Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0012-01-2021-001189-58 (N2-1109/2021) по иску З.И.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе З.И.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
З.И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что 8 октября 2020 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) (далее- УПФР в г.Барабинске) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного фонда от 21 декабря 2020 г. в назначении досрочно страховой пенсии по старости ей отказано, в связи с тем, что представленными документами не подтвержден необходимый специальный стаж работы.
С указанным решением пенсионного фонда она не согласна, так как в период с 9 августа 1993 г. по 16 января 2005 г. работала санитаркой рентгенологического отделения, в штатном расписании которого отсутствовала должность младшей медицинской сестры, и была занята полный рабочий день непосредственно на обслуживании больных, и, следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, а принятое решение пенсионного фонда следует признать незаконным, следует обязать пенсионный орган назначить ей досрочную страховую пенсию с 27 марта 2021 г, по достижении ею возраста 50-ти лет.
Просила суд с учетом уточнений исковых требований признать решение пенсионного органа от 21 декабря 2020 г. N незаконным, возложить на ответчика обязанность в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ включить ей в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области (Куйбышевской муниципальной центральной районной больнице Новосибирской области): с 9 августа 1993 г. по 16 января 2005 г. и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 27 марта 2021 г, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в размере 5 300 руб.
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 11 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд признал решение пенсионного органа от 21 декабря 2020 г. N в части невключения в специальный стаж периодов работы истца в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области (Куйбышевской муниципальной центральной районной больнице Новосибирской области): с 9 августа 1993 г. по 14 августа 1994 г, с 30 август 1994 г. по 3 сентября 1995 г, с 18 сентября 1995 г. по 1 сентября 1996 г, с 16 сентября 1996 г. по 1 июля 1997 г, с 16 июля 1997 г. по 15 марта 1998 г, с 30 марта 1998 г. по 16 января 2005 г, - незаконным, возложил на ответчика обязанность, в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии упомянутые периоды работы в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области (Куйбышевской муниципальной центральной районной больнице Новосибирской области), назначить досрочно страховую пенсию по старости с 27 марта 2021 г, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 5 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 11 октября 2021 г. отменено в части включения в специальный стаж периодов работы истца в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области с 1 января 1997 г. по 1 июля 1997 г, с 16 июля 1997 г. по 15 марта 1998 г, с 30 марта 1998 г. по 16 января 2005 г. и в части назначения досрочно страховой пенсии по старости с 27 марта 2021 г, с принятием в данной части нового решения, которым в удовлетворении указанной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, З.И.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Определением суда первой инстанции от 20 июля 2021 г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) заменено правопреемником- Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, З.И.Г. 8 октября 2020 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, как женщина, по достижении возраста 50-ти лет, проработавшая на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеющая страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что в период с 9 августа 1993г. по 16 января 2005 г. истец работала санитаркой рентгенологического отделения Куйбышевской центральной районной больницы.
Решением от 21 декабря 2020 г. N УПФР в г. Барабинске истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с отсутствием у нее требуемого 10-ти летнего стажа на работах с тяжелыми условиями труда, так как в период работы ее в должности санитарки рентгеновского отделения Куйбышевской центральной районной больницы с 9 августа 1993 г. по 16 января 2005 г. не подтверждено, что она выполняла работу младшей медицинской сестры по уходу за больными постоянно полный рабочий день.
Письмом Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" разъяснено, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся.
Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях, в рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривалась схемой должностных окладов (Приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 116).
До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным Письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
16 июня 1993 г. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации в дополнении к Приказу Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 г. N 132 "О совершенствовании службы лучевой диагностики", которым утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), 1 отдела (отделения) лучевой диагностики, согласно которому на указанную должность назначается в установленном порядке работник, не имеющий медицинского образования, который пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения (кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
В обязанности санитарки рентгеновского отделения (кабинета) входит: содержание помещения, инвентаря и оборудования отделения в должном порядке, проведение ежедневной влажной уборки помещения; подготовка кабинета к приему больных; помощь рентгенлаборанту в приготовлении контрастных веществ, медикаментов и химреактивов для обработки рентгеновской пленки; оказание помощи врачу и рентгенолаборанту при проведении сложных рентгенологических исследований; вызов больных в кабинет по указанию врача-рентгенолога и рентгенолаборанта; подача кассет врачу и рентгенолаборанту; помощь рентгенолаборанту при обработке пленки; сопровождение в необходимых случаях больных после исследования в отделения...
