Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 1 июля 2022 года кассационную жалобу Кочкиной Н.В. на решение Ленинского районного суда города Кирова от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 мая 2022 года по административному делу N 2а-73/2022 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Кирову к Кочкиной Н.В. о взыскании недоимки по налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Кочкиной Н.В. по доверенности Осиповой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ИФНС России по городу Кирову по доверенности Чёрной Н.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кочкина Н.В. является собственником гражданского воздушного судна Ми-2 (серийный номер 547932122), государственный регистрационный знак RA-15659.
Административному ответчику был начислен транспортный налог за 2019 год в размере 100000 руб. сроком уплаты до 1 декабря 2020 года, о чём в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N 60468033.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налога административным истом начислены пени, размер которых за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года составил 170 руб.
14 декабря 2020 года Кочкиной Н.В. выставлено требование
N 151643 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени сроком оплаты до 15 января 2021 года. Требование в добровольном порядке не исполнено.
2 февраля 2021 года мировым судьёй судебного участка N 70 Ленинского судебного района города Кирова вынесен судебный приказ о взыскании с Кочкиной Н.В. задолженности по налогам и пени, который 25 февраля 2021 года отменён в связи с поступившими возражениями.
3 августа 2021 года ИФНС России по городу Кирову обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Ленинского районного суда города Кирова от 11 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 мая 2022 года, административное исковое заявление ИФНС России по городу Кирову удовлетворено, с Кочкиной Н.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 100 000 руб, пени в размере 170 руб. (за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года), а также государственная пошлина в размере 3 200 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Кочкина Н.В. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что судебными инстанциями необоснованно не применён подпункт 8 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого вертолеты санитарной авиации и медицинской службы не облагаются транспортным налогом. Указывает, что административным ответчиком соблюдены все установленные законом условия применения налоговой льготы: проведена государственная регистрация воздушного судна в установленном законом порядке; на фюзеляж нанесено изображение красного креста. Требование о присвоении кода вида воздушного судна для применения налоговой льготы законом не установлено.
От представителя ИФНС России по городу Кирову поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации вертолеты признаются объектом налогообложения.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не являются объектом налогообложения вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Согласно статье 34 Воздушного кодекса Российской Федерации при государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или изображение красного полумесяца.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у административного ответчика возникла обязанность по уплате налоговых платежей, налоговым органом соблюдён срок обращения в суд, приведённый расчёт взыскиваемых сумм является правильным.
Судебными инстанциями дана критическая оценка ссылке административного ответчика на то, что по договору аренды воздушного судна без экипажа от 31 июля 2018 года Кочкина Н.В. передала в аренду вертолет Ми-2 ООО "Вяткаавиа". Воздушное судно внесено в сертификат эксплуатанта ООО "Вяткаавиа" (СЭ N АР10-11-10) с допуском на выполнение видов авиационных работ - оказание срочной медицинской помощи, выданный Приволжским МТУ Росавиации. На вертолет RA-15659 Ми-2 нанесены государственный и регистрационный опознавательные знаки RA-15659, имеется маркировка - изображение в виде красного креста на бортах судна и снизу фюзеляжа, также в наличии медицинское оборудование.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что помимо оказания срочной медицинской помощи, спецификация к сертификату эксплуатанта предусматривает использование вертолёта также для выполнения работ по проведению воздушных съёмок и лесоавиационных работ.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 2009 года N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда. Единый государственный реестр прав на воздушные суда является федеральной информационной системой. Ведение Единого государственного реестра прав на воздушные суда осуществляется органом государственной регистрации прав на воздушные суда.
Каждый раздел Единого государственного реестра прав на воздушные суда состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится краткое описание каждого воздушного судна - вид, тип и назначение воздушного судна, номер планера, номера двигателей и вспомогательных силовых установок и иная необходимая информация.
Согласно сведений из Единого государственного реестра прав на воздушные суда, вертолету Ми-2 (серийный номер 547932122), RA-15659 присвоено назначение воздушного судна - "транспортный" код 41200, а не код 41223, который присваивается вертолётам санитарной авиации и медицинской службы.
Таким образом, предмет налогообложения нельзя отнести к вертолётам санитарной авиации и медицинской службы. Использование вертолёта в различных целях не позволяет исключить его числа транспортных средств, освобождаемых от налогообложения. Налоговым органом правомерно исчислен налог в отношении указанного воздушного судна.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Кирова от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кочкиной Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.