Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего судьи Гылкэ Д.И., судей Катанаевой А.С., Колпаковой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции и систем видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда административное дело УИД N 26OS0000-04-2020-000223-77 по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, по апелляционной жалобе Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" на решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего решение подлежащим частичной отмене, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п утверждена территориальная схема обращения с отходами в Ставропольском крае.
7 февраля 2021 г. Правительством Ставропольского края от N 36-п принято постановление "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п", в соответствии с пунктом 1 которого указанная схема актуализирована (далее - Схема, Территориальная схема, Схема ТКО).
Поименованное постановление Правительства Ставропольского края от 7 февраля 2021 г. N 36-п размещено на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 11 февраля 2021 г, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 16 февраля 2021 г.
Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" (далее также - общественная организация), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: раздела 3 - нахождение источников образования отходов в части отсутствия сведений о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; раздела 4 - количество образующихся отходов в части недостоверного отражения показателей по форме 2-ТП (отходы); таблиц 14, 14.1, 16 в части расхождения целевых показателей раздела 5 - целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; раздела 6 - места накопления отходов в части отсутствия картографического материала с данными о нахождении мест накопления отходов; раздела 7 - места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов в части отсутствия картографического материала со сведениями о почтовом адресе и (или) географических координатах места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; раздела 10 - схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов в части отсутствия графического отображения движения отходов от источников их образования и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов; раздела 11 - данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов в части отсутствия сведения о планируемом
выведении из эксплуатации инфраструктурных объектов; раздела 12 - оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов в части отсутствия сведений об объемах необходимых капитальных вложений для вывода из эксплуатации инфраструктурных объектов; раздела 13 - сведения о зонах деятельности региональных операторов в части указания наименования юридического лица (регионального оператора), определяемого на основании конкурентных способов; возложении на Правительство Ставропольского края обязанности привести территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском крае в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований общественная организация сослалась на то, что оспариваемые разделы противоречат положениям статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), пунктам 1, 4, 5, 7-10, 12, 13 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 (далее - Правила N 1130).
Решением Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общественная организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемая Территориальная схема не соответствует нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу; утверждена с нарушением процедуры принятия, а именно, в отсутствие направления проекта территориальной схемы обращения с отходами на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение (повторное в связи с наличием замечаний, требующих доработки, например, в части правильного определения видов деятельности в области обращения с отходами, влекущего за собой изменение данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов) в соответствии со статьей 5, пунктом 5 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления.
Выражает несогласие с выводами суда о том, что количество образующихся отходов отражено в территориальной схеме на основании данных, предоставляемых региональными операторами, считает, что использованные сведения не являются достоверными; расчет количества ТКО в схеме необоснованный; нормативы накопления ТКО на территории Ставропольского края установлены без проведения соответствующих замеров, что свидетельствует о неправильности определения количества ТКО.
Подвергает критике выводы суда о правомерности отсутствия в территориальной схеме ряда источников образования ТКО; считает неправомерным неуказание адреса и (или) географических координат источников; не соглашается с квалификацией правильности данных по организациям обработки отходов и обоснованности схемы потоков отходов от источников их образования, возражает против возможности отсутствия в территориальной схеме данных о планируемом строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов, объеме соответствующих капитальных вложений.
Просит учесть, что судом безосновательно не приняты во внимание недостатки территориальной схемы, отраженные в Рекомендациях совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 33-го выездного (141-го) заседания в Ставропольском крае 17-20 марта 2020 г.
Территориальная схема принята без учета документов территориального планирования.
Судом первой инстанции необоснованно отказано административному истцу в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц.
Территориальная схема обращения с отходами допускает неоднозначное толкование содержания ее разделов, ее реализация может повлечь ухудшение экологической ситуации в регионе, дестабилизацию ситуации с обращением отходов, неэффективному использованию бюджетных средств.
Указанные обстоятельства могут повлиять на правоотношения в рассматриваемой сфере, затрагивают права их участников, неопределенного круга лиц на получение услуг по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установление порядка разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем относится к полномочиям Российской Федерации (статья 5 Закона об отходах производства и потребления).
Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 вышеупомянутого Закона, положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования к принятию, разработке, составу и содержанию этого документа.
В Ставропольском крае полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления установлены региональным Законом от 16 ноября 2009 г. N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" (далее - Закон от 16 ноября 2009 г. N 81-кз), с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Закона от 16 ноября 2009 г. N 81-кз утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, относится к полномочиям Правительства Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, являющегося органом исполнительной власти Ставропольского края, к полномочиям которого отнесена разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (раздел III "Полномочия" подпункт 15 пункта 10.1).
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края разработана, а постановлением Правительства Ставропольского края N 36-п от 7 февраля 2021 г. утверждена актуализированная территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае.