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-ЮЛ было разъяснено, что действующей номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Минтруда России от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом письме, т.е. предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
В п. 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела я XXIV Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и п.1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2, разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Из анализа приведенного законодательства следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ относится, в том числе, должность санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в рентгенологическом отделении лечебных учреждений.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции проанализировал данные трудовой книжки истца, должностные инструкции санитарки рентгеновского отделения, штатное расписание больницы за период с 1993 года по 2005 года, с учетом приведенных нормативных актов, пришел к выводу о том, что в спорные периоды истец работала в должности санитарки рентгеновского отделения Куйбышевской ЦРБ полный рабочий день. Несмотря на то, что с 1998 года истец была застрахована в системе обязательного пенсионного страхования, работодателем сведений об особых условиях труда в индивидуальном персонифицированном учете не имеется, суд первой инстанции учел принял в качестве доказательства, выданную в работодателем 2021 году справку о корректировке сведений о работе истца в больнице в период с 1 января 1997 г. по 16 января 2005 г. в особых условиях.
Суд первой инстанции также учел, что истец 27 марта 2021 г. достигла возраста 50-ти лет, с учетом включения спорных периодов в льготный стаж работы в п тяжелых условиях труда (не менее 10 лет), имеет страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6, а именно 11, 005, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области с 9 августа 1993 г. по 14 августа 1994 г, с 30 августа 1994 г. по 3 сентября 1995 г, с 18 сентября 1995 г. по 1 сентября 1996 г, с 16 сентября 1996 г. по 31 декабря 1996 г. согласился, поскольку указанные периоды имели место до введения требований индивидуального персонифицированного учета работников. Проанализировав справку, выданную работодателем в 2010 году N (задолго до обращения в пенсионный орган с заявлением о предоставлении пенсии) о работе истца полный рабочий день в должности санитарки рентгенологического отделения Куйбышевской центральной районной больнице в особых условиях труда, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку 2 раздела XXIV, код 22600000-14467 от 26 января 1991 г. и приказ от 17 мая 2004 г. N главного врача больницы о том, что, З.И.Г. работая в должности санитарки рентгенологического отделения с период 9 августа 1993 г. на основании Списка N 2 и приложения к Постановлению Совмина России от 23 февраля 1991 г. N 116 имеет право на льготную пенсию по Списку N 2, согласился с выводом суда первой инстанции об обоснованности включения в указанный период работы в льготный стаж. В справке подробно указано содержание "особых условий труда", в том числе и отражена работа по обслуживанию больных в отделении.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в льготный стаж периодов работы истца в больнице с 1 января 1997 г. по 1 июля 1997 г, с 16 июля 1997 г. по 15 марта 1998 г, с 30 марта 1998 г. по 16 января 2005 г, исходя из следующего.
Из трудовой книжки истца следует, что с 9 августа 1993 г. по 16 января 2005 г. она работала в должности санитарки рентгенологического отделения в Куйбышевской центральной районной больнице Новосибирской области (Куйбышевской муниципальной центральной районной больнице Новосибирской области).
В исследованных судом должностных инструкциях указано, что в обязанности санитарки рентгеновского отделения входит: содержание помещения, инвентаря и оборудования отделения в должном порядке, проведение ежедневной влажной уборки помещения; подготовка помещения к приему больных (затемнение, подготовка рабочих мест врача -рентгенолога и рентгенлаборанта); помощь рентгенлаборанту в приготовлении бариевой взвеси, контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновских пленок; оказание врачу- рентгенологу и рентгенлаборанту помощи при проведении сложных рентгенологических исследований (исследование толстой кишки с помощью контрастных веществ и др.); сопровождение больного после исследования в отделение; проведение генеральной уборки и обработки помещений, инвентаря и оборудования; проведение мероприятий по уходу за больным (пациентом) с момента входа его в рентгенкабинет и до момента выхода из него.
Из штатных расписаний, утвержденных и действующих в Куйбышевской центральной районной больнице в период с 1 января 1997 г, усматривается, что в штате рентгеновского отделения и кабинет УЗИ диагностики имелись должности медсестра УЗИ, санитарка ренгенкабинета и санитарка УЗИ, всего 4, 5 ставки младшего персонала; в штатном расписании, действовавшем с 1 января 1998 г. в рентгеновском отделении с кабинетом УЗИ имелась должность санитарки 05, ставки и должность сестра хозяйка 1 ставка; в штатном расписании на 1 января 1999 г. в рентгеновском отделении с кабинетом УЗИ имелась ставка санитарки - 2 и 1 ставка сестры хозяйки (всего младший персонал 3 ставки).
Штатное расписание в период с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. содержит аналогичные сведения по младшему медицинскому персоналу как в 1999 году - 2 ставки санитарки 1 ставка сестра хозяйка.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что в штатном расписании за 1997 года отделение, в котором работала истец в должности "санитарки" значится как "отделение рентгендиагностики и кабинета УЗИ-диагностики, в штатном расписании за 2000 -2005 годы, отделение поименовано как "рентгеновское с кабинетом УЗИ", в связи с чем пришел к выводу о несоответствии наименования отделения, наименованию, указанному в Списке N 2, где в Разделе XXIV код позиции: 22600000-14467 указаны "рентгеновские отделения (кабинеты)".
