Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" Фархутдинова Ф.Ф. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Вахитовскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 24 мая 2022 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (далее АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан", общество),
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Вахитовскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 13 июля 2022 года, АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Фархутдинов Ф.Ф. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, вынесенных в отношении общества, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения обществом требований, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", проведенной прокуратурой Тетюшского района Республики Татарстан, установлено, что ФИО9, 8 ноября 1982 года рождения, с 4 июля 2017 года по 11 декабря 2018 года состоял в должности начальника МКУ Отдела образования по делам молодежи и спорту Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
12 декабря 2018 года между ФИО9. и ОАО "Тетюшское предприятие тепловых сетей" в лице генерального директора АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" Гатауллина М.М, заключен трудовой договор N 103, согласно которому ФИО9. принят на должность заместителя генерального директора (приказ о приеме на работу от 12 декабря 2018 года N 296/1).
21 января 2014 года между АО "Управлением капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" и ОАО "Тетюшское предприятие тепловых сетей" заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества управляющей организации, согласно которому АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" является единоличным исполнительным органом и осуществляет оперативное руководство с утверждением штатного расписания, заключения трудовых договоров с работниками.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 272-ФЗ "О противодействии коррупции" неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" не направило в предусмотренный законом 10-дневный срок в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан уведомление о приеме на работу ФИО9
3 марта 2022 года постановлением прокурора Тетюшского района Республики Татарстан в отношении АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" по указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Управления капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 2-5), запросом о предоставлении сведений (л.д. 6-7); копией трудового договора от 12 декабря 2018 года N 103 в отношении ФИО9. (л.д. 9-12); копией приказа о приеме на работу ФИО9. от 12 декабря 2018 года N 296/1 (л.д. 13); копией должностной инструкции заместителя генерального директора ОАО "Тетюшское предприятие тепловых сетей" (л.д. 14-16); копией Устава АО "Управления капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (л.д. 17-56); копией договора от 31 января 2014 года N 1 о передаче полномочий исполнительного органа открытого акционерного общества управляющей организации (л.д. 62-66); копией трудового договора от 4 июля 2017 года, заключенного между Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района и ФИО9 (л.д. 71-72); письменными объяснениями специалиста отдела кадров АО "Управления капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (л.д. 73-76); копией штатного расписания ОАО "Тетюшское ПТС" (л.д. 78-81); копией должностной инструкции инспектора по кадрам ОАО "Тетюшское ПТС" (л.д. 82-84); копией книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (л.д. 89-90); копией трудовой книжки ФИО9 (л.д. 91-103) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" нарушило требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом деле об административном правонарушении совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что состав административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, являлись предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признаны несостоятельным с указанием мотивов, изложенных в обжалуемых судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Утверждение заявителя о том, что о ранее замещаемой должности, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ФИО9 не сообщил работодателю, обоснованно оценено судебными инстанциями критически и отклонено, поскольку в представленной при приеме на работу трудовой книжке имеется запись о ранее занимаемой должности ФИО9
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты, вынесенные по другим делам об административных правонарушениях в отношении разных лиц, основанием для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с учетом положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере ниже низшего предела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену судебных актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Вахитовскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 24 мая 2022 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан", оставить без изменения, жалобу генерального директора Фархутдинова Ф.Ф. оставить без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.