Признавая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Ставропольского края с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе и вступления в силу, суд первой инстанции правильно сослался на правовое регулирование, установленное в абзаце 19 статьи 6 Закона об отходах производства и потребления, закрепляющего полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению Территориальной схемы и определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях процедуры принятия ввиду необходимости повторного проведения общественного обсуждения, в случаях, если в результате доработки проекта уполномоченным органом внесены изменения, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд, установив, что изменение в проекте постановления терминов "термическая утилизация" на "энергетическая утилизация" не подпадают под действие пункта 26 Правил N 1130, правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания процедуры принятия нарушенной.
Проверяя соответствие оспариваемых положений Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений не действующими.
Вместе с тем, судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, установила, что выводы суда в части соответствия Территориальной схемы действующему законодательству, не в полной мере соответствуют закону, так как требования к разработке, составу и содержанию территориальной схемы, Правительством Ставропольского края соблюдены не в полном объеме.
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами содержится в статье 13.3 Закона об отходах производства и потребления, а также в Правилах N 1130.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе
твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно пункту 2 Правил N 1130, территориальная схема это текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Территориальная схема включает разделы, указанные в пункте 5 Правил N 1130, в том числе, места нахождения источников образования отходов с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации, в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а"), объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов с указанием сведений о согласованной санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности (пункт "д"), схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов с графическим отображением (пункт "ж"), данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (пункт "з"), сведения о зонах деятельности региональных операторов (пункт "л").
Согласно пункту 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит: а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; б) графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.
Из анализа оспариваемой Территориальной схемы ТКО следует, что, несмотря на наличие в её составе текстовых, табличных и иных материалов, предъявляемые федеральным законодательством требования к разработке, составу и содержанию территориальной схемы в разделе 10 "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" административным ответчиком не соблюдены.
Так, в нарушение требований статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления и предписаний, содержащихся в подпункте "а" пункта 12 Правил N 1130, глава 2 "Система транспортировки твердых коммунальных отходов" раздела 10 "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", представляет собой таблицу, поименованную как "Схема транспортирования ТКО в 2019 году", с разбивкой на 4 графы (зона деятельности/региональный оператор, наименование района/округ, наименование объекта обращения с отходами, адрес объекта обращения с отходами).
Помимо данной таблицы указанная глава 2 раздела 10 Схемы не содержит никакого иного графического отображения схематичного движения отходов от источников образования до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания.
Доводы представителя административного ответчика о наличии в разделе 10 отсылочной нормы о расположении графического отображения в электронной модели территориальной схемы, отклоняются судом в силу их несостоятельности, поскольку они противоречат пункту 17 Правил N 1130, в котором закреплено, что электронная модель является самостоятельным разделом территориальной схемы и должна содержать сведения, указанные в пунктах 6 - 16 данных Правил.
Кроме того, отсылочная норма в разделе 10 оспариваемой Территориальной схемы указывает только на графическое отображение перспективной системы транспортирования отходов на каждый год действия, а не полный объем сведений, предусмотренных пунктом 12 Правил N 1130.
Допущены административным ответчиком также и нарушения при расчете количества образующихся отходов.
Как следует из подпункта "г" пункта 4 Правил N 1130 при разработке территориальных схем используются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в таблице 11.1. "Результаты расчёта массы ТКО 4-5 классов опасности, образующихся на территории Ставропольского края (тонн в год)" раздела главы 2 раздела 4 "Количество образующихся отходов" оспариваемой Территориальной схемы приведен расчет массы образования отходов.
В последующем указанный расчет использовался при заполнении таблицы 12.1. "Прогноз образования ТКО на территории Ставропольского края" на период с 2019 по 2030 год.
Как следует из пояснений административного ответчика и представленных им материалов, при расчёте количества образующихся отходов использовались нормативы накоплениями твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. N 347 в редакции от 29 августа 2018 г. N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края".
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 г. указанный выше приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. N 347 в редакции от 29 августа 2018 г. N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: продовольственные магазины - 1, 5 куб. м, промтоварные магазины - 0, 8 куб. м, рынки продовольственные - 1, 21 куб. м, рынки промтоварные - 1, 09 куб. м, административные, офисные учреждения - 0, 09 куб. м, супермаркеты (универмаги) - 0, 7 куб. м, поскольку он принят без проведения в установленном порядке необходимых замеров образующихся твердых коммунальных отходов.
Таким образом, что в основу оспариваемой Территориальной схемы были заложены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные с нарушением установленных правил, что свидетельствует о недостоверном отражении в Территориальной схеме сведений о количестве образующихся отходов.
Учитывая, что на момент вынесения решения суда необходимые изменения в оспариваемую Территориальную схему внесены не были, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление Правительства Ставропольского края от 7 февраля 2021 г. N 36-п противоречит подпункту "г" пункта 4 Правил N 1130, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, подлежит признанию недействующим в части.
