Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей фио, фио, при помощнике судьи Головиной Л.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителей ответчика Департаменту городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 02 декабря 2021 года, по делу по иску Тихоновой Нины Викторовны к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, незаконным, обязании включить в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании предоставить жилое помещение, которым постановлено:
Исковое заявление Тихоновой Нины Викторовны к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, незаконным, обязании включить в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N2727-Р об отказе во включении Тихоновой Нины Викторовны, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить Тихонову Нину Викторовну, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Тихонова Н.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N 2727-Р об отказе во включении Тихоновой Нины Викторовны, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Тихонова Н.В. указала, что она родилась 23.03.1992 г. в адрес.
Родители истца - фио и фио решением Кунцевского межмуниципального районного народного суда адрес от 18.12.1997 г. лишены в отношении истца родительских прав.
Истец с 19.09.2001 зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: адрес. Согласно единому жилищному документу N4018083 от 20.07.2021 в жилом помещении по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту жительства 7 человек: истец, её несовершеннолетний ребёнок - фио, паспортные данные; фио, паспортные данные (мать, лишённая в отношении истца родительских прав); фио, паспортные данные (дедушка), и фио, паспортные данные (бабушка), фио, паспортные данные (тетя), фио, паспортные данные (сын тети). Вид заселения - социальный наем. На каждого проживающего приходится 10, 74 кв.м общей площади. На момент достижения Тихоновой Н.В. совершеннолетия 23.03.2010 г. и по состоянию на 1 января 2013 года в квартире по вышеуказанному адресу были зарегистрированы 6 человек - все вышеуказанные лица за исключением ребёнка истца - фио, паспортные данные; на каждого проживающего приходилось 12, 53 кв. м общей площади жилого помещения. Жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
06.05.2020 Тихонова Н.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
25.05.2020 истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности её проживания в жилом помещении по адресу: адрес.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15 июля 2020 г. (протокол N 229) по жилищному вопросу Тихоновой Н.В. приняла решение: "Установить факт возможности проживания в жилом помещении по адресу адрес".
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 19.08.2020 г. N 2496-Р истцу отказано в установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 N 2727-Р Тихоновой Н.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес), в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, по адресу: адрес, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 19.08.2020 г. N 2496-Р. Иных мотивов для отказа во включении истца в список адрес распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N 2727-Р не содержит.
Тихонова Н.В. полагая, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N 2727-Р об отказе во включении её в список адрес является незаконным, она подлежит включению в список адрес и обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, обратилась с иском в Пресненский районный суд адрес.
Истец Тихонова Н.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку в суд своего представителя по доверенности фио, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просила в исковых требованиях отказать.
02 декабря 2021 года судом первой инстанции принято указанное выше решение, об отмене которого просят представители ответчика по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя, по доверенности фио, который просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились ответчик и представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав доводы и возражения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения, полагая его законным и обоснованным.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" (далее - Закон адрес от 30 ноября 2005 г. N 61).
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1-"а");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, определяется Правительством Москвы.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции обосновано обратил внимание, что приведенный довод согласуется с правой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 7-КГ14-2, от 12 августа 2014 года N 86-КГПР14-7, от 23 января 2019 года N 56-АПГ18-15 и другим.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что с 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в соответствующий Список, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Тихонова Нина Викторовна родилась 23 марта 1992 года в адрес
Родители истца - фио и фио решением Кунцевского межмуниципального районного народного суда адрес от 18.12.1997 лишены в отношении Тихоновой Н.В, паспортные данные, родительских прав.
Распоряжением супрефекта муниципального адрес от 10.10.1994 г. N 530-Р, фио (бабушка истца), назначена опекуном Тихоновой Н.В.; за несовершеннолетней подопечной сохранено право пользования жилым помещением по адресу: адрес.
Истец с 19.09.2001 зарегистрирована по месту жительства в 4-х комнатной квартире общей площадью 75, 20 кв.м, жилой площадью 51, 90 кв.м, расположенной по адресу: адрес.
