Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального округа город Алексин на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора к администрации муниципального округа города Алексин о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Алексин (далее - Администрация) по необеспечению расположенных в "адрес" земельных участков с кадастровыми номерами N объектами инфраструктуры - газоснабжения; возложить на Администрацию обязанность подвести к земельным участкам данный объект инфраструктуры до 1 декабря 2023 года.
В обоснование требований указал, что постановлением Администрации утвержден Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, в который включены земельные участки, находящиеся в "адрес". Вместе с тем, в нарушение требований закона земельные участки не обеспечены технической возможностью подключения к газовым сетям, что затрудняет строительство на этих участках жилых домов, фактическое проживание многодетных семей без важнейшего коммунального ресурса - газа.
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года признано незаконным бездействие Администрации по необеспечению названных земельных участков инженерными коммуникациями - газоснабжением, на Администрацию возложена обязанность обеспечить эти земельные участки объектом инженерной инфраструктуры - газоснабжения в срок до 1 декабря 2023 года.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 июня 2022 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что судами не учтена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тульской области; у прокурора не имелось оснований для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Тульской области порядок и случаи предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, установлен Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".
Пунктом 3 статьи 3 названного закона предусмотрены разработка и реализация органами местного самоуправления комплекса мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.
Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, земельные участки с кадастровыми номерами N расположенные в "адрес", на основании постановления Администрации от 11 февраля 2015 года N, с учетом изменений внесенных постановлениями Администрации от 15 ноября 2016 года N, от 28 декабря 2018 года N, включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
На основании постановлений администрации муниципального образования г. Алексин N от 3 мая 2018 года, N от 3 мая 2018 года, N N от 9 июня 2018 года, N N от 20 июня 2018 года, N N от 6 апреля 2018 года, N N от 6 апреля 2018 года, N N от 6 апреля 2018 года, N N от 22 февраля 2018 года, N N от 22 февраля 2018 года, N N от 22 февраля 2018 года, N от 13 февраля 2018 года, N от 13 февраля 2018 года, N от 24 января 2018 года, N от 24 января 2018 года, N от 19 января 2018 года, N от 18 января 2018 года, N от 18 января 2018 года, N от 25 июня 2018 года, N от 28 декабря 2018 года, N от 20 мая 2020 года, N от 1 апреля 2021 года вышеуказанные земельные участки предоставлены гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в общую долевую собственность, бесплатно.
Из сообщения первого заместителя главы Администрации от 23 октября 2020 года N на представление прокурора следует, что земельные участки не оснащены инженерной инфраструктурой, в связи с тем, что на их оснащение не выделялись средства из бюджета муниципального образования; дальнейшее обустройство земельных участков инженерной инфраструктурой будет осуществляться в пределах выделенных средств. Отсутствие технической возможности подключения к газовым сетям отражено также в акте обследования земельных участков от 21 декабря 2021 года, проведенного комиссией в составе сотрудника прокуратуры, консультанта отдела земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений Администрации.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в вопреки требованиям закона в течение длительного времени Администрация не предприняла меры по обеспечению возможности подключения земельных участков к сетям инженерно- технического обеспечения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов.
Ссылки на наличие региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тульской области не опровергают правильность выводов суда о незаконном неисполнении Администраций требований по инфраструктурному оснащению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям. Положения названной программы Администрации следовало учитывать при образовании и предоставлении таких земельных участков. Установленные судом сроки инфраструктурного оснащения земельных участков не являются неразумными, не нарушают баланс интересов многодетных семей и публичных интересов, решение суда в данной части направлено на скорейшее восстановление нарушенных прав многодетных семей.
При наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопрос об отсрочке исполнения решения суда по заявлению Администрации может быть разрешен в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки на необоснованность заявления прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям (часть 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального округа город Алексин - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.