино-Кангаласской ТИК от 3 августа 2022 года N 14/91-5 "О регистрации кандидата на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) Никифорова H.Л."
30 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Никифорова Н.Л, поданная им 25 августа 2022 года через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не установлено.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к числу которых подпунктом "д" отнесено: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные правовые предписания содержатся в пункте 7 части 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV).
Из содержания пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 6 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV следует, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме, согласно Приложению 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В свою очередь, из подстрочной строки к графе "работающего" Приложения 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то он вносит в подписной лист запись об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа после сведений о месте работы и о занимаемой должности или роде занятий.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным Приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Такое же положение содержится в части 6 статьи 92 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV.
Как следует из материалов настоящего административного дела, решением поселкового Совета депутатов муниципального образования "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2022 года N 4-46-4 на 11 сентября 2022 года назначены выборы главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия).
Решением Мегино-Кангаласской ТИК от 17 июня 2022 года N 2/9-5 "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность глав муниципального района "Мегино-Кангаласский улус", СП "Село Майя", ГП "поселок Нижний Бестях" определено, что для регистрации кандидата на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" необходимо 16 подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, при этом максимальное количество подписей, предоставляемых в Мегино-Кангаласскую ТИК, определено равным 20.
3 августа 2022 года Мегино-Кангаласская ТИК приняла решение N 14/91-5 о регистрации в качестве кандидата на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) Никифорова Н.Л, который представил в избирательную комиссию 20 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения, которые не были признаны недостоверными либо недействительными.
Решением Мегино-Кангаласской ТИК от 4 августа 2022 года N 15/92-5 кандидатом на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) также зарегистрирован Еремеев М.А, выдвинутый Мегино-Кангаласским отделением Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Мегино-Кангаласской ТИК от 3 августа 2022 года N 14/91-5, Еремеев М.А. указал, что подписные листы в поддержку самовыдвижения Никифорова Н.Л. изготовлены и оформлены без учёта требований Приложения 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При рассмотрении административного дела судами установлено, что во всех подписных листах Никифоров Н.Л. после сведений о месте своей работы и занимаемой должности (заместитель начальника МКУ "Мегино-Кангаласское районное управление образования") не указал, что он является депутатом Районного Совета депутатов муниципального района "Мегино-Кангаласский улус", осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе (л.д. 32-33, 54, 56-59).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав приведённые положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV, оценив имеющиеся в деле доказательства, включая содержание подписных листов, по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу о наличии оснований для отмены решения Мегино-Кангаласской ТИК от 3 августа 2022 года N 14/91-5, поскольку неуказание Никифоровым Н.Л. в подписных листах сведений об осуществлении им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в таких подписных листах, форма которых не соответствует требованиям, установленным Приложением 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Оснований не согласиться с приведённым выводом судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку он полностью согласуется с приведёнными положениями статей 37, 38, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Приложения 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статей 41, 44, 92 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV.
Из содержания Приложения 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ прямо следует, что кандидат на должность главы муниципального образования должен указать в подписном листе после сведений о месте работы, занимаемой должности или роде занятий, информацию о том, что он является депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Таким образом, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, форму подписных листов, представленных Никифоровым Н.Л. в Мегино-Кангаласскую ТИК для выдвижения кандидатом на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия), нельзя признать соответствующей Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку в них не были указаны сведения, предусмотренные данным Федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы Никифорова Н.Л. о том, что Мегино-Кангаласская ТИК не извещала его о каких-либо нарушениях в представленных им подписных листах, следовательно, в силу положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение Мегино-Кангаласской ТИК от 3 августа 2022 года N 14/91-5 не может быть отменено судом, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные выше нарушения при изготовлении и оформлении подписных листов не являлись очевидными, были известны Никифорову Н.Л. Кроме того, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что неуказание Никифоровым Н.Л. в подписных листах сведений о том, что он является депутатом Районного Совета депутатов муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" на непостоянной основе, необходимо расценивать как несущественное нарушение, которое не может влечь за собой признания подписей избирателей недействительными, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции, поскольку в данном случае, учитывая указание в подписных листах основного места работы и занимаемой должности кандидата, на восприятие избирателями информации о кандидате не влияло бы простое указание в подписных листах Никифорова Н.Л. на то, что он является депутатом соответствующего представительного органа муниципального образования (без дополнительной конкретизации "на непостоянной основе"). Однако в подписных листах в поддержку самовыдвижения Никифорова Н.Л. на должность главы городского поселения "поселок Нижний Бестях" муниципального района Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) в нарушение Приложения 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведений о том, что он является депутатом Районного Совета депутатов муниципального района "Мегино-Кангаласский улус", не содержалось.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат указаний на обстоятельства, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ могут являться основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никифорова Николая Лукича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.