Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу руководителя комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Карповой С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 20 декабря 2021 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года, юридическое лицо - комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - комитет по управлению имуществом) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с применением правил, установленных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, руководитель комитета по управлению имуществом Карпова С.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на неправильное определение субъекта административной ответственности, которым необоснованно признан комитет по управлению имуществом, а не муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", к уставным задачам которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ).
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257 аналогично к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктами 4.2, 6.1, 6.2.1, 6.2.3 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1, согласно которой для всех категорий дорог и групп улиц срок устранения установлен не более 2 суток, а для знаков 2, 4 и 5 групп (кроме знаков индивидуального проектирования) в срок не более 1 суток.
Дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" относится ко второй категории знаков - "Знаки приоритетов" (приложение N 1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090).
Как установлено по делу, комитет по управлению имуществом, являясь ответственным за ремонт и содержание улиц (дорог) городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" юридическим лицом, 11 ноября 2021 года в 09 часа 00 минут допустил несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, что выразилось в отсутствии более одних суток со времени утраты на проезжей части по улице "адрес" дорожного знака "Уступите дорогу".
Данные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 13 Основных положений, положений статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ, требований ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах, получивших оценку мировым судьей и судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ
Виновное бездействие комитета по управлению имуществом, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Действия комитета по управлению имуществом квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района от 7 июля 2005 года N 13), городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края наделено статусом городского поселения. Городское поселение входит в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Комитет по управлению имуществом, являясь в силу пункта 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N 66-373 от 26 июля 2012 года, уполномоченным органом администрации Николаевского муниципального района на осуществление полномочий собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, в том числе по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая улично-дорожные сети муниципального района, к которым территориально относятся и дороги городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" обоснованно признан надлежащим субъектом административной ответственности по настоящему делу, о чем мотивированно изложено в судебных актах двух нижестоящих судебных инстанций.
То обстоятельство, что данным юридическим лицом - уполномоченным органом администрации муниципального района, осуществляющим наряду с изложенными функциями по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и функции главного распорядителя средств районного бюджета (пункт 3.1.28 названного Положения), было создано муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", к одному из дополнительных видов деятельности которого относится эксплуатация автомобильных дорог, не снимает с органа администрации муниципального района, подчиняющегося заместителю главы администрации Николаевского муниципального района (пункт 1.5 Положения), ответственности за ненадлежащее осуществление дорожной деятельности как реализуемого органом местного самоуправления полномочия.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на иной юридической оценке фактических обстоятельств дела, были предметом проверки мирового и городского судей, обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу выводов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление руководителя комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Карповой С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 20 декабря 2021 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Карповой С.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.