Согласно единому жилищному документу N4018083 от 20.07.2021 г. в жилом помещении по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту жительства 7 человек: истец, её несовершеннолетний ребёнок - фио, паспортные данные; фио, паспортные данные (мать истца, лишённая в отношении нее родительских прав); фио, паспортные данные (дедушка истца), фио, паспортные данные (бабушка истца), фио, паспортные данные (тетя истца), фио, паспортные данные (сын тети).
Вид заселения - социальный наем. На каждого проживающего приходится 10, 74 кв.м общей площади жилого помещения (75, 2 кв.м : 7).
На момент достижения Тихоновой Н.В. совершеннолетия (23.03.2010 г.) и по состоянию на 1 января 2013 года в квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы 6 человек - все указанные лица за исключением ребёнка истца - фио, паспортные данные; на каждого проживающего приходилось 12, 53 кв.м общей площади жилого помещения.
В соответствии с уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.06.2020 г. N 00-00-4001/5129/2020-15205, от 22.06.2020 г. N 00-00-4001/5129/2020-16047 в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Тихоновой Н.В. на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Тихонова Н.В. достигла возраста 23-х лет - 23 марта 2015 года.
На момент вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона адрес от 06 ноября 2013 г. N 60, которыми установлены новый порядок и основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не достигла возраста 23 лет и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В указанный период времени и до настоящего момента в жилом помещении по адресу: адрес, кроме Тихоновой Н.В. зарегистрированы по месту жительства и обладают самостоятельным правом пользования на указанное жилое помещение: фио, паспортные данные (мать, лишённая в отношении истца родительских прав), фио, паспортные данные, фио, паспортные данные; фио, паспортные данные и фио, паспортные данные
На каждого проживающего приходилось 12, 53 кв.м общей площади (75, 20 кв.м : 6), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес (18 кв.м).
Следовательно, в период после 1 января 2013 года и до 23.03.2015, когда Тихонова Н.В. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелись обстоятельства невозможности её проживания в жилом помещении по адресу: адрес, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в системном единстве с пунктами 1-"а" и 2 части 6 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61, а именно: проживание в жилом помещении матери истца, лишенной в отношении неё родительских прав, и несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Следовательно, истец в силу прямого указания закона подлежала признанию нуждающейся в обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и должна была быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако после 1 января 2013 года и до достижения возраста 23 лет (23 марта 2015 года) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, Тихонова Н.В. включена не была.
25.05.2020 Тихонова Н.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности её проживания в жилом помещении по адресу: адрес.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15 июля 2020 г. (протокол N 229) по жилищному вопросу Тихоновой Н.В. приняла решение: "Установить факт возможности проживания в жилом помещении по адресу адрес".
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 19.08.2020 г. N 2496-Р истцу отказано в установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Тихонова Н.В. 06.05.2020 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 N 2727-Р Тихоновой Н.В. отказано во включении в список адрес, в связи с тем, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 19.08.2020 N 2496-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Иных мотивов для отказа во включении Тихоновой Н.В. в список адрес распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 N 2727-Р не содержит.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в период после 1 января 2013 года в связи с наличием обстоятельств невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес, Тихонова Н.В. имела право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, но не была включена в список адрес.
Обстоятельство невозможности проживания истца в жилом помещении по указанному адресу, сохраняется до настоящего времени, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес и в спорной квартире зарегистрирована по месту жительства и проживает фио, паспортные данные, - мать истца, лишённая в отношении нее родительских прав. Следовательно, Тихонова Н.В. не утратила нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно пункту 1.2 Порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 1 сентября 2020 г. N 1412-ПП), в список адрес включаются имеющие место жительства в адрес, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в адрес в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений адрес, но не были включены в список адрес в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N 2727-Р об отказе во включении Тихоновой Н.В. в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2019 года N 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене. Вместе с тем, судом первой инстанции на Департамент труда и социальной защиты населения адрес возложена обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны на материалах дела, к ним суд пришел в результате тщательного правового анализа представленных в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суду необходимо было отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, не могут быть приняты во внимание, поскольку срок исковой давности по требованиям об оспаривании распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 25.09.2020 г. N 2727-Р на момент предъявления иска в суд (13.09.2021) не истек.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные требования судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 02 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.