Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио по ордеру адвоката фио на постановление судьи Зюзинского районного суда адрес от 29 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП России по адрес о прекращении исполнения назначенного постановлением судьи Зюзинского районного суда адрес от 01 марта 2022 года административного наказания гражданину адрес фио в части административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зюзинского районного суда адрес от 01 марта 2022 года гражданин адрес признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выезда из Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес.
Судебный пристав-исполнитель ГУФССП России по адрес обратился в Зюзинский районный суд адрес с заявлением о прекращении исполнения назначенного гражданину адрес фио административного наказания в части административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес, в связи с невозможностью исполнения постановления суда ввиду отсутствия фактической возможности его исполнения по доводам, изложенным в заявлении.
Постановлением судьи Зюзинского районного суда адрес от 29 июля 2022 год в удовлетворении приведенного выше заявления судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП России по адрес отказано.
В настоящее время в Московский городской суд данное постановление обжалует защитник фио по ордеру адвокат фио по доводам поданной жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, противоречащего федеральному законодательству, подлежащего отмене, в связи с наличием оснований для прекращения исполнения административного наказания в части административного выдворения гражданина адрес из Российской Федерации.
В судебное заседание Московского городского суда фио, содержащийся в ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по Москве, не доставлен, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, под расписку, об отложении рассмотрения дела не просил, ходатайств о желании лично участвовать в судебном заседании не направил, оснований для его непосредственного участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не усматривается, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в его отсутствие не имеется.
Защитник фио по ордеру адвокат фио, в установленном порядке извещенная о судебном заседании суда апелляционной инстанции, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, об отложении слушания дела не просила, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, имеются основания для отмены оспариваемого судебного акта в силу следующего.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без за гражданства, подлежащих административному выдворению пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 12 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 КоАП РФ).
Согласно ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 35.1 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ, специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмисии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико- санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 31.7 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из единого государственного реестра юридических лиц; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 настоящего Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Исходя из положений ст. 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ч. 1); течение срока давности, предусмотренного ч. 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (ч. 2); в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со ст. 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления (ч. 3); в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки (ч. 4).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ в связи с жалобой лица без гражданства фио" положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление о назначении административного наказания, прекращают (исполнение) постановления.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве гражданин адрес пребывает на основании вступившего в законную силу 12 марта 2022 года постановления судьи Зюзинского районного суда адрес от 01 марта 2022 года, 18 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по административному выдворению в отношении фио возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено и не прекращено.
В силу ч. 1 ст. 109 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае отсутствия документов необходимых для осуществления принудительного выдворения (документов удостоверяющих личность) судебный пристав запрашивает их у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Вместе с тем, из информации Министерства иностранных дел Российской Федерации следует, что с 24 февраля 2022 Республика Украина в одностороннем порядке разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией, в настоящее время на адрес украинские дипломатические и консульские учреждения отсутствуют, с 28 февраля 2022 года, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 2022 года N 188-р, временно закрыты пункты пропуска через государственную границу Украины с Российской Федерацией, в связи с чем УВМ ГУ МВД России по адрес утратило возможность обращения в Посольство Республики Украина для получения документов, необходимых для осуществления принудительного выдворения.
В связи с проведением специальной военной операции на территории адрес авиакомпании приостановили авиасообщения с прилегающими к границе с данным государством областями, что делает невозможным пересечение границы.
На основании п. 1 ст. 32.10 КоАП РФ, исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина производится путем официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
Кроме того, частью 1 ст. 109 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождение до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передаче указанных лиц пограничным органам, то есть приобретения билета на авиарейс до ближайшего контрольно-пропускного пункта, граничащего с адрес.
По информации Государственной пограничной службы адрес, граждане этой страны при возвращении на ее территорию из Российской Федерации и адрес могут быть беспрепятственно пропущены сотрудниками ГПС, однако с учетом проведения специальной военной операции на адрес полагают выдворение граждан данного государства за пределы Российской Федерации нецелесообразным по соображениям безопасности.
Кроме того, на момент рассмотрения жалобы стороны защиты Московским городским судом вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года N585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой адрес, Луганской адрес и Украины в Российской Федерации", изданный в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов и норм международного гуманитарного права, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 7 которого установлено, что в отношении граждан Донецкой адрес, Луганской адрес и Украины (за исключением лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Учитывая наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в настоящее время фактической возможности исполнения постановления суда об административном выдворении гражданина адрес фио, паспортные данные, за пределы Российской Федерации, а также принимая во внимание отсутствие сведений о том, что он относится к лицам, выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующим, планирующим террористические (экстремистские) акты, оказывающим содействие в совершении таких актов либо совершающим их, а равно иными действиями поддерживающим террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе, участвующим в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, имеются предусмотренные законом основания для прекращения исполнения назначенного данному иностранному гражданину административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
При таком положении обжалуемое постановление судьи Зюзинского районного суда адрес от 29 июля 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а заявление судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП России по адрес о прекращении исполнения назначенного постановлением судьи Зюзинского районного суда адрес от 01 марта 2022 года административного наказания гражданину адрес фио в части административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Зюзинского районного суда адрес от 29 июля 2022 года отменить, заявление судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП России по адрес удовлетворить, исполнение назначенного гражданину адрес фио, паспортные данные, административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес прекратить.
Освободить гражданина адрес фио, паспортные данные, из Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.