2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Бояркина Д.В.
и судей - Винника С.Ю, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Бондаренко М.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-47/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "..00000." ".звание.." Степановой Натальи Анатольевны об оспаривании бездействия руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", выразившегося в не начислении суммы инвестиционного дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, по апелляционным жалобам представителей: указанного учреждения - Трунова А.С. и Министерства обороны Российской Федерации - Оленникова В.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
Степанова Н.А. через своего представителя Томилина В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом внесённых уточнений, указала, что проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части "..00000." в воинском звании " ".звание.."". При этом в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) она была включена 25 декабря 2021 года, с датой возникновения основания для включения - 10 июня 2013 года, однако учёт накоплений на её именном накопительном счёте (далее - ИНС) и передача их в доверительное управление начали производить с 30 января 2022 года, а инвестиционный доход стали начислять и учитывать с 1 квартала 2022 года. Таким образом, ввиду несвоевременного включения административного истца в реестр участников НИС инвестиционный доход за период с 10 июня 2013 года по 31 декабря 2021 года руководителем Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") на её ИНС не начислялся.
Полагая свои права нарушенными, Степанова Н.А. просила суд признать данное бездействие названного должностного лица незаконным и обязать последнего рассчитать и истребовать от Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) сумму неначисленного ей инвестиционного дохода за указанный период в размере "... " рублей.
Кроме того, административный истец просила суд взыскать в её пользу судебные расходы, состоящие из оплаты услуг представителя и уплаты государственной пошлины, в размерах, соответственно, 25000 рублей и 300 рублей.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 5 апреля 2022 года административное исковое заявление Степановой Н.А. удовлетворил в полном объёме.
Кроме того, суд взыскал с ФГКУ "Росвоенипотека" в пользу административного истца судебные расходы, состоящие из оплаты услуг представителя и уплаты государственной пошлины, в размерах, соответственно, 10000 рублей и 300 рублей.
В своей апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Росвоенипотека" - Трунов А.С, не соглашаясь с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение, в соответствии с которым определить сумму инвестиционного дохода, подлежащую учёту на ИНС Степановой Н.А, и определить, что сумма инвестиционного дохода подлежит выплате последней из суммы распределяемого инвестиционного дохода, поступающего в указанное учреждение. При этом в обоснование своей просьбы автор жалобы приводит следующие доводы.
По его утверждению, рассчитать предполагаемый доход участника за определённый период в случае его несвоевременного включения в реестр участников НИС не представляется возможным в связи с отсутствием утверждённой Правительством РФ методики расчётов и предусмотренных законом процедур. ФГКУ "Росвоенипотека", фактически, лишь распределяет, а не рассчитывает по счетам участников НИС доход от инвестирования накоплений, полученный управляющими компаниями. К тому же, восстановление инвестиционного дохода невозможно и незаконно за счёт средств бюджета РФ, поскольку указанный доход имеет внебюджетную природу. Вместе с тем, по мнению ФГКУ "Росвоенипотека", право административного истца на недополученный инвестиционный доход может быть восстановлено за счёт поступающего в данное учреждение и распределяемого указанного дохода.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ - Оленников В.В, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
По его мнению, судом в решении сделан неверный вывод о том, что МО РФ обязано перечислить на ИНС Степановой Н.А. денежные средства в размере дохода от инвестирования накоплений, определённого ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку действующим законодательством получение военнослужащим такого дохода за счёт средств федерального бюджета не предусмотрено. Следовательно, каких-либо прав и законных интересов административного истца МО РФ не нарушало. К тому же, возложение на МО РФ обязанности перечислить на ИНС административного истца сумму неначисленного ему инвестиционного дохода является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции МО РФ, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции РФ принцип разделения властей, а также является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционных жалобах доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с частями 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - Правила). При этом пунктом 5 Правил установлено, что регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с Правилами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 744), который является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5, пунктами 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона.
Как усматривается из уведомления Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ, в реестр участников НИС Степанова Н.А. была включена 25 декабря 2021 года, с датой возникновения основания для включения - 10 июня 2013 года, с присвоением регистрационного номера участника "N".
Таким образом, со дня возникновения констатированного выше правового основания, то есть с 10 июня 2013 года административный истец подлежала включению в данный реестр и вправе рассчитывать на учёт на своём ИНС доходов от инвестирования с указанной даты.
Как следует из сведений из ФГКУ "Росвоенипотека" от 18 марта 2022 года, ИНС с регистрационным номером участника "N", на основании сведений о включении в реестр участников НИС, поступивших от регистрирующего органа, с датой возникновения основания для включения - 10 июня 2013 года, открыт 30 января 2022 года, при этом по состоянию на 1 марта 2022 года, на ИНС Степановой Н.А. учтены накопления в размере "... ", однако по причине того, что ИНС административного истца был открыт лишь 30 января 2022 года, инвестиционный доход за период с 10 июня 2013 года по 31 декабря 2021 года на её ИНС не учитывался.
Как видно из отражённой на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" "Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2021 году" (строка 102 Приложения N 7), на ИНС среднестатистического участника НИС, включённого в реестр в июне 2013 года, по состоянию на 1 января 2022 года, учтён доход от инвестирования накоплений в размере "... " рублей.
Таким образом, учитывая анализ приведённых выше правовых норм, а также принимая во внимание обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал в решении обоснованный вывод о нарушении названными должностными лицами прав и законных интересов Степановой Н.А, вследствие чего правомерно обязал их восстановить нарушенные права административного истца.
В силу вышеуказанного содержащиеся в апелляционных жалобах доводы, которым в решении дана надлежащая оценка, являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
Ввиду изложенного, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2022 года по административному делу N 2 а-47/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "..00000." ".звание.." Степановой Натальи Анатольевны об оспаривании бездействия руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", выразившегося в не начислении суммы инвестиционного дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - Трунова А.С. и Оленникова В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий Д.В. Бояркин
Судьи: С.Ю. Винник
М.Ф. Даутов
Дата составления мотивированного апелляционного определения - 29 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.