Суд апелляционной инстанции также учел, что согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 и Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, такая пенсия предоставляется санитаркам при отсутствии в штатном расписании младших 1 медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновском отделении (кабинета) при условии выполнения ими работы постоянно и полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Суд апелляционной инстанции установилпри исследовании первичных документов подтверждающих трудовую деятельность истца в спорный период с 1 января 1997 г. по 16 января 2005 г, что в указанный период времени истец получала заработную плату из расчета должности "санитарки" в размере 50%, а за совмещение по должности сестра-хозяйка из расчета 100%. Оплата труда за совмещение в таком размере имела место с 1998 года по 2005 год.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об исполнении истцом обязанности санитарки неполный рабочий день и работы младших медицинских сестер по уходу за больными, поскольку оплата труда составляла 50%, что следует из анализа сведений карточек персонифицированного учета истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при разрешении спора нормы материального права применены правильно.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ст. 2 названного Федерального закона страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст.ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой t. стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 1991 г.), (для учета периодов, имевших место после 1 января 1992 г.) (далее - Список N 2 от 1991 г.);
Список N2 производств, цехов, профессии и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N 2 от 1956 г.), (для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.).
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) - Раздел XXIV, код позиции: 22600000-14467.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с абзц. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно абзц. 2 п. 5 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Установив, что в спорный период времени истец получала заработную плату из расчета должности "санитарки" в размере 50%, а за совмещение по должности сестра-хозяйка из расчета 100%. Оплата труда за совмещение в таком размере имела место с 1998 по 2005 годы, а в период с января 1997 г. наименование учреждения, в котором работала истец не соответствовало вышеупомянутым Спискам, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований и отсутствии оснований для включения указанных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Следует отметить, что при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Положениями п. 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного, застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеются сведения индивидуального лицевого счета истца, из которых следует, что корректировки вносились за 1998 -2005 годы с указанием кода льготы код позиции: 22600000-14467 лишь в августе - сентябре 2021 года, сведений об отчислениях не имеется.
Кроме того из расчетных карточек начислений заработной платы истца за период 2020 - 2021 годы, усматривается, что впервые после 1 января 1997 г. расчет оплаты труда в опасных и вредных условиях труда учтен истцу лишь, начиная с марта 2021 г. (л.д.63 т. 2), до этого времени, таких начислений при расчете оплаты, не было (л.д. 61-89 т. 2).
Суд апелляционной инстанции исследовал карту специальной оценки условий труда истца, протоколы измерений оценки химического фактора на рабочем месте истца, отметив, что протоколы оценки ионизирующего излучения на рабочем месте, протоколы исследования и измерений тяжести трудового процесса, составленные в 2015 году, также свидетельствуют об отсутствии льготного характера работы истца в больнице в период после 1 июля 1997 г, поскольку условия работы истца не менялись. Данные документы приняты комиссией специалистов, в том числе и руководителем больницы, заверены печатями и с 2015 года истцом не оспорены.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что справка работодателя от 4 марта 2021 г, представленная в УПФР, уточняющая занятость истца в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровью населения, подтверждающая особые условия труда с указанием кода льготы, противоречит исследованным первичным документам, а также сведениям. индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и в качестве надлежащего доказательства не может быть принята, в данной справке от 4 марта 2021 г. N 33 указано, что работа истца осуществлялась в особых условиях, но при этом содержание особых условий, ссылки на документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня непосредственно на обслуживании больных, данная справка не содержит.
Доводы истца о несогласии с выводами судов о невключении вышеупомянутых периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, о том, что льготный стаж подтверждается записями в трудовой книжке истца, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не содержат указаний на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, основаны на ошибочном субъективном толковании кассатором вышеуказанных правовых норм, тогда как выводы суда апелляционной инстанции сделаны на исследовании первичных документов, в том числе, по оплате труда истца в спорный период.
Следует отметить, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Ссылки кассатора на то, что карта специальной оценки условий труда истца за 2015 год не может подтверждать условия труда истца за спорный период с 1997 года по 2005 год, также не являются безусловным основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суд апелляционной инстанции дал оценку всем доказательствам в совокупности, включая упомянутую карту специальной оценки условий труда, учитывая, что истцом доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, не представлено.
Вопреки доводам истца, выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж истца подробно мотивированы со ссылкой на представленные доказательства и нормативные акты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы в целом выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, поскольку ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу З.И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.