Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника Шукурова "данные изъяты" - Ситовой А.Н. на вступившее в законную силу постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 30 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 30 августа 2021 года гражданин Российской Федерации Шукуров Ш.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В порядке, установленном статьями 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи районного суда от 30 августа 2021 года было обжаловано, определением судьи Приморского краевого суда от 21 апреля 2022 года жалоба защитника Ситовой А.Н. возвращена без рассмотрения, поскольку подана с пропуском срока на обжалование постановления.
Постановление судьи районного суда вступило в законную силу 24 сентября 2021 года.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шукурова Ш.Г. - Ситова А.Н. просит вступившее в законную силу постановление судьи районного суда от 30 августа 2021 года отменить, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника Шукурова Ш.Г. - Ситовой А.Н, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В Российской Федерации коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предписывает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункты 1, 2 статьи 2, пункт 1 статьи 29).
Из пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) следует, что гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации необходимо пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР следует соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Как следует из материалов дела, гражданину Российской Федерации Шукурову Ш.Г. вменено то, что им в течение трех календарных дней со дня прибытия ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ включительно), на территорию Российской Федерации из Республики Узбекистан авирейсом N, место N не обеспечено выполнение требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о необходимо пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации".
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении Шукуровым Ш.Г. санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенном в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), послужили основанием для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи районного суда от 30 августа 2021 года.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской ведущего специалиста-эксперта ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями модуля "Информация о прибывших в Российскую Федерацию из зарубежных стран" N от ДД.ММ.ГГГГ, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, деяние совершенное Шукуровым Ш.Г. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Шукуров Ш.Г. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы из приведенных выше норм постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" следует, что в трехдневный срок со дня прибытия воздушным транспортом на территорию Российской Федерации гражданам Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), необходимо как пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, так и разместить информацию о результате этого исследования на соответствующем ресурсе.
Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания.
Доводы жалобы о том, что Шукуров Ш.Г. сдал биоматериал ДД.ММ.ГГГГ и тест лабораторией был выполнен ДД.ММ.ГГГГ, а после этого результаты тестирования были размещены на портале Госуслуг через личный кабинет, не опровергают факт совершения административного правонарушения, поскольку необходимо соблюдение двух условий, как пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, так и разместить информацию о результате этого исследования на соответствующем ресурсе, и именно в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ).
Внесение в пункт 2.2 постановления от 18 марта 2020 года N 7 постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации последующих изменений (постановления от 2 июля 2021 года N 17 и от 28 июля 2021 года N 21), основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не является.
Пункт 2.2 постановления от 18 марта 2020 года N 7 в актуальной редакции не смягчает и не отменяет административную ответственность за нарушение, допущенное Шукуровым Ш.Г, и никаким иным образом не улучшает его положение, а лишь устанавливает иное правовое регулирование обязанностей граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации, в зависимости от того к какой категории они относятся: переболевшие COVID-19, вакцинированные, и граждане, в отношении которых данных о вакцинации или болезни не имеется.
Так, граждане, в отношении которых имеются сведения о вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведения о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19, освобождены от обязанности в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и до получения пройденного исследования соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Вместе с тем переболевшие COVID-19 или привитые от инфекционного заболевания граждане не освобождены от обязанности в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации опубликовать на ЕПГУ путем заполнения специальной формы сведения о перенесенном заболевании или вакцинации.
В таком же порядке исполняют свою обязанность по опубликованию сведений о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР и прибывшие на территорию Российской Федерации граждане, в отношении которых не имеется сведений о перенесенном заболевании или вакцинации.
При указанных обстоятельствах оснований для применения в отношении Шукурова Ш.Г. части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об обратной силе закона не имеется.
Доводы защитника Ситовой А.Н. о том, что Шукуров Ш.Г. не был извещен должностным лицом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и судьей районного суда о месте и времени рассмотрения дела подлежат отклонению.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Из материалов дела следует, что в протоколе об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес места регистрации и проживания Шукурова Ш.Г.: "адрес" (данный адрес указан в жалобах, поданных в Приморской краевой суд и суд кассационной инстанции), ходатайств о направлении извещений по иному адресу Шукуровым Ш.Г. заявлено не было (л.д. 3-6, 32-35).
Должностным лицом заблаговременно по вышеуказанному адресу Шукурову Ш.Г. направлялось определение о вызове для составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут, которое после неудачной попытки вручения было возвращено отправителю по причине отсутствии адресата по указанному адресу, о чем свидетельствует почтовый конверт (л.д. 8, 9).
При указанных обстоятельствах протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ был правомерно составлен в отсутствие Шукурова Ш.Г, копия которого была своевременно направлена Шукурову Ш.Г. по вышеуказанному адресу (л.д. 3-6, 7).
Также судьей районного суда заблаговременно, по вышеуказанному адресу Шукурову Ш.Г. направлялась судебная повестка о явке в судебное заседание, которое было назначено на 30 августа 2021 года в 10 часов 55 минут, и после неудачной попытки вручения почтовый конверт с судебной повесткой был возвращен отправителю по причине "адресат выбыл" (л.д. 14, 15).
При таких обстоятельствах направленная в адрес Шукурова Ш.Г. судебная повестка считается доставленной, а неполучение судебной корреспонденции не свидетельствует о ненадлежащем извещении Шукурова Ш.Г. о судебном заседании.
В материалах дела отсутствует письменное ходатайство Шукурова Ш.Г, либо телефонограмма об отложении дела, которые поступили бы до рассмотрения дела. При таких обстоятельствах судья районного суда, располагая сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, правомерно рассмотрел дело в отсутствии Шукурова Ш.Г.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения совершенного Шукуровым Ш.Г. малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные Шукуровым Ш.Г. нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Шукурова Ш.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Шукурову Ш.Г. в минимальном размере санкции предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оснований для применения положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 30 августа 2021 года, вынесенное в отношении Шукурова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ситовой А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.