Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3079/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-003507-10) по иску Терновской Татьяны Валерьевны к администрации г. Иркутска о признании недействительным решения по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска, взыскании невыплаченной квартальной премии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Иркутска при участии представителя администрации г. Иркутска по доверенности Андрияновой Ольги Валерьевны, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя администрации г. Иркутска по доверенности Андрияновой Ольги Валерьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терновская Татьяна Валерьевна (далее по тексту - Терновская Т.В.) обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Иркутска о признании недействительным решения, принятого согласно выписке из протокола от 18 марта 2021 г. N 2 Комиссией администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска, взыскании невыплаченной премии за первый квартал 2021 г. в сумме 25 285 рублей, компенсации морального вреда в сумме 47 900 рублей.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена комиссия администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г, исковые требования Терновской Т.В. удовлетворены частично. Признано недействительным решение комиссии администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска от 18 марта 2021 г. о вынесении морального осуждения Терновской Т.В. С администрации г. Иркутска в пользу Терновской Т.В. взыскана невыплаченная премия за первый квартал 2021 г. в сумме 25 285 рублей, компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Администрация г. Иркутска обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование кассационной жалобы администрация г. Иркутска указала на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Суды пришли к ошибочному выводу о праве истца на премию по итогам работы за 1 квартал 2021 г. Согласно списку муниципальных служащих и технического персонала департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска на премирование по итогам работы за 1 квартал 2021 г, утвержденному приказом, Терновская Т.В. премирована в размере 0 %. Выводы судов о том, что основанием лишения квартальной премии Терновской Т.В. явилось решение Комиссии администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска от 18 марта 2021 г, не основаны на полном и всестороннем исследовании всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Взыскивая с администрации г. Иркутска невыплаченную премию за первый квартал 2021 г, суд не признает приказ, в части касающейся премирования Терновской Т.В, недействительным. Выводы судов о наличии факта нарушения администрацией г. Иркутска трудовых прав Терновской Т.В. на выплату квартальной премии не обоснован, в связи с чем требование о возмещении морального вреда не правомерно. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Терновская Т.В. в отзыве на кассационную жалобу, представленном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность решения Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Терновская Т.В, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 сентября 2015 г. между администрацией г. Иркутска и Терновской Т.В. (до брака - ФИО9) заключен трудовой договор N 650/15 на неопределенный срок, в соответствии с которым Терновская Т.В. принята в администрацию г. Иркутска на должность главного специалиста сектора жилищных компенсаций (субсидий) по Ленинскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска с 1 октября 2015 г.
5 августа 2019 г..между администрацией г..Иркутска и Терновской Т.В. заключено дополнительное соглашение N 764/19 к трудовому договору N 650/15 от 30 сентября 2015 г, по условиям которого Терновская Т.В. обязана исполнять обязанности муниципального служащего г..Иркутска, предусмотренные статьей 13 Положения о муниципальной службе в г..Иркутске, Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих г..Иркутска, утвержденным постановлением администрации г..Иркутска от 24 марта 2011 г..N 031-06-571/11, в том числе: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Иркутской области, законы и иные нормативные правовые акты Иркутской области, Устав г..Иркутска и иные муниципальные правовые акты г..Иркутска и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; соблюдать Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих г..Иркутска, утвержденный постановлением администрации г..Иркутска от 24 марта 2011 г..N
031-06-571/11, Правила внутреннего трудового распорядка муниципальных служащих администрации г..Иркутска; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, связанные с муниципальной службой, предусмотренные статьями 14, 15 Положения о муниципальной службе в г..Иркутске, и статьями 13, 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г..N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно должностной инструкции главного специалиста сектора жилищных компенсаций (субсидий) по Ленинскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, с которой Терновская Т.В. ознакомлена 1 октября 2015 г, последняя обязана соблюдать требования, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", регламентом работы администрации города Иркутска и иными нормативными правовыми актами и обеспечивать их исполнение; соблюдать установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением муниципальной службы.
29 декабря 2020 г. в адрес председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска, заместителя мэра - руководителя аппарата г. Иркутска поступило служебное письмо начальника департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска от 9 ноября 2020 г. N 220-74-732/20, в котором сообщалось о том, что в адрес департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации г. Иркутска из Управления Губернатора Иркутской области по региональной политике поступило обращение ФИО11 К.А. (адрес: "данные изъяты".) по вопросу о недостатках в работе органов местного самоуправления, направленное на имя Президента Российской Федерации, и зарегистрированное Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций N 1108317. При рассмотрении обращения ФИО12 К.А. выявлено, что ФИО13 К.А. получателем субсидий не является, в сектор для предоставления субсидий не обращалась, в г. Иркутске не проживает, однако является дочерью Терновской Т.В, от которой получены сведения. Муниципальным служащим Терновской Т.В. нарушены нормы Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 24 марта 2011 г. N 031-06-571/11, согласно которым муниципальный служащий в служебной и во внеслужебной деятельности обязан избегать действий (бездействий), способных нанести ущерб репутации органов местного самоуправления г. Иркутска, не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету муниципального органа.
