Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Новиковой О.А., и судей Козиной Т.Ю., Салтыковой Л.В., при помощнике судьи Жидкове Н.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В.
гражданское дело N 2-751/2022 по апелляционной жалобе представителя ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 апреля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ принять решение о принятии на жилищный учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Сморкалова Александра Борисовича и члена его семьи Сморкаловой Ирины Ивановны, исходя из времени принятия на учет с 05 августа 2004 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Сморкалов Александр Борисович обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять на жилищный учёт, предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
12 августа 2004 года жилищной комиссией СМУ-12 истец был принят на учёт нуждающихся в получении жилой площади, предоставляемой по договору социального найма в составе семьи из 2-х человек (истец и его супруга Сморкалова И.И.) и включен в списки очередников СМУ-12 с 5 августа 2004 года, что подтверждается копией выписки из протокола N 9 заседания жилищной комиссии СМУ-12 от 12 августа 2004 года. С 2017 года по настоящее время истец работает в в/ч N 33790 в качестве гражданского персонала. 23 апреля 2021 года истец обратился в Департамент жилищного обеспечения и Управления жилищным фондом Минобороны Российской Федерации с просьбой сообщить о состоянии жилищного учёта и планах по обеспечению его жильём для постоянного проживания. Письмом от 20 мая 2021 года ответчик отказал истцу в удовлетворении его обращения указав, что гражданскому персоналу предоставление жилого помещения для постоянного проживания не предусмотрено и на учёте нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания по линии Минобороны России истец не состоит, военнослужащим не является и оснований для обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания не имеется.
Истец просил суд возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации принять решение о принятии на жилищный учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Сморкалова А.Б. и члена его семьи Сморкалову И.И, исходя из времени принятия на учёт с 5 августа 2004 года; возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предоставить Сморкалову Александру Борисовичу и члену его семьи Сморкаловой И.И. жилое помещение по договору социального найма по нормам и в порядке действующего законодательства, исходя из времени принятия на учёт с 5 августа 2004 года.
Истец в судебном заседании участия не принимал, извещался судом надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя, который заявленные исковые требования, с учётом уточнений, поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать.
Иные лица в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, извещались судом надлежащим образом.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, суд существенно нарушил нормы материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии явился представитель истца Сморкалова А.Б. и третьего лица Сморкаловой И.И. по доверенности Кутузов А.К, который с решением суда согласен.
Истец Сморкалов А.Б. представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо Сморкалова И.И, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, не просили об отложении судебного разбирательства, не представили документы, подтверждающие уважительность причин неявки, в связи с чем, руководствуясь ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены. Судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Истцом представлена выписка из протокола N 9 заседания жилищной комиссии СМУ-12 от 12 августа 2004 года, согласно которой 12 августа 2004 года жилищной комиссией СМУ-12 истец составом семьи 2 человека был принят на учёт нуждающихся в получении жилой площади для постоянного проживания, и включен в списки очередников СМУ-12 с 5 августа 2004 года.
05 апреля 2011 года между истцом и войсковой частью 12470 был заключен договор найма служебного жилого помещения, предоставленного в связи с работой.
С 2017 года по настоящее время истец работает в в/ч N 33790 в качестве гражданского персонала.
23 апреля 2021 года истец обратился в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны Российской Федерации с просьбой сообщить о состоянии жилищного учёта и планах по обеспечению его жильём для постоянного проживания.
Письмом от 20 мая 2021 года ответчик отказал истцу в удовлетворении его обращения указав, что гражданскому персоналу предоставление жилого помещения для постоянного проживания не предусмотрено и на учёте нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания по линии Минобороны России истец не состоит, военнослужащим не является и оснований для обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания не имеется.
Истец Сморкалов А.Б. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (для постоянного проживания) в Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны Российской Федерации.
Условия, порядок и форма обеспечения военнослужащих, подпадающих под категорию нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному постоянному месту жительства и в жилых помещениях по последнему месту прохождения военной службы определены в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимся в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно статьи 31 ЖК РСФСР граждане могли быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства или по месту работы в порядке, определенном Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335.
В соответствии с пунктами 8 - 21 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР основанием для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы являлось совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, принятое на основании поступившего от гражданина заявления.
Порядок предоставления лицам гражданского персонала специализированных жилых помещений определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и указаниями Министра обороны Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 205/2/566.
Согласно действовавшей в 2010 году Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, лица гражданского персонала обеспечивались только служебными жилыми помещениями в объеме 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, в случае имеющегося профицита указанных помещений в населенных пунктах.
Согласно п. 64 Отраслевого соглашение между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2008 - 2010 года (утв. Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, Минобороны Российской Федерации 13.11.2007 г.) работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Принятие работников из числа гражданского персонала на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма не допускается. Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 61 Отраслевого соглашение между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24.12.2019 г, Министром обороны Российской Федерации 27.12.2019 г.) лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Суд первой инстанции указанные нормы права не применил, вывод суда о том, что истец вместе с супругой был признан нуждающимся в получении жилой площади для постоянного проживания и включен в списки очередников СМУ-12 с 5 августа 2004 года, в связи с чем Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации обязан принять решение о принятии на жилищный учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Сморкалова А.Б. и Сморкаловой И.И, исходя из времени принятия на учёт с 5 августа 2004 года, является неверным.
Поскольку Сморкалов А.Б. не относится к категории граждан, проходивших военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны Российской Федерации, в Министерстве обороны Российской Федерации на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания не состоит, то оснований о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма не имеется.
Так как истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие фактическую постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, фактическое внесение его в списки на получение жилой площади по договору социального найма, то оснований для возложения обязанности принять на жилищный учёт не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что представленная истцом выписка из протокола N 9 заседания жилищной комиссии СМУ-12 от 12 августа 2004 года не подтверждает, что СМУ-12 имеет отношение к Министерству обороны Российской Федерации.
Также судебная коллегия учитывает, что в период с 23.04.1978 года по 22.01.2022 года (дата выдачи сведений из Федеральной кадастровой палаты) Сморкалову А.Б. принадлежал жилой дом, площадью 74, 8 кв.м, и земельный участок, площадью 1058 кв.м, по адресу: адрес.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 апреля 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В исковых требованиях о признании за Сморкаловым Александром Борисовичем право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять решение о принятии на жилищный учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, исходя из времени принятия на учет, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.