Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бранец М.С., рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело N 2а-224/2022 по апелляционной жалобе административного истца Каршиева Н.Т. на решение Нагатинского районного суда адрес от 22 марта 2022 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Каршиева Никиты Тимуровича к Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 10.11.2021 г. - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Каршиев Н.Т. обратился в суд и просил признать незаконным решение призывной комиссии адрес Южное от 30.06.2020 года о призыве его на военную службу, мотивируя требования тем, что наличие у него заболевания "логоневроз" является препятствием для несения военной службы; кроме того на момент принятия оспариваемого решения он являлся студентом "Московского финансово-юридического университета МФЮА", где получал послевузовское образование(аспирантура) по аккредитованному направлению 09.06.01. "Информатика и вычислительная техника".
Административный истец Каршиев Н.Т. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного иска, судом неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, на доводах апелляционной жалобы настаивающего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, неявившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям приведенное судом решение не соответствует.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
Как усматривается из материалов дела, Каршиев Н.Т. паспортные данные, состоит на воинском учете в Царицынском военном комиссариате адрес.
В соответствии с протоколом N26-5/186 от 30.06.2020 года решением призывной комиссии адрес призывнику Каршиеву Н.Т. выставлена категория годности "В" - ограничено годен к прохождению военной службы.
Решением Призывной комиссии адрес от 10.11.2021 года решение призывной комиссии адрес оставлено без изменения.
Кроме того материалами дела подтверждается, что для получения полного среднего образования Каршиеву Н.Т. была предоставлена отсрочка по ст. 24 п. 2 "г" Закона N 53-ФЗ, впоследствии 21.10.2014 года в связи с получением высшего образования и поступлением в МАИ по образовательной программе бакалавриат Каршиеву Н.Т. предоставлена отсрочка по ст. 24 п. 2 "а" до 31.08.2018 года.
Впоследствии не прерывая образование, Каршиев Н.Т. приказом от 18.08.2018 года зачислен в МАИ на очную форму обучения по направлению подготовки(специальности) приборостроение(магистратура), окончание обучения в 2020 году.
В 2021 году Каршиев Н.Т. продолжил обучение в "Московского финансово-юридическом университете МФЮА" по направлению "Информатика и вычислительная техника" по программе аспирантура.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы адрес и Тверской городской Думы").
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
С учетом изложенного, переход на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, дающего право на отсрочку от призыва на военную службу, после освоения образовательной программы магистратуры, не может повлечь ущемление права административного истца на получение очередного уровня высшего образования.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанций о законности оспариваемого решения призывной комиссии являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
При таком положении, решение районного суда на основании пунктов 1, 4 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Каршиева Н.Т. и признании незаконным решения призывной комиссии адрес от 10.11.2021 года о призыве его на военную службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда адрес от 22 марта 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования Каршиева Н.Т. удовлетворить, признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 10.11.2021 года о призыве Каршиева Н.Т. на военную службу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.