Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-452/2022 (УИД 75RS0001-02-2021-000801-66) по иску Серкова Вячеслава Ивановича к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Серкова Вячеслава Ивановича на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Серков Вячеслав Иванович (далее - Серков В.И, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ответчик) о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Серков В.И. является инвалидом "данные изъяты" и на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи.
1 февраля 2018 г. Серков В.И. обратился в ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении ему путевки на санаторно-курортное лечение.
Заявление Серкова В.И. зарегистрировано, присвоен N 4155, Серков В.И. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Однако до сих пор путевка Серкову В.И. не предоставлена.
Серков В.И. находит действия ответчика незаконными. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Серков В.И. просил суд признать незаконным и необоснованным непредоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение; обязать ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выделить ему и его сопровождающему путевку на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом до места назначения и обратно; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. исковые требования Серкова В.И. удовлетворены частично. На ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги. С ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Серкова В.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. частично изменено, абзац 2 резолютивной части изложен в следующей редакции: "Возложить на Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги". В остальной части решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 января 2022 г. исковые требования Серкова В.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Серков В.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Серков В.И. является инвалидом "данные изъяты", на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи.
Серков В.И. и его сопровождающий в 2017 г. на основании заявления от 17 февраля 2015 г. был обеспечен санаторно-курортными путевками в СКУ Санаторий "Пикет" Ставропольского края по профилю заболевания.
Согласно сообщению от 16 мая 2022 г. ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2018 г. заявление от Серкова В.И. для получения путевки на санаторно-курортное лечение поступило 1 февраля 2018 г.
В 2019 г. заявление от Серкова В.И. для получения путевки на санаторно-курортное лечение поступило 7 февраля 2019 г.
В 2019 г. Серков В.И. и его сопровождающий на основании заявления от 26 января 2016 г. обеспечены путевками в Санаторий "Мотылек" Краснодарского края на санаторно-курортное лечение с 19 сентября 2019 г. по профилю заболевания - болезни глаза и его придаточного аппарата.
В 2021 г. Серков В.И. и его сопровождающий на основании заявления от 2 сентября 2017 г. (в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2020 г.) обеспечены путевками в Санаторий "Сосны" Московской области на санаторно-курортное лечение с 28 августа 2021 г. по профилю заболевания - болезни глаза и его придаточного аппарата.
К заявлению от 2 сентября 2017 г. были приобщены вышеуказанные заявления от 1 февраля 2018 г, от 7 февраля 2019 г. в соответствии с Административным регламентом от 21 августа 2021 г. N428.
На момент рассмотрения спора заявление для получения путевки на санаторно-курортное лечение от Серкова В.И. не поступало.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что заявка Серкова В.И. от 2017 г. и приобщенные заявления от 2018 г, от 2019 г. закрыта, истец имеет право вновь подать заявку на санаторно-курортное лечение, пришел к выводу, что отсутствуют оснований для предоставления новой государственной услуги по заявлениям от 2018 и 2019 гг.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу с 1 сентября 2021 г.) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Порядка от 29 декабря 2004 г. N 328 территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом данные нормативные правовые акты не устанавливают и не регулируют порядок формирования очереди граждан, имеющих право на получение такой услуги, не наделяют компетентные государственные органы обязанностью по формированию такой очереди. Нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и ведения такой очереди, не принималось.
Между тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 23 июня 2009 года N 908-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1575-О, от 18 сентября 2014 года N 1821-О, от 24 апреля 2018 года N 970-О, от 25 октября 2018 года N 2722-О, от 28 февраля 2019 года N 391-О и др.).
Относительно порядка предоставления гражданам рассматриваемого вида государственной социальной помощи, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Во исполнение возложенных на Фонд социального страхования полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действовавший в период спорных правоотношений и утративший силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 августа 2019 г. N 564н.
Результатом предоставления государственной услуги является предоставлением заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункты 10, 10.1 вышеуказанного Административного регламента).
В пункте 19 вышеуказанного Административного регламента приведен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В соответствии с пунктами 26, 27 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), направленных заявителями с использованием средств почтовой связи или в форме электронных документов, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда либо на следующий день в случае поступления заявления и документов в территориальный орган Фонда по окончании рабочего времени.
В силу пунктов 51, 51.1 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры обеспечение заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента, в территориальных органах Фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 настоящего Административного регламента; принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.
В соответствии с пунктом 53 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 утвержден новый Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, с принятием которого Административный регламент от 27 марта 2012 г. утратил силу.
В пунктах 53, 65 Административного регламента от 21 августа 2019 г. закреплено аналогичное предыдущему Регламенту положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину - заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.
В пункте 22 Регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N АКПИ20-603 по делу о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что момент обращения истца с заявлениями от 1 февраля 2018 г. и 7 февраля 2019 г. в Фонд о предоставлении путевки в отношении Серкова В.И. уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 2 сентября 2017 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2021 календарном году, и оснований для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей по заявлениям от 2018 и 2019 гг. у Фонда не имелось, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии нарушения прав Серкова В.И, сохранении за истцом права на государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение при подаче новой заявки на санаторно-курортное лечение.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что действующий на момент оказания государственной услуги по предоставлению Серкову В.И. путевки на санаторно-курортное лечение Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 предусматривал в качестве основания отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги наличие начатой процедуры по предоставлению путевки по ранее поданному заявлению.
Таким образом, учитывая, что возможность начала новой процедуры по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с действовавшим с 5 ноября 2019 г. Административным регламентом была связана только с завершением процедуры (предоставлением путевки) по ранее принятому и зарегистрированному заявлению, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Серкова Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.