Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 апреля 2022 года по административному делу N 2а-1152/2021 по административному исковому заявлению Гуева Георгия Руслановича к ФСИН России об оспаривании действий (бездействия), обязании совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Гуев Г.Р. обратился в суд с административным иском, в котором просил суд признать бездействие административного ответчика, выраженное в отказе в переводе для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение, оформленном письмом от 23.09.2021г. N, незаконным, обязать административного ответчика принять решение о переводе его в исправительное учреждение, ближайшее к месту жительства его родных.
В обоснование требований указал, что ему, отбывающему наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, было отказано в переводе в исправительное учреждение, ближайшее к месту жительства родственников (Кабардино - Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Дагестан или Краснодарский край), в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для перевода.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Отказ ФСИН России в переводе Гуева Г.Р. в другое исправительное учреждение, оформленный письмом от 23.09.2021г. N, признан незаконным. На ФСИН России возложена обязанность принять решение о переводе Гуева Г.Р. для дальнейшего отбывания наказания по месту проживания его родственников - в исправительное учреждение Кабардино - Балкарской Республики, а в случае отсутствия мест в исправительных учреждениях Кабардино - Балкарской Республики - о переводе Гуева Г.Р. для отбывания наказания в исправительное учреждение в регионе, наиболее близко расположенном к Кабардино - Балкарской Республике, Ставропольском крае, Республике Дагестан или Краснодарском крае.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2022 года представитель ФСИН России просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гуев Г.Р. осужден приговором 2-го Западного окружного военного суда от 20 ноября 2020 г. по части 1 статьи 205.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
22 марта 2021 г. ФСИН России принято решение N о направлении Гуева Г.Р. после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительное учреждение общего режима УФСИН России по Республике Карелия.
03 сентября 2021 г. в адрес ФСИН России поступило заявление Гуева Г.Р. о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
23 сентября 2021 г. решением, оформленным письмом N, Гуеву Г.Р. отказано в переводе в иное исправительное учреждение, поскольку законом в отношении лиц, осужденных за преступления, указанные в части 4 статьи 73 УИК РФ, не предусмотрен перевод в исправительное учреждение по месту жительства близких родственников.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отказ ФСИН России в переводе по мотиву запрета на перевод к месту жительства близких родственников лиц, совершивших преступления, указанные в части 4 статьи 73 УИК РФ, не соответствует положениям закона с учетом его толкования, осуществленного Верховным Судом Российской Федерации, нарушает права административного истца.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 73).
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно - исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с пунктом 9 которого по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Согласно пункту 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Из материалов дела следует, что до осуждения Гуев Г.Р. был зарегистрирован по адресу: "адрес", проживал - "адрес".
У Гуева Г.Р. имеются: жена О.М.Р, несовершеннолетние дети Г, ДД.ММ.ГГГГ г.р, А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, родители Г.Г.Р., Ц.Э.М, проживающие по адресу: "адрес", с которыми он в связи с удаленностью их места проживания от места отбывания наказания (2 993 км), отсутствием достаточных денежных средств на оплату стоимости проезда (жена является безработной) поддерживает социальные связи лишь путем переписки и телефонных переговоров.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 апреля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.