Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области Лукьянова А.В. на решение Ростовского областного суда от 5 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ОАО "Исток" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенности Рогожиной Е.В, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителей ОАО "Исток" Плишкина С.П. и Михайленко О.В, а также заключение прокурора Шаповаловой О.Ю, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее также - РСТ, тарифный орган, регулирующий орган) от 20 декабря 2018 г. N 85/34 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2019-2023 годы" (далее - постановление от 20 декабря 2018 г. N 85/34) установлены тарифы для открытого акционерного общества "Исток" (далее - ОАО "Исток", предприятие, регулируемая организация) на пятилетний долгосрочный период 2019-2023 гг. в сфере холодного водоснабжения на питьевую воду для потребителей г. Каменск-Шахтинский и мкр. Лиховской, для прочих потребителей и на питьевую воду второго подъема для ОАО "Каменскволокно", в сфере водоотведения для потребителей г. Каменск-Шахтинский и мкр. Лиховской и прочих потребителей, с разбивкой по полугодиям (приложение N 1 к постановлению) и долгосрочные параметры регулирования указанных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (базовый уровень операционных расходов (пункты 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 приложение N 2 к постановлению), индекс эффективности операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности: уровень потерь воды и удельный расход электрической энергии).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. N 54/44 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток", г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год" (далее - постановление от 18 декабря 2020 г. N 54/44) признаны утратившими силу тарифы, установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. N 85/34 на 2021 г, и установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток", город Каменск-Шахтинский, на 2021 г. по полугодиям с учетом корректировки.
ОАО "Исток" обратилось в Ростовский областной суд с административным иском о признании недействующими постановления от 20 декабря 2018 г. N 85/34 с 1 января 2020 г, постановления от 18 декабря 2020 г. N 54/44 с момента принятия, постановления РСТ от 19 декабря 2019 г. N 67/9 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2020-2024 годы" и постановления РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54/42 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год".
Определением Ростовского областного суда от 28 сентября 2021 г. прекращено производство по делу в части административных исковых требований о признании недействующими постановления РСТ от 19 декабря 2019 г. N 67/9 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2020-2024 годы" и постановления РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54/42 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год" в связи с отказом от исковых требований.
Решением Ростовского областного суда от 5 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановление от 20 декабря 2018 г. N 85/34 в части определения размеров тарифов, установленных приложением N 1 к постановлению, и показателей базового уровня операционных расходов, установленных пунктами 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 Приложения N 2 к постановлению; постановление от 18 декабря 2020 г. N 54/44; на тарифный орган возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 20 декабря 2018 г. N 85/34 признано недействующим, а также принять новый нормативный правовой акт, замещающий постановление от 18 декабря 2020 г. N 54/44.
В кассационной жалобе, поданной руководителем Региональной службы по тарифам Ростовской области Лукьяновым А.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении мотивировочной части указанных судебных актов, касающейся доводов о неправомерности определения РСТ расходов ОАО "Исток" на оплату труда работников предприятия с учетом ставки рабочего первого разряда в соответствии с ОТС РО.
Заявитель кассационной жалобы просит принять по административному делу новое решение о признании законным и обоснованным определение РСТ расходов ОАО "Исток" на оплату труда работников предприятия с учетом ставки рабочего первого разряда в соответствии с ОТС РО при принятии постановлений РСТ от 20 декабря 2018 г. N 85/34 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2019 - 2023 годы", от 18 декабря 2020 г. N 54/44 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток" (ИНН 6147005538), г. Каменск-Шахтинский, на 2021 год".
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенности Рогожиной Е.В, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителей ОАО "Исток" Плишкина С.П. и Михайленко О.В, а также заключение прокурора Шаповаловой О.Ю, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти Ростовской области является Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 Положения о Региональной службой по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. N 20, РСТ утверждает цены (тарифы) и их предельные уровни, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
ОАО "Исток" осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Каменск-Шахтинский, кроме мкр. Заводской, на основе утвержденных органом регулирования тарифов.
ОАО "Исток" 28 апреля 2018 г. обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. с применением метода индексации.
Дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения открыто 4 мая 2018 г, установлен метод регулирования тарифа - метод индексации. Специалистами РСТ проведена экспертиза представленных обществом документов. В период рассмотрения тарифного дела предприятием представлялись дополнительные обосновывающие материалы. По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов уполномоченным по делу рассчитаны экономически обоснованные тарифы и подготовлены заключения от 10 декабря 2018 г. Принятым единогласно на заседании тарифного органа посредством открытого голосования постановлением от 20 декабря 2018 г. N 85/34 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду) для потребителей г. Каменск-Шахтинского и мкр. Лиховской, для прочих потребителей и на питьевую воду второго подъема для ОАО "Каменскволокно", в сфере водоотведения для потребителей г. Каменск-Шахтинского и мкр. Лиховской и прочих потребителей (приложение N 1 к постановлению).
Базовые уровни операционных расходов утверждены в следующих размерах: в сфере холодного водоснабжения на питьевую воду для потребителей г. Каменск-Шахтинский и мкр. Лиховской - 58 361, 72 руб, для прочих потребителей - 37 302, 95 руб, на питьевую воду второго подъема для ОАО "Каменскволокно" - 32 311, 36 руб, на водоотведение для потребителей г. Каменск-Шахтинский и мкр. Лиховской - 44 919, 02 руб, для прочих потребителей - 7 254, 99 руб. (пункты 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 приложение N 2 к постановлению).
ОАО "Исток" 30 апреля 2020 г. обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке установленных долгосрочных тарифов на 2020 г.
Дело о корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения открыто 15 мая 2020 г.
Постановлением от 18 декабря 2020 г. N 54/44 признаны утратившими силу тарифы, установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. N 85/34, установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Исток", город Каменск-Шахтинский, на 2021 г. - третий год второго долгосрочного периода регулирования с учетом корректировки.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
В силу пунктов 12, 13, 16, 25 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении тарифов и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил N 406 и пункт 15 Регламента).
Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины НВВ.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств, нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79 (1) Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа.
При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и применяет источники информации о ценах, перечисленные в приоритетном порядке в пункте 22 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 Методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Вместе с тем, реализация тарифным органом своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения тарифного органа и не предполагает произвольных действий данных органов, то есть уменьшение или увеличение размера заявленных затрат должно быть подтверждено соответствующим экономическим и правовым обоснованием, в частности, принятие или исключение какой-либо величины в указанном диапазоне валовой выручки.
Расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов (пункты 39, 40, 41 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденное 8 декабря 2016 г.), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденное 16 марта 2017 г.).
Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств (пункт 1.8 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденное 8 декабря 2016 г.).
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность (пункт 1.9 указанного соглашения).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников (пункт 1.12 указанного соглашения).
В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Специальный порядок присоединения организаций к отраслевому тарифному соглашению путем направления письма о присоединении к соглашению либо путем подписания соответствующего соглашения (договора) для последующего включения в региональный реестр участников определен разделом 11 "Заключительные положения" ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденного 16 марта 2017 г.
Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденному 8 декабря 2016 г, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденного 8 декабря 2016 г, предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
В заявке ОАО "Исток" по статье "Расходы на оплату труда" базовый размер тарифной ставки рабочего 1 разряда на 2019 г. указан в сумме 7 766 руб. Сводный фонд оплаты труда заявлен предприятием в размере 196 111, 07 тыс. руб, РСТ утвердила фонд оплаты труда в размере 113 943, 11 тыс. руб.
Для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. составила 10 303 руб. Расчет органом регулирования заработной платы исходя из базовой ставки рабочего 1 разряда в соответствии отраслевым тарифным соглашением Ростовской области, равной 5 547 руб, является неправомерным и экономически необоснованным.
Поскольку ОАО "Исток" не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 гг, утвержденному 8 декабря 2016 г, действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию, поэтому административный истец при определении расходов на оплату труда вправе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением.
Официальное присоединение ОАО "Исток" к данному соглашению 16 декабря 2019 г. не свидетельствует об отсутствии оснований для применения тарифным органом положений соглашения в части социальных гарантий работников, в том числе с целью учета затрат по оплате труда, и об отсутствии экономического обоснования включения данных затрат в расчет.
Письмо Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 28 октября 2021 г. не опровергает обоснованные выводы судов.
Правомерны выводы нижестоящих судов об ошибочной позиции тарифного органа при определении фонда оплаты труда в составе базового уровня операционных расходов исходя из необоснованного расчета штатной численности персонала.
Согласно части 12 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктам 19 - 21 Основ ценообразования на организации, оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам, возлагается обязанность вести раздельный учет доходов и расходов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр (далее - Порядок N 22/пр).
