Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-777/2021 (УИД 70RS0010-01-2021-001560-09) по иску Литвиненко Андрея Анатольевича к обществу с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Литвиненко Андрея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" по доверенности Захарова Михаила Александровича, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Литвиненко Андрей Анатольевич (далее по тексту - Литвиненко А.А.) обратился в Стрежевской городской суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" (далее по тексту - ООО "Энергонефть Томск") о признании незаконным приказа об отстранении от работы от 1 декабря 2021 г. N 1841-к, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, возникшего с 1 декабря 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
Решением Стрежевского городского суда Томской области от 27 декабря 2021 г. (с учетом определения Стрежевского городского суда Томской области от 19 января 2022 г. об исправлении описки) исковые требования Литвиненко А.А. удовлетворены. Признан незаконным и отменен приказ ООО "Энергонефть Томск" от 1 декабря 2021 г. N 1841-к об отстранении от работы Литвиненко А.А. С ООО "Энергонефть Томск" в пользу Литвиненко А.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в размере 79 360, 15 рублей. С ООО "Энергонефть Томск" в бюджет городского округа Стрежевой взыскана государственная пошлина в размере 2 880, 80 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 мая 2022 г. решение Стрежевского городского суда Томской области от 27 декабря 2021 г. отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Литвиненко А.А. оставлены без удовлетворения.
Литвиненко А.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Томский областной суд в ином составе судей.
В обоснование кассационной жалобы Литвиненко А.А. указал на незаконность и необоснованность судебных постановлений суда апелляционной инстанции. Суды не учли, что статья 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" не включает положения об отстранении от работы в связи с отказом от проведения профилактических прививок граждан, выполняющих работы, не входящие в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825. В права работодателя не входят права и полномочия по отстранению работников которые отказались от прохождения профилактической прививки и работы, которые не входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825. Его трудовая функция, определенная в трудовом договоре, никак не связана с выполнением работ из Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, и, таким образом, закон не предполагает возможности отстранения его от работы в связи с отсутствием профилактических прививок. Работодателем нарушено его конституционное право на труд. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ООО "Энергонефть Томск", Управление Роспотребнадзора по Томской области, в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 мая 2022 г, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка Литвиненко А.А, Управления Роспотребнадзора по Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Литвиненко А.А. на основании приказа от 9 января 2004 г. N 19-к принят на работу в ООО "Энергонефть Томск" инженером 1 категории в отдел электроснабжения.
В связи с переводом работника на другую работу соглашением от 23 апреля 2017 г. трудовой договор от 10 января 2004 г. N 19-к с Литвиненко А.А. изложен в новой редакции - работник принимается на работу по должности главный специалист Сектора производственного планирования электротехнического направления Производственно-технического управления (далее по тексту - СППЭН ПТУ).
В соответствии с пунктом 3.1 трудового договора работник обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку, соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно выполнять обязанности, возложенные должностной инструкцией, приказами и распоряжениями директора Общества; соблюдать правила и инструкции по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии; соблюдать обязанности по обеспечению соблюдения технологических режимов, требуемых норм и правил в области промышленной безопасности и охраны труда, производственной дисциплины, создание для работников безопасных и здоровых условий.
Согласно разделу 5 трудового договора работнику установлен режим труда -пятидневный с двумя выходными днями суббота и воскресенье, 40-часовая рабочая неделя с ненормированным рабочим днем.
Дополнительными соглашениями от 13 декабря 2017 г, 2 апреля 2018 г, 24 декабря 2018 г, 31 мая 2021 г. в трудовой договор от 10 января 2004 г. в редакции от 23 апреля 2017 г. вносились изменения в части оплаты труда, возложения дополнительных обязанностей на работника.
С правилами внутреннего трудового распорядка в актуальной на момент рассмотрения дела редакции от 1 апреля 2021 г. Литвиненко А.А. ознакомлен 2 апреля 2021 г.
Данными правилами установлено, что работники ООО "Энергонефть Томск" обязаны: добросовестно, своевременно и качественно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные трудовым договором, должностной инструкцией, ЛНД, приказами и распоряжениями по обществу (пункт 4.1.1); соблюдать трудовую, производственную и технологическую дисциплины (пункт 4.1.3); не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности (пункт 4.1.7); своевременно проходить обязательные периодические медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (пункт 4.1.14); немедленно информировать непосредственного руководителя об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе связанного с проявлением острого профессионального заболевания (пункт 4.1.19); при этом работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (пункт 4.2.2).
Должностной инструкцией главного специалиста СППЭН ПТУ установлено: основной задачей главного специалиста является планирование работы СППЭН ПТУ, планирование производственной деятельности в части эксплуатации электрооборудования, курирование договоров на техническое обслуживание ЭО (раздел 3); при исполнении трудовых функций главный специалист обязан выполнять требования распорядительных документов ООО "Энергонефть Томск" и ОАО "НК Роснефть" по вопросам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, предписания органов государственного надзора и контроля (пункт 5.2); немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении острого профессионального заболевания (пункт 5.4); проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с трудовым законодательством (пункт 5.5).