Установив данные обстоятельства и сопоставив Территориальную схему в отмеченных частях вышеперечисленными нормативными правовыми актами, судебная коллегия приходит к выводу об их несоответствии имеющему большую силу законодательству, в части расчёта количества твердых коммунальных отходов и в части отсутствия графического обозначения схемы.
В остальной части с оспариваемым решением суда, которым отказано в удовлетворении иска, судебная коллегия соглашается.
Выводы суда первой инстанции в оставшейся части являются законными и обоснованными.
Так, разрешая вопрос о соответствии требованиям законодательства раздела 3 "Нахождение источников образования отходов" территориальной схемы, суд пришел к обоснованному выводу, что данные нормы, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Исследовав представленные приложения суд пришел к правильному выводу, что Раздел III территориальной схемы содержит обоснованную ссылку на то, что "данные о количестве нормообразующих показателей по источникам образования твёрдых коммунальных отходов представлены в таблице 2.2.
Реестр источников образования ТКО представлен в электронной модели территориальной схемы и в Приложении 1, а также в картографических материалах (приложение 24)".
Вопреки доводам истца, как следует из данных приложений сведения о почтовом адресе и географических координатах источников образования отходов на территории Ставропольского края содержатся в печатном тексте Приложения 1 к территориальной схеме, а также продублированы в электронной модели территориальной схемы с нанесением имеющихся мест образования отходов на карту.
К аналогичным выводам о необоснованности иска, суд пришел и в отношении раздела 6 "Места накоплений отходов", поскольку в соответствии с пунктом 9 Правил N 1130 данный раздел содержал информацию о нахождении мест накопления отходов в соответствии с реестрами (приложение 9), в которых содержится информация о 14545 контейнерных площадках с указанием адреса и их географических координат.
Правильно признаны судом не подлежащими удовлетворению и доводы истца относительно недостоверности сведений раздела 5 "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов".
Проанализировав представленные доказательства, судом правильно сделан вывод, что требования подпункта "в" статьи 5 Правил N 1130 о необходимости включения в территориальную схему раздела "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" административным ответчиком соблюдены и все необходимые данные отражены в главе 2 Раздела 5 территориальной схемы обращения с отходами (таблица 16 территориальной схемы).
Суд первой инстанции правильно установил, что таблица 14 "Сведения о показателях (индикаторах) в сфере обращения с отходами в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" содержит фактические данные из государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
По строке доля обработанных отходов, начиная с 2020 года значения являются прогнозными и соответствуют пункту 15 Правил N 1130, согласно которым раздел "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" должен содержать расчётные сведения о прогнозных значениях.
Не являются основанием к удовлетворению иска и доводы административного истца о противоречии раздела 7 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" Территориальной схемы пунктам 9, 10 Правил N 1130, поскольку соответствующие реестры действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, с указанием основных характеристик соответствующих объектов, представлены в приложениях А7-А10. Сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах объектов отражены в соответствующих перечнях (Приложения 12-15). Также в перечнях указаны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы. Реестры действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, на территории Ставропольского края представлены в Приложениях 12, 13, 14 и 15, а также в картографических материалах (приложение 24).
Несостоятельной является и ссылка административного истца на несоответствие раздела 13 Территориальной схемы "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" действующему законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 16 Правил N 1130 данный раздел в таблице 35 Территориальной схемы и на соответствующем слое электронной модели содержит сведения, обусловленные вышеуказанными требованиями.
Указание административного истца на то, что в разделе 15 "Электронная модель территориальной схемы" не содержится информация о сайте в сети интернет, на котором размещена территориальная схема и в открытом доступе анализируемая схема отсутствует, не соответствует действительности, так как в процессе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции в режиме электронного доступа получил подтверждение того, что Территориальная схема размещена на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по адресу https://mingkhsk.ru/deyatelnost/sub-43/, в подразделе "Обращение с отходами" раздела "Деятельность". Ссылка для перехода в электронную модель территориальной схемы размещена на главной странице официального сайта министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования подлежит удовлетворению в части, в остальной части решение Ставропольского краевого суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемая Территориальная схема до принятия решения суда применялась, и на ее основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о признании ее недействующей в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, судебная коллегия
определила
Решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. отменить в части, принять по административному делу в данной части новое решение.
Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу, следующие положения Территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае, утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п в редакции утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 7 февраля 2021 г. N 36-п с изменениями от 22 декабря 2021 г.
- главу 2 раздела 4 в части расчёта количества, образующихся на территории Ставропольского края, твердых коммунальных отходов 4-5 классов опасности;
- главу 2 раздела 10 в части отсутствия схемы потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В остальной части решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее определение или сообщение о его принятии подлежит публикации в течение одного месяца в официальном печатном издании органа государственной власти, которым был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.