Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Лукьяновой Т.Г, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Большеуковского муниципального района Омской области на решение Большеуковского районного суда Омской области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу N 2а-7/2022 по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Большеуковского муниципального района Омской области и администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Большеуковского муниципального района Омской области выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в с. Листвяги, д. Чебачиха, д. Чаунино, с. Чернецовка; возложении на администрацию Большеуковского муниципального района Омской области обязанности в срок до 1 февраля 2023 года принять меры по ликвидации свалок, а также о признании незаконным бездействия администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в д. Верхние Уки, д. Поспелово, д. Решетино, д. Уки; возложении на администрацию Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области обязанности в срок до 1 февраля 2023 года принять меры к их ликвидации (изложено в редакции принятого судом уточнения).
Требования мотивировал тем, что по итогам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района, а также на территории Чебаклинского и Чернецовского сельских поселений Большеуковского муниципального района выявлены несанкционированные свалки, которые отражены в Адресном перечне мест несанкционированного размещения отходов, включенном в территориальную схему обращения с отходами производств и потребления в Омской области, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 года N 39, и подлежат ликвидации, однако административными ответчиками в нарушение требований действующего законодательства меры по ликвидации данных несанкционированных свалок не принимаются, что нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную среду обитания, может повлечь загрязнение окружающей среды, в том числе земель, отходами.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен администрация Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, администрация Черенцовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области.
Решением Большеуковского районного суда Омской области от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 года, заявленные прокурором административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 июля 2022 года, администрацией Большеуковского муниципального района Омской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового решения со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что выводы судов о нахождении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в ведении администрации района противоречат положениям Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень вещных прав. Указывает, что органы местного самоуправления Большеуковского муниципального района не вправе осуществлять расходы из местного бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов в силу требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Прокуратурой Омской области принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом (статья 1); право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4).
Из материалов административного дела усматривается, что в результате проведенных прокуратурой Большеуковского района проверочных мероприятий на территории Большеуковского муниципального района Омской области выявлены 10 несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, расположенных по следующим адресам: примерно в 450 м по направлению на северо-восток от ориентира - "адрес" д. Верхние Уки Большеуковского района Омской области, на земельном участке с кадастровым номером N примерно в 630 м по направлению на северо-запад от ориентира - "адрес" д. Поспелово Большеуковского района Омской области на земельном участке с кадастровым номером N; примерно в 550 м по направлению на юг от ориентира - "адрес" Решетино Большеуковского района Омской области на земельном участке с кадастровым номером N примерно в 800 м по направлению на северо-восток от ориентира - д "адрес". Уки Большеуковского района Омской области на земельном участке с кадастровым номером N в 360 м по направлению на юго-восток от с. Листвяги Большеуковского района Омской области; в 200 м по направлению на запад от д. Чебачиха Большеуковского района Омской области; в 500 м по направлению на юго-восток от с. Чебаклы Большеуковского района Омской области; в 670 м по направлению на юго-восток от д. Чаунино Большеуковского района Омской области; в 840 м по направлению на юг от с. Чернецовка Большеуковского района Омской области; в 400 м по направлению на восток от д. Чугунлы Большеуковского района Омской области, информация о наличии которых с указанием их месторасположения содержится в приложении N 8 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 года N 39.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках, в деле отсутствуют.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные в д. Верхние Уки, д. Поспелово, д. Решетино, д. Уки Аевского сельского поселения Большеуковского района Омской области, принадлежат на праве собственности Аевскому сельскому поселению Большеуковского муниципального района Омской области. Остальные несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов (в с. Листвяги, д. Чебачиха, с. Чебаклы, д. Чаунино, с. Чернецовка, д. Чугунлы) расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов по адресам: в 360 м по направлению на юго-восток от с. Листвяги Большеуковского района Омской области; в 200 м по направлению на запад от д. Чебачиха Большеуковского района Омской области; в 500 м по направлению на юго-восток от с. Чебаклы Большеуковского района Омской области; в 670 м по направлению на юго-восток от д. Чаунино Большеуковского района Омской области; в 840 м по направлению на юг от с. Чернецовка Большеуковского района Омской области; в 400 м по направлению на восток от д. Чугунлы Большеуковского района Омской области образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Большеуковского муниципального района Омской области, возложение обязанности по ликвидации указанных свалок на администрацию Большеуковского муниципального района Омской области, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанными земельными участками, является правомерным.
Доводы административного ответчика об обратном, приведенные в кассационной жалобе, ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств суды пришли к верному выводу о нарушении администрацией Большеуковского муниципального района Омской области законодательства о размещении отходов, а также о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, что приводит к загрязнению окружающей среды.
Ссылка ответчика на то, что органы местного самоуправления Большеуковского муниципального района не вправе осуществлять расходы из местного бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, несостоятельна.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанным по несению расходов, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок, является орган местного самоуправления, а именно в рассматриваемом случае - администрация Большеуковского муниципального района Омской области.
В части выводов судов о наличии незаконного бездействия на стороне администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области кассационная жалоба каких-либо доводов о несогласии с указанными выводами не содержит, по существу судебные акты в названной части подателем кассационной жалобы не оспариваются.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Большеуковского районного суда Омской области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 апреля 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большеуковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.