Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по гражданскому делу N70RS0003-01-2021-006707-71 (N2-3151/2021) по иску С.И.А. к Федеральной службе судебных приставов России о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов России на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов России - Ч.Н.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, объяснения С.И.А. и ее представителя В.Т.А, действующей на основании доверенности, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.И.А. обратилась с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области (далее- УФССП по Томской области), Федеральной службе судебных приставов России (далее -ФССП России) о признании незаконным отказа УФССП по Томской области в назначении пенсии за выслугу лет, о признании незаконным отказа ФССП России в назначении пенсии за выслугу лет, о возложении обязанности на ФССП России назначить ей пенсию за выслугу лет с даты увольнения с 28 мая 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что истец работала в органах принудительного исполнения Российской Федерации 13 лет 07 дней в период с 21 мая 2008 г. по 28 мая 2021 г.
Приказом ФССП России от 18 мая 2021 г. N-лс срочный контракт с истцом прекращен, она уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 28 мая 2021 г. по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. В данном приказе указано, что выслуга лет по состоянию на 28 мая 2021 г. составляет 13 лет 07 дней. Общий трудовой стаж составляет 35 лет 4 месяца 24 дня.
Истец обратилась к ответчикам с просьбой о назначении пенсии за выслугу лет с учетом общего трудового стажа, однако в сообщении УФССП России по Томской области от 23 июля 2021 г. N истцу отказано по основаниям отсутствия необходимых условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет.
Сообщением ФССП России от 4 августа 2021 г. N С.И.А. также в назначении пенсии за выслугу лет отказано по основаниям отсутствия необходимых условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет.
Истец считает, что отказ в назначении пенсии за выслугу лет является незаконным и нарушает ее права на получение пенсии за выслугу лет.
Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2021 г. прекращено производство к ответчику УФССП по Томской области в части признания незаконным отказа УФССП по Томской области в назначении пенсии за выслугу лет С.И.А, доведенный в сообщении УФССП по Томской области от 23 июля 2021 г. N, к ФССП России в части признания незаконным отказа ФССП России в назначении пенсии за выслугу лет С.И.А, доведенный в сообщении ФССП России от 4 августа 2021 г. N.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2021 г. с учетом определения от 16 февраля 2022 г. об исправлении описки исковые требования удовлетворены частично, суд возложил на Федеральную службу судебных приставов России обязанность назначить С.И.А. пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации N от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 29 мая 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 апреля 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2021 г. с учетом определения от 16 февраля 2022 г. об исправлении описки, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФССП России, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судами применен закон не подлежащей применению и не применен закон подлежащий применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 мая 2008 г. истец назначена на должность Федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Советскому району г. Томска Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, что подтверждается приказом от 21 мая 2008 г. N, трудовой книжкой.
22 мая 2008 г. между руководителем УФССП по Томской области и С.И.А. на основании приказа от 21 мая 2008 г. N заключен служебный контракт N.
Истец обязалась исполнять должностные обязанности по должности судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Советскому району г, Томска (раздел I служебного контракта N).
Согласно выписке из приказа от 27 мая 2020 г. N истец освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы 31 мая 2020 г. в связи с переводом гражданских служащих по их просьбе на государственную службу иного вида.
Выпиской из приказа от 20 мая 2020 г. N-лс подтверждается, что истец с 1 июня 2020 г. назначена в межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств на должность судебного пристава-исполнителя.
1 июня 2020 г. между Руководителем УФССП по Томской области и С.И.А. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по должности судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области.
Как следует из приказа от 18 мая 2021 г. N срочный контракт с истцом прекращен и она уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 28 мая 2021 г. по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. Выслуга лет по состоянию на 28 мая 2021 г. составляет в календарном исчислении 13 лет 00 месяцев 07 дней.
Общий трудовой стаж С.И.А. составляет 35 лет 4 месяца 24 дня, что подтверждено трудовой книжкой N.
Истец обратилась в ФССП России, УФССП России по Томской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом трудового стажа Федеральной службы судебных приставов.
Из ответа ФССП России от 4 августа 2021 г. N следует, что выслуга лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации на день увольнения составляет 11 месяцев 28 дней, в связи с чем права на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа, в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" С.И.А. не имеет.
Как следует из ответа УФССП России по Томской области от 23 июля 2021 г. N с 21 мая 2008 г. по 31 мая 2020 г. истец состояла на федеральной государственной гражданской службе, с 1 июня 2020 г. по 28 мая 2021 г. служила в органах принудительного исполнения Российской Федерации на должности среднего начальствующего состава. В связи с вышеизложенным, С.И.А. не имеет необходимых условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет.
Несогласие с данными ответами послужило основанием для обращения С.И.А. в суд с указанным иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что С.И.А. уволена со службы по достижению предельного возврата пребывания на службе в органах принудительного исполнения, достигла возврата 57 лет, общий трудовой стаж составляет более 25 календарных лет (35 лет 4 месяца 24 дня), из которых 13 лет 07 дней (период с 21 мая 2008 г. по 28 мая 2021 г.) составляет служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 29 мая 2021 г.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что поскольку С.И.А. уволена со службы по достижению предельного возврата пребывания на службе в органах принудительного исполнения, достигла возврата 57 лет, общий трудовой стаж составляет более 25 календарных лет (35 лет 4 месяца 24 дня), из которых 13 лет 07 дней (период с 21 мая 2008 г. по 28 мая 2021 г.) составляет служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, то требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет по указанному основанию являются правомерными, ссылки ответчиков на то, что выслуга лет С.И.А. в органах принудительного исполнения Российской Федерации на день увольнения составляет 11 месяцев 28 дней отклонены, поскольку данное утверждение основано на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В силу положений ст. 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.
Пункт "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного
пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения;
период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с ч. 1 ст. 35 настоящего Федерального закона;
период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
период работы судьей;
время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры- стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (ч. 2 указанной статьи).
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 названного Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении) (п. 1).
Согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава- исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Суды правильно учли, что п. 1(5) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г, помимо периодов, указанных в п. 1 настоящего постановления, в календарном исчислении: периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г..должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом 20 Конституционном Суде Российской Федераций" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава- исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и
исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
В силу положений приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 305 "Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий", истец относится к лицам начальствующего состава, что не оспаривалось представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
Установив, что истец уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, на нее распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что в сферу действия Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не входят вопросы назначения пенсии сотрудникам органов принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии по выслуге лет, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку вышеприведенные нормы указанного закона содержат положения, которые связаны с исчислением стажа при назначении пенсии, положения названного закона применены судами в совокупности с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Ссылки кассатора на то, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не содержит положений, закрепляющих отнесение к службе в органах принудительного исполнения периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку указанные положения закреплены в Федеральном законе от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеющем отсылку к положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Доводы представителя кассатора приведенные в судебном заседании суда кассационной инстанции о том, что спорный период службы истца включается в выслугу лет только для расчета заработной платы, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм, которые судами истолкованы и применены правильно.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 710-О законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (п. 7 ст. 1, п. 17 ч. 1 ст. 11 и ст. 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 г, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (ч. 14 ст. 92).
Статья 96 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является частью правового механизма, направленного на реализацию права на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, и не может расцениваться как затрагивающая права заявителя, который службу в органах принудительного исполнения, как следует из представленных документов, не проходил.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются аналогичными правовой позиции ответчиков при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Доводы кассатора были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании кассатором приведенных правовых норм.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов суда апелляционной инстанции, доводы жалобы по существу представляют выраженное несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со ст.379. 7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.