Согласно пунктам 2, 4 Порядка N 22/пр раздельный учет расходов и доходов ведется на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и другим критериям, установленным названным порядком.
В силу пункта 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности: в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 19 Основ ценообразования установлено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На момент принятия постановления N 85/34 производственная деятельность ОАО "Исток" состояла из циклов: забор технической воды из подземных и поверхностных источников, подготовка, транспортировка до потребителя по водопроводно-канализационным сетям, имеющим различную протяженность по ряду потребителей (население г. Каменск-Шахтинский и мкр. Лиховской, ООО "Каменскволокно" и прочие потребители г. Каменск-Шахтинский).
При этом по состоянию на 2017 г. предприятием не были представлены тарифному органу документы раздельного учета по осуществляемым видам регулируемой деятельности и документы учетной политики ОАО "Исток".
Согласно приложениям 2.2, 2.2.1 пункта 17 Методических указаний расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определенного исходя из численности группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника.
В штатном расписании штатная расстановка специалистов и рабочих по указанным видам деятельности отсутствует. Принятая к расчету тарифов численность работников отражена в экспертном заключении отдельно по каждой соответствующей группе работников "Производственный персонал", "Ремонтный персонал", "Административный персонал".
Согласно пункту 4 Регламента в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения (или) или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе на предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Нормативно-правовым актом, регулирующим определение нормативной численности работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления N 85/34, являлись Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66 (далее - Приказ Госстроя N 66).
Представленный в материалы тарифного дела расчет численности ОАО "Исток" на 2019 г. не отражает полной информации в соответствии с Приказом Госстроя N 66 - не содержит расчета численности каждой группы работников по каждому устанавливаемому тарифу.
Предприятием по запросу органа регулирования 14 декабря 2018 г. предоставлен расчет нормативной численности за 2017 г. ОАО "Исток".
При этом тарифным органом без правового и фактического обоснования принята численность по производственному и ремонтному персоналу выше фактической численности.
При установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на первый долгосрочный период 2016-2018 гг. при расчете базового уровня операционных расходов РСТ учла численность работников в количестве 868, 17 ед, в том числе производственный персонал - 278, 16 ед, ремонтный персонал -196 ед, административный персонал - 394, 01 ед.
Фактическая численность работников за 2017 г. составила 631, 0 ед. (производственный персонал - 208, 1 ед, ремонтный персонал - 126, 0 ед, административный персонал - 297, 0 ед.).
Согласно заявке ОАО "Исток" на 2019 г. численность работников составила 727, 68 ед. (производственный персонал - 236 ед, ремонтный персонал - 218 ед, административный персонал - 273, 68 ед.).
Органом регулирования принята численность работников в количестве 545 единиц (производственный персонал - 215 единиц, что выше фактического на 6 единиц, ремонтный персонал - 127 единиц, что выше фактического на 1 единицу, административный персонал - 203 единицы, что ниже фактического на 94 единицы).
Расчет административно-управленческого персонала произведен РСТ, исходя из положений приказа Госстроя N 66 о том, что при среднесписочной численности работников от 401 до 600 ед. численность административно-управленческого персонала не должна превышать 42 человек, без обоснования применения среднесписочной численности работников в указанном диапазоне.
Такой порядок расчета в отсутствие соответствующего экономического и правового обоснования не основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Отсутствие правового и экономического обоснования, определение самостоятельно органом регулирования фактических показателей численности работников производственного и ремонтного персонала и расчета численности административного персонала способом, не позволяющим проверить его обоснованность, противоречит принципам государственного регулирования цен, свидетельствует о наличии неоправданно широкой дискреции тарифного органа при установлении оспариваемых тарифов, а также о том, что тарифы являются произвольными, что влечет недействительность расчета тарифов, долгосрочного параметра регулирования - базового уровня операционных расходов.
Оснований для пересмотра тарифных решений по иным статьям расходов не имеется.
В соответствии с требованиями пункта 51, 60, 75 Основ ценообразования, пунктов 33, 36, 49 Методических указаний корректировка базового уровня операционных расходов рассчитывается по формуле 10 пункта 36 названных методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.
В связи с наличием оснований для признания недействующим постановления N 85/34, утвердившего показатели базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования, корректировка установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. N 85/34 тарифов на 2021 г. подлежит пересмотру.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 5 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.