Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Сумбаевой А.В, Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дораевой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда административное дело (УИД N26OS0000-04-2021-000332-57) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КрайСервис" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 30 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, пояснения представителя административного истца - общества с ограниченной ответственностью "КрайСервис" Кувалдина А.П, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "КрайСервис" (далее также - ООО "КрайСервис", общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в котором просило установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N575, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 11 173 971 +/- 29 249 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир: здание администрации; участок находится примерно 250 м по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 75 720 729, 75 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N534, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 7 417 200 +/- 23 800 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир: жилой дом; участок находится примерно 1 700 м по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 49 167 972, 08 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N397, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 10 316 300 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир на территории муниципального образования Рождественского сельсовета; почтовый адрес ориентира: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 69 577 295, 98 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N782, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 8 278 583 +/- 25 176 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 54 643 776, 74 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N858, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 9 706 343 +/- 27 261 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 65 563 489, 66 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N39, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 30 445 067 +/- 52 131 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 197 588 913, 80 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему принадлежат доли в праве общей долевой собственности, а также на праве аренды на названные выше земельные участки, а установленная по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельных участков в размере 123 695 858, 97 рублей, 71 798 469, 00 рублей, 93 053 026, 00 рублей, 80 163 683, 44 рублей, 107 449 217, 01 рублей и 320 169 410 рублей соответственно существенно превышает их рыночную стоимость, чем нарушает права и законные интересы общества, поскольку влияет на размер земельного налога.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на отчеты NN N от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленные оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО10 согласно которым по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N575 составила 36 539 000, 00 рублей, с кадастровым номером N534 - 25 218 000, 00 рублей, с кадастровым номером N397 - 33 941 000, 00 рублей, с кадастровым номером N782 - 27 899 000, 00 рублей, с кадастровым номером N858 - 32 128 000, 00 рублей, с кадастровым номером N39 - 103 292 000, 00 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО11 ФИО12
По результатам проведения экспертизы по состоянию на 01 января 2020 года размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N575 составил 75 720 729, 75 рублей, с кадастровым номером N534 - 49 167 972, 08 рублей, с кадастровым номером N397 - 69 577 295, 98 рублей, с кадастровым номером N782 - 54 643 776, 74 рублей, с кадастровым номером N858 - 65 563 489, 66 рублей, с кадастровым номером N39 - 197 588 913, 80 рублей.
Решением Ставропольского краевого суда от 30 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы установлена по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N575 в размере 75 720 729, 75 рублей, с кадастровым номером N534 - 49 167 972, 08 рублей, с кадастровым номером N397 - 69 577 295, 98 рублей, с кадастровым номером N782 - 54 643 776, 74 рублей, с кадастровым номером N858 - 65 563 489, 66 рублей, с кадастровым номером N39 - 197 588 913, 80 рублей; определена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 13 мая 2021 года.
Полагая, что названный выше судебный акт является незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края обратилась с апелляционной жалобой об отмене состоявшегося судебного акта и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указано, что положенное в основу решения суда заключение судебