Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу и дополнение к жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Сыпченко О.В. на вступившее в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 24 мая 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский",
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста - эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года N 05-107/2020, оставленного без изменения Ленинским районным судом г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский" (далее - ООО "СГЦ "Вишневский", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 24 мая 2022 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 26 ноября 2020 года N 05-107/2020 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе и дополнении к ней, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление Сыпченко О.В. выражает несогласие с судебным актом, приводя доводы о его незаконности. Просит решение судьи областного суда отменить, оставить без изменения решение судьи районного суда.
ООО "СГЦ "Вишневский", производство в отношении, которого прекращено, уведомленное в соответствии истребованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации о поданной жалобе представило возражения, в которых просит оставить судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела основанием для привлечения ООО "СГЦ "Вишневский" постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в ходе проведения административного расследования должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что ООО "СГЦ "Вишневский" осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, свиноматок на объекте, расположенном по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Беловка, ул. Лесная, д.3. Данный объект относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, включенным в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно журналу первичного учета, во II квартале 2020 года в результате деятельности объекта образовалось 1, 61445 тонн отходов, в III квартале 2020 года - 1, 61445 тонн. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для указанного объекта не разработаны, заявка на получение комплексного экологического разрешения обществом не подавалась.
Как указано в служебной записке временно исполняющего обязанности начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и административных платежей Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 12 ноября 2020 года N 02/398-СЛ, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от ООО "СГЦ "Вишневский" поступил на согласование в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 14 сентября 2020 года.
Следовательно, в период с 1 января по 30 сентября 2020 года ООО "СГЦ "Вишневский" осуществляло деятельность, сопровождающуюся образованием отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам 1 категории, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушены требования статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 219-ФЗ.
Судья районного суда с выводами должностного лица административного органа согласился.
Отменяя постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области и решение судьи Ленинского районного суда г..Оренбурга и прекращая производство по делу на основании части 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Оренбургского областного суда исходил из тех обстоятельств, что до января 2019 года обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение была возложена на всех хозяйствующих субъектов, в чьей деятельности образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время частью 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Федеральным законом N 219-ФЗ, предусмотрено, что с 1 января 2019 года и до получения комплексного экологического разрешения допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Таким образом, до 1 января 2019 года у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовала обязанность разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Данные субъекты представляли в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Действующее в спорный период правовое регулирование рассматриваемых правоотношений предусматривало обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень, обратиться в уполномоченный орган с заявкой на получение комплексного экологического разрешения. С 1 января 2019 года Федеральный закон N 89-ФЗ не содержит подобного исключения для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доводы жалобы заявителя, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к несогласию с вышеуказанными выводами, повлекшими прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Подпунктом "в" пункта 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно материалам дела, ООО "СГЦ "Вишневский" осуществляет эксплуатацию объекта, который отнесен к I категории негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, в связи с тем, что введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категориям, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту, эксплуатацию которого осуществляет юридическое лицо.
При этом с 1 января 2019 у таких субъектов, эксплуатирующих объекты I категории, возникла обязанность в получении именно комплексного экологического разрешения, составной частью которого является расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункты 1, 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды).
Действующее в спорный период правовое регулирование рассматриваемых правоотношений предусматривало обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень, обратиться в уполномоченный орган с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2022 года включительно.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
14 сентября 2020 года проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение поступил на согласование в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора от 14 сентября 2020 года, утвержден в октябре 2020 года.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Оренбургского областного суда было допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая истечение срока давности привлечения к административной ответственности, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного юридического лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена, в связи с чем доводы жалобы и дополнения к ней о правовой оценке правомерности привлечения общества к административной ответственности подлежат отклонению.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы и дополнений к ней не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
решение судьи Оренбургского областного суда от 24 мая 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский", оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Сыпченко О.В. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.