Распоряжением администрации г. Иркутска от 30 декабря 2020 г. N 031-10-460/0 назначена проверка соблюдения муниципальным служащим Терновской Т.В. ограничений и запретов, исполнения ею обязанностей, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 24 марта 2011 г. N 031-06-571/11, и Положения о муниципальной службе в г. Иркутске, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 22 ноября 2007 г. N 004-20-43-688/7, в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 19 января 2017 г. N 7-уг "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации" на основании информации, содержащейся в служебном письме начальника департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
30 декабря 2020 г. Терновской Т.В. было направлено уведомление N 097-74-358 о проведении в отношении нее проверки соблюдения ограничений и запретов, исполнения ею обязанностей, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положениями Кодекса этики и служебного поведения служащих г. Иркутска.
Письмом начальника департамента муниципальной службы и кадров аппарата администрации г. Иркутска от 30 декабря 2020 г. N 097-74-359 у Терновской Т.В. затребованы объяснения по поводу разглашения и использования в целях, не связанных с муниципальной службой, служебной информации, ставшей ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей.
11 января 2021 г. Терновской Т.В. в адрес начальника департамента муниципальной службы и кадров аппарата администрации г. Иркутска направлена объяснительная записка.
Согласно направленному 12 февраля 2021 г. в адрес председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска, заместителя мэра - руководителя аппарата администрации г. Иркутска заключению отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений, работы с муниципальными организациями департамента муниципальной службы и кадров аппарата администрации г. Иркутска N 097-74-82/21, в действиях Терновской Т.В. установлены признаки нарушения Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих г. Иркутска, в связи с чем в соответствии с положениями пункта 43 Положения о комиссии данное деяние подлежит моральному осуждению на заседании комиссии.
Решением комиссии администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Иркутска от 18 марта 2021 г, оформленным в виде протокола N 2, установлено, что Терновская Т.В. сообщила служебную информацию своей дочери, своими действиями нарушила положения Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих г. Иркутска. Решено подвергнуть данное деяние моральному осуждению в соответствии с положениями пунктом 43 Положения о комиссии.
Согласно списку муниципальных служащих и технического персонала департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска на премирование по итогам работы за 1 квартал 2021 г, являющимся приложением к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска от 26 апреля 2021 г. N 219-82к-19/21, в отношении Терновской Т.В. указано премирование 0% на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 24 Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Иркутска, аппарата избирательной комиссии г. Иркутска от 20 декабря 2018 г.
Согласно справке главного бухгалтера администрации г. Иркутска размер квартальной премии истца за период с 1 января 2021 г. по 31 марта 2021 г. в случае начисления составил бы 25 285 рублей.
Терновская Т.В, указав, что принятое в отношении нее решение Комиссии администрации г. Иркутска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Иркутска от 18 марта 2021 г. является незаконным и необоснованным, обратилась в суд настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 11, 22, 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г..N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 9 февраля 2009 г..N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г..N 1233, Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 24 марта 2011 г..N 031-06-571/11, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в оспариваемом решении Комиссии не указано, за совершение каких конкретных действий, способных нанести ущерб репутации органов местного самоуправления г..Иркутска, связанных с влиянием каких-либо личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, Терновская Т.В. подверглась моральному осуждению. Факт распространения Терновской Т.В. служебной информации и нарушения положений Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих г..Иркутска, способных нанести ущерб репутации органов местного самоуправления г..Иркутска, не подтвержден. Информация о несоблюдении сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Ленинскому округу г..Иркутска при оказании муниципальных услуг при приеме граждан условий и санитарных мер, количестве выдаваемых масок, служебной информацией не является.
Прокурорской проверкой, проведенной по обращению ФИО14 К.А, выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических требований в части недостаточной выдачи работникам сектора жилищных компенсаций (субсидий) по Ленинскому округу, осуществляющих прием граждан, одноразовых масок, необеспечения их перчатками, не проведением уборки помещения, в котором осуществлялся прием граждан, с применением дезинфицирующих средств каждые два часа.
Установив, что квартальная премия как стимулирующая выплата входит в состав денежного содержания муниципального служащего, приняв во внимание отсутствие у истца дисциплинарных взысканий, что является основанием к лишению квартальной премии, и необоснованность принятого в отношении нее решения Комиссии, которое явилось фактическим основанием для лишения премии, суд пришел к выводу об обоснованности требований о взыскании с ответчика в пользу истца недоначисленной квартальной премии в размере 25 285 рублей, признав доводы ответчика об отсутствии оснований для начисления премии в связи с отрицательной оценкой работы Терновской Т.В. не доказанными.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой с учетом объема и характера причиненных ему нравственных страданий, степени вины работодателя, определилв сумме 5 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской ФедерацииN (далее по тексту - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что информация, сообщенная истцом своей дочери ФИО15 К.А. о несоблюдении сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Ленинскому округу г. Иркутска при приеме граждан санитарных мер, о количестве выдаваемых сотрудникам масок, отсутствии перчаток, послужившая основанием для обращения ФИО16 К.А. к Президенту Российской Федерации, и основанием для морального осуждения Терновской Т.В, служебной информацией не является, факт распространения Терновской Т.В. служебной информации в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашел, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для применения к Терновской Т.В. меры воздействия в виде морального осуждения, и невыплаты ей премии по итогам работы за 1 квартал 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не содержат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.