Приказом генерального директора ООО "Энергонефть Томск" от 28 октября 2021 г. N 01-14-1/0724 на основании статей 11, 29, 35, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532, письма Минздрава России от 24 августа 2021 г. N 30-4/И/2-13481, постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 г. N 5 (в ред. от 22 октября 2021 г.) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области" работникам с пятидневной рабочей неделей на территории Томской области приказано пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 однокомпонентной или двухкомпонентной вакциной (пункт 1.1 приказа); в срок до 29 октября 2021 г. представить непосредственному руководителю действующий сертификат о вакцинации, согласие на проведение вакцинации, письменный отказ от вакцинации, медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации (пункт 1.2 приказа); с 1 декабря 2021 г. отстранять от работы работников, не привитых первым компонентом или однокомпонентной вакциной, с 1 января 2022 г. не привитых вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, в том числе отказавшихся от вакцинации и не представивших документы, предусмотренные пунктом 1.2 приказа (пункт 3.1 приказа).
29 октября 2021 г. Литвиненко А.А. представил работодателю добровольный письменный отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
На основании указанного документа генеральным директором ООО "Энергонефть Томск" издан приказ от 1 декабря 2021 г. N 1841-к об отстранении от работы без сохранения заработной платы главного специалиста СППЭН ПТУ Литвиненко А.А. с 1 декабря 2021 г. до прохождения работником вакцинации и представления справки о вакцинации против COVID-19 первым компонентом (до 31 декабря 2021 г.) или сертификата о вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или медицинского заключения о наличии противопоказаний к вакцинации; снятия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
С данным приказом Литвиненко А.А. ознакомлен 1 декабря 2021 г.
Литвиненко А.А, не согласившись с законностью приказа от 1 декабря 2021 г. N 1841-к об отстранении от работы, указав, что он имел право отказаться от профилактической прививки, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 22, 189 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для отстранения Литвиненко А.А. от работы у ответчика не имелось, в связи с чем оспариваемый приказ является незаконным, а с работодателя в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за все время отстранения его от работы в размере 79 360, 15 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что работодателем был издан и доведен до сведения истца приказ от 28 октября 2021 г. N 01-14-1/0724, который основывался на положениях постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 г. N 5, о чем указано в самом приказе, согласно которому работникам было предложено принять участие в вакцинации и, в числе прочего, уведомить работодателя о своей готовности или неготовности на участие в вакцинации, либо представить работодателю документы о том, что у работника есть медицинские противопоказания или иные уважительные причины отказа от прививки. Истец с указанным приказом был ознакомлен, о необходимости прохождения вакцинации против новой короновирусной инфекции с указанием сроков прохождения вакцинации, а также последствий в случае отказа от вакцинации, уведомлен, в связи с чем не был лишен возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования, чего истцом осуществлено не было. Поскольку истец, трудовая деятельность которого в ООО "Энергонефть Томск" связана с работой в сфере энергетики, указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства не исполнил, отстранение его от работы носило законный характер.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что действия работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям носят рекомендательный характер, суд апелляционной инстанции указал, что процедура и основание отстранения истца от работы ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствия у работника медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем полностью соблюдены, издание приказа об отстранении не нарушало прав истца, направлено было исключительно на обеспечение безопасных условий для работника в части обеспечения охраны его здоровья и труда, а также мер по соблюдению положений действующего законодательства в части не распространения коронавирусной инфекции среди работников ответчика.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что ответчик уведомил работников не о проведении работодателем вакцинации, а об организации ее проведения работниками. Для того, чтобы собрать необходимые и обязательные для работодателя сведения, работникам было предложено представить сведения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации. При этом основанием отстранения явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца относительно того, что его работа не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, поэтому прививка для него не является обязательной, а ее отсутствие не может служить основанием для отстранения его от работы, суд апелляционной инстанции указал, что исходя из Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. В связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.
15 октября 2021 г. Главный государственный санитарный врач по Томской области, в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", пунктами 66, 67 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125 н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановилобеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям: работникам организаций энергетики.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что основной вид деятельности ООО "Энергонефть Томск" - передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным энергосетям, для работников работающих в организациях энергетики вакцинация является обязательной, Литвиненко А.А. от прохождения обязательной вакцинации без уважительной причины отказался, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для его отстранения от работы. Не установив факта нарушения трудовых прав Литвиненко А.А. суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении производных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда апелляционной инстанции надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено отстранение от работы в связи с отказом от проведения профилактических прививок граждан, выполняющих работы, не входящие в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку в данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям принято Главным государственным санитарным врачом по Томской области в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, представляющей опасность для окружающих, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя.
Доводы кассационной жалобы Литвиненко А.А. о незаконности его отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку вакцинация является добровольной и работник вправе отказаться от прививки, но с учетом эпидемиологической обстановки и приведенных нормативных актов, отказавшегося от прививки сотрудника, работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы, о чем Литвиненко А.А. был уведомлен. Поскольку Литвиненко А.А. от прохождения обязательной вакцинации отказался, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения его от работы.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и, вопреки выводам кассационной жалобы, не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца.
По существу доводы Литвиненко А.А. приведенные в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литвиненко Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.