Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 марта 2022 года по административному делу N 2а-1339/2021 по административному исковому заявлению Мурашева Василия Алексеевича к ФСИН России об оспаривании действий, возложении обязанности принять решение о переводе в другое исправительное учреждение, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Мурашев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней произвести его перевод по месту жительства близких родственников - в "данные изъяты".
В обоснование требований указал, что на основании приговора Новодвинского городского суда Архангельской области от 11.02.2020 года он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Карелия. Административный истец неоднократно обращался с заявлением в ФСИН России о переводе в другое исправительное учреждение по его фактическому месту жительства до осуждения и месту жительства близких родственников - в "данные изъяты", однако ответа на обращения не получил.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 марта 2022 года заявленные исковые требования Мурашева Василия Алексеевича удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 июня 2022 года представитель ФСИН России просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о незаконном бездействии ФСИН России при рассмотрении обращения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мурашев В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Новодвинского городского суда Архангельской области от 11.02.2020г. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к лишению свободы сроком на 9 лет 6 месяцев. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ к назначенному по данному приговору частично присоединено наказание по приговору Виноградовского районного суда Архангельской области от 07.11.2019г, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колони строгого режима.
Административный истец был направлен для отбывания наказания в Республику Карелия на основании ч. 1 ст. 73 УИК РФ - по месту жительства до ареста. Прибыл 22.09.2020г. из ФКУ ЛПУ РБ-2 УФСИН по Республике Карелия в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Согласно справке по личному делу осужденного административный истец зарегистрирован по адресу: "адрес".
Судом установлено, что в мае 2021 года Мурашев В.А. обратился в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение по месту жительства близких родственников - супруги Е.Л.В. и ее детей, проживающих в "данные изъяты", в чем ему было отказано решением должностного лица ФСИН России от 19.11.2021г, выраженным в письме N, со ссылкой на отсутствие сведений о проживании близких родственников на территории "данные изъяты".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что бездействие административного ответчика в решении вопроса о переводе Мурашева В.А. при отсутствии обстоятельств, препятствующих его переводу в исправительное учреждение по месту жительства, является незаконным, нарушающим его права, при этом факт проживания на территории "данные изъяты" близких родственников административного истца - супруги и ее детей, с которыми он желает поддерживать социально-полезные связи, семейные отношения был установлен в ходе рассмотрения административного дела.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 73).
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно - исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с пунктом 9 которого по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Согласно пункту 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Судами установлено, что супруга Е.Л.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ N), зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", а также зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес".
Административный истец поддерживает социальные связи с родственниками путем телефонных переговоров, переписки и получением посылок. За время нахождения Мурашева В.А. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия правом свиданий не пользовался.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что со стороны ФСИН России допущено незаконное бездействие по разрешению вопроса о переводе Мурашева В.А. в другое исправительное учреждение по месту жительства родственников.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.