дело N 2-2005/2021
8г-14399/2022
г. Краснодар 1 сентября 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 1 сентября 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Мельникова В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года (судья Кукурекин К.В.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года (судьи Радовиль В.Л, Балацкий Е.В, Савина О.В.) по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", ФКУ "Управление Черноморского флота" о возложении обязанности выполнить определенные действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Дудина С.А. (доверенность от 10 ноября 2020 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", ФКУ "Управление Черноморского флота" о возложении обязанности выполнить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны РФ, отделения надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым здания общежития N 18 военного городка N 267, расположенного по адресу: "адрес" ("данные изъяты") установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 20 октября 2021 года исковые требования заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N 18 военного городска N 267). Возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии, изложенные в сообщении отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 31 мая 2021 года N1078, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Запрещено Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации эксплуатацию здания общежития до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм. Возложена обязанность на Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, вынести по делу новое судебное решение, которым в удовлетворении искового заявления военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона ввиду незаконности и необоснованности заявленных требований, отсутствия допустимых доказательств, предъявления требований к ненадлежащему лицу отказать в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель указывает на несогласие с судебным решением Ленинского районного суда г. Севастополя и апелляционным определением Севастопольского городского суда в части удовлетворенных требований, поскольку судебное решения вынесено с нарушением требований закона, в нарушение требований ведомственных нормативно-правовых актов, на основании недопустимых доказательств и являются незаконными, необоснованным и подлежащим отмене, повторяя доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель лица, участвующего в деле поддержал свою правовую позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 309 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, отделения надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в здании общежития N 18 военного городка N 267, расположенного по адресу: "адрес", по результатам которой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности, общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается.
Согласно акту осмотра от 17 сентября 2020 года объектов казарменно-жилищного фонда, распложенного по адресу: "адрес", утвержденному врио начальника Симферопольской КЭЧ, здание (общежитие по ГП N 18, год постройки 1975) требует проведения неотложного капитального ремонта всех конструктивных элементов здания и инженерных сетей.
Согласно акту осмотра здания по генеральному плану NN 18, 19 (общежития), военный городок N 267, распложенного по адресу: "адрес" от 1 апреля 2021 года, проведенного 309 военной прокуратурой гарнизона с участием специалиста Симферопольской КЭЧ, общежитие представляет собой пятиэтажное с цоколем и подвалом строение 1975 года постройки, общей площадью 4359, 4 кв. м. Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено.
Фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала, и имеет место разрушение стен бетонной отмостки. Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя.
Железобетонные перекрытия первого и пятого этажей также находятся в неудовлетворительном состоянии в связи с намоканием плит, частичным разрушением защитного бетонного слоя и наличием оголенной коррозийной арматуры.
Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы, в связи с протеканием воды. Также в перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Также установлено стирание поверхности полов в местах общего пользования. Металлопластиковые окна помещений находятся в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем деревянные окна и двери подлежат замене.
Установлено, что элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии. Также требуется ревизия теплового обеспечения здания, по фактам наличия подлежащих замене металлических труб, радиаторов отопления и запорной арматуры. Водопроводно-канализационная система также находится в неудовлетворительном состоянии в связи с подлежащими замене металлическими трубами, запорной арматурой и сантехническим оборудованием. Внутреннее электроснабжение, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная и охранная сигнализация отсутствуют.
Результаты проведенного осмотра свидетельствуют, что общежитие требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Согласно результатам проверки 637 ЦГСЭН (информационное сообщение о фактах нарушения санитарного законодательства от 1 июня 2021 года N 58) общежитие управляющими компаниями не обслуживается, до 1 ноября 2019 года обслуживалось ООО "Управляющая компания "Столица", с 1 ноября 2019 года закончился срок действия договора управления с Минобороны России.
Специальная площадка для установки контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов оборудована на расстоянии менее 20 м от здания общежития и детской площадки. Площадка не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, 2 металлических контейнера, установленные на ней, не оборудованы крышками, ограждение обеспечивающее предупреждение распространения отходов за территорию контейнерной площадки отсутствует, что является нарушением статьи 198 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ; пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), части 3 пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Здание общежития находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что привело к ускоренному разрушению конструктивных элементов здания.
