Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Соловьевой О.В, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузоверя Сергея Владимировича к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках, компенсации за неиспользованные отпуска, компенсации в размере четырехмесячного содержания при увольнении, компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области
на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бузоверя С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее - УФНС по Магаданской области, Управление) о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках, компенсации за неиспользованные отпуска, компенсации при увольнении, процентов.
В обоснование заявленных требований указал, что с 3 октября 2014 года проходил службу в Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области в должности начальника отдела информационных технологий. Приказом от 11 декабря 2020 года служебный контракт расторгнут, он уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При увольнении ему выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 313818 рублей 56 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 53 календарных дня в размере 136344 рублей 62 копеек. Однако работодателем в расчет денежного содержания не были включены суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий при исчислении отпускных за 2018, 2019, 2020 годы, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного содержания при увольнении, компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Общая сумма невыплаченных денежных средств составила 932771 рубль 13 копеек. Полагал указанные действия ответчика незаконными.
Считал, что имеются основания для взыскания с Управления компенсации за нарушение сроков выплат, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 31 декабря 2019 года по 15 октября 2021 года.
Просил взыскать:
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период 2018, 2019, 2020 годы в размере 372658 рублей 77 копеек;
- компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 240809 рублей 68 копеек;
- компенсацию за неиспользованный отпуск за 2020 год (53 календарных дня) в размере 108898 рублей 57 копеек;
- компенсацию за неиспользованный отпуск за 2018 год (47 календарных дней) в размере 90553 рублей 02 копеек;
- компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 120404 рублей 84 копеек;
- компенсацию за нарушение сроков выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета, в размере 73461 рубля 23 копеек;
- компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей;
- судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 рублей и за оформление доверенности у нотариуса в размере 3500 рублей
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 14 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
С УФНС по Магаданской области в пользу Бузоверя С.В. взысканы: компенсация четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 240809 рублей 64 копеек, компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 120404 рублей 82 копеек, за неиспользованный отпуск в количестве 53 дней в размере 108898 рублей 57 копеек, произведя предусмотренные действующим законодательством удержания и отчисления, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции. Указывает, что в нарушение правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 34-КГ19-4, суды не определили правовую природу полученных истцом выплат в 2019-2020 годах, не установили на основании каких Постановлений Правительства Российской Федерации были осуществлены спорные выплаты в 2019-2020 годах. Указывает, что ст.ст. 11, 14, п. 2, 3 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 предусмотрен порядок утверждения федерального бюджета, расходов федерального бюджета на каждый год. Отмечает, что порядок расчета для федеральных государственных служащих предусмотрен Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года. Считает, что выводы суда должны быть сделаны на основе исследованных доказательств, вместе с тем в нарушение принципа состязательности судом не приняты во внимание письма ФНС России от 11.07.2019, от 12.12.2019, 19.03.2020, 10.08.2020, 19.11.2020, согласно которым материальное стимулирование было осуществлено на основании решения руководителя ФНС России Мишустина М.В. и Егорова Д.В. Также обращает внимание суда на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7 на спорные период 2019-2020 года не распространяется, поскольку, охватывает только период 2014 года.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь нормативно-правовыми, подлежащими применению, в том числе частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете его среднего заработка для оплаты отпускных, компенсаций при сокращении.
Вместе с тем, рассматривая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, руководствуясь положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен предусмотренный законом срок в отношении требований о взыскании задолженности по оплате отпускных сумм, полученных в 2018, 2019, 2020 годах, а также денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 2018 года в общей сумме 463211 рублей 79 копеек.
В связи с чем в удовлетворении требований в данной части судом отказано.
Кроме того, суд признал не основанными на законе требования истца о взыскании с Управления процентов за нарушение сроков выплаты причитающихся истцу сумм на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверив и оценив представленные сторонами в дело расчеты, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца сумм недоначисленной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 240809 рублей 64 копеек, компенсаций за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 120404 рублей 82 копеек, а также компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 53 дней в размере 108898 рублей 57 копеек (в том числе НДФЛ), произведя предусмотренные законом удержания.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, находя их верными, основанными на правильном применении законодательства, регулирующего спорные отношения и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Судом установлено, что Бузоверя С.В. с 3 октября 2021 года проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области в должности начальника отдела информационных технологий.
Приказом от 3 декабря 2020 г. N 04-02/484 л/с служебный контракт с Бузоверя С.В. расторгнут 11 декабря 2020 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Бузоверя С.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 313 818, 56 и компенсация за 53 дня неиспользованного отпуска за период с 3 октября 2019 года по 11 декабря 2020 года в размере 136 344, 62 рубля.
При расчете указанных выплат не были учтены выплаченные Бузоверя С.В. суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования.
В силу статьи 51 Федерального закона 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС N 2 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных. Материальное стимулирование, выплаченное Бузоверя С.В, в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при расчете выплачиваемой при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации в размере четырех месячного денежного содержания при сокращении.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.