Теплоснабжение общежития централизованное, газоснабжение отсутствует. Здание обеспечено централизованным энергоснабжением, централизованной подачей холодной воды от сетей г. Симферополя и системой водоотведения в коллектор муниципального образования. Вентиляция естественная, через оконные проемы и канальная вентиляция в санитарных узлах. Горячее водоснабжение от электрических бойлеров, установленных жильцами в каждом помещении для проживания. Система электроснабжения общежития требует ревизии, поскольку в нарушение требований пункта 130 СанПиН 2.1.3684-21 в коридорах на всех этажах под потолком проложены пучки проводов, на этажах имеются вскрытые электрощитовые коробки распределительных щитов, в коридорах и на лестничных клетках работает не более 20% плафонов с лампочками (остальные выкручены), не все светильники оборудованы плафонами или другими защитными элементами.
Стены и перегородки помещений находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют износ отделочного покрытия (износ и отслаивание обоев, отшелушивание штукатурки, грибковое поражение), следы протекания атмосферных осадков.
Потолок покрыт известковой побелкой, со следами шелушения и отслаивания, имеет наличие и проявление трещин, грибковое поражение, следы протекания атмосферных осадков.
В общежитии на этажах из помещений общего пользования имеется только туалетные комнаты и умывальники, их санитарно-техническое состояние, а также состояние санитарно-технического оборудования неудовлетворительное, с крайней степенью износа и не пригодно к эксплуатации. Система холодного водопровода и канализации требует ревизии и ремонта; электроосветительные приборы не оборудованы защитными плафонами, лампочки отсутствуют.
В нарушение требований пункта 140 СанПиН 2.1.3684-21 в общежитии мужская и женская душевые, стиральная, детская игровая комната, буфетная, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, бельевые, комнаты для сушки белья отсутствуют.
Наружные фасады, элементы отделки, балконные железобетонные блоки нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлены следы значительных разрушений покрытий фасадов, балконных плит, отделочных слоев балконов и пр. Часть навесных балконных блоков обрушена. Обрушающиеся элементы фасада представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью проживающих, что является нарушением пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Входы в подвальные помещения общежития (парапеты и ступени) частично разрушены. Подвальные помещения закрыты на замок, по словам проживающих в Общежитии, используются как склады для хранения товаров.
На момент проверки общее санитарно-техническое состояние зданий общежития (наружного штукатурного покрытия стен, внутренних отделочных покрытий лестничных пролетов и клеток) неудовлетворительное. Отмечены значительные участки разрушений на наружных стенах, балконах, внутренних поверхностях.
Проживание в зданиях общежитий без проведения неотложных мероприятий по ремонту (восстановлению) структуры зданий и инженерных коммуникаций не может создать безопасные условия для проживающих.
Здание и места общего пользования Общежития не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, что не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, в нарушение требований статьи 21, п.п. 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", также не отвечает требованиям санитарных норм СанПиН 2.1.368-21 по п.п. 3, 126, 130, 140.
Помимо этого, проверкой, проведенной с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, в общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.
Так помещения не оборудованы системой пожарной сигнализации (приложение А таб. А.1 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования).
Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (раздел 7 таб. 2. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности).
Коридоры длинною более 15 метров без естественного проветривания не оборудованы вытяжной противодымной вентиляцией (ст. 4, ст. 6, ст. 56, N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 7.2 СП 7.13130.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования").
На путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Отсутствуют устройства для самозакрытия, и уплотнение в притворах поэтажных дверей ведущих на лестничные клетки здания (п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы").
Отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состояний (п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Пожарные краны, на каждом этаже здания, не укомплектованы пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Эксплуатация эвакуационных путей и выходов не обеспечена соблюдением проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов). Допускается перепланировка путем пристройки помещений в общих коридорах здания, что препятствует свободной эвакуации людей при пожаре, также допускается размещение мебели, и других предметов на путях эвакуации (п. 16 п/п (е); п/п (ж) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником общежития (военный городок N 267 здание по ГП N 18) является Российская Федерация, здание закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Планирование работ по капитальному ремонту либо реконструкции объектов казарменно-жилищного фонда Черноморского флота в соответствии с положениями Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, осуществляется квартирно-эксплуатационным управлением Черноморского флота и Симферопольской КЭЧ.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, учреждение обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, однако, как установлено судом, за ней общежитие по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Субхи, д.1 Б (N 18 военного городка N 267), собственником не закреплено и в пользование не передавалось.
В связи с чем суд пришел к выводу, что в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации не закрепило спорное общежитие за подчиненной ему организацией и как собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества.
На основании приказа директора Департамента военного имущества МО РФ от 16 ноября 2020 года N 2741 и акта приема-передачи от 1 февраля 2021 года общежитие было передано на праве оперативного управления в ФГАУ "Росжилкомплекс".
Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными выше нормами, суд пришел к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс", и, принимая во внимание установленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии, факт наличия которых не оспорен, заявленные требования в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс" устранить допущенные нарушения, признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", поскольку названное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, так как в его компетенцию в соответствии Положением и Уставом входит поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности ЧФ, функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы.
Ввиду того, что проверкой установлено неудовлетворительное состояние помещений общежития и существенные нарушения норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в целях соблюдения прав военнослужащих на безопасные и достойные жилищные условия, суд пришел к выводу о необходимости возложения на Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс", на которое возложены обязанности по планированию работ по капитальному ремонту либо реконструкции спорного объекта, запрета эксплуатации указанного здания общежития.
Апелляционная судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, обоснованно отклонив доводы ответчика о том, что Минобороны России не является надлежащим ответчиком по делу.
В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" указано, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Министерства обороны РФ на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции, в числе прочих, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В свете приведенных норм то, что спорное общежитие является собственностью Российской Федерации, не опровергает, а как раз подтверждает его отнесение к имуществу обороны, закрепленному на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", соответственно, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 года N 621 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", Положением о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 (с изменениями и дополнениями), вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда, ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, перспективное и текущее планирование формирования специализированного жилищного фонда и его учет, возложены на ФГАУ "Росжилкомплекс".
Как верно установлено судом, организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, однако за ней общежитие по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. Субхи, д. 1Б (N 18 военного городка N 267), собственником не закреплено и в пользование не передано, в связи с чем суд пришел к верному выводу, что поскольку Министерство обороны Российской Федерации не закрепило спорное общежитие за подчиненной ему организацией, то в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, соответственно, должны отвечать требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, в целях соблюдения прав и законных интересов проживающих в общежитии, до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм суд обосновано удовлетворил требования истца о наложении запрета на распределение жилых помещений в данном общежитии и возложении обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в помещения, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная судебная коллегия обоснованно указала на несоответствие материалам дела утверждения Министерства обороны Российской Федерации о том, что какой-либо проверки, в ходе которой установлены нарушения, в том числе требований противопожарной безопасности и необходимость проведения капитального ремонта, не проводилось.
Из материалов дела следует, что 309 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, отделения надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в здании общежития N 18 военного городка N 267, расположенного по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. Субхи, д. 1Б, по результатам которой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил.
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), к основным задачам которой относится, в том числе, организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции участвуют в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", дают пояснения и представляют информацию в рамках своей компетенции, готовят мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получают для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры.
Таким образом, участвуя в прокурорской проверке, должностное лицо отделения надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым, вправе указать на нарушение требований противопожарной безопасности.
О необходимости проведения неотложного капитального ремонта всех конструктивных элементов здания и инженерных сетей указано также в двух актах осмотра здания должностными лицами Симферопольской КЭЧ.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Учитывая зафиксированные в представленных актах разрушения, повреждения, состояние конструкций и инженерных сетей, а также отсутствие оснований для сноса, очевидна необходимость проведения капитального ремонта.
При этом ответчиками не опровергнута необходимость проведения капитального ремонта здания общежития, а также несоответствие его требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности. Ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы ответчики не заявляли.
Обоснованных доводов о том, что установленный судом для исполнения решения суда срок, является неразумным и невыполнимым, не приведено.
Доводу Министерства обороны Российской Федерации относительно наличия у прокурора права обратиться в суд с настоящим иском судами также дана оценка.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В свете приведенных норм прокурор может обратиться в суд не только в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, но и интересов государства.
Спорное здание общежития является собственностью государства, не выполняя обязанности по его содержанию и проведению ремонта, ответчики причиняют ущерб государству, так как ненадлежащее содержание переданного в оперативное управление государственного имущества приводит его в непригодное для использования по назначению состояние.
В соответствии с нормами действующего законодательства прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства.
При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковое заявление заместителем военного прокурора 309 военной прокуратуры подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (проживающих в общежитии, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Субхи, 1Б, (здание по ГП N 18 военного городка N 267), а также лиц, которые могут находиться в данном общежитии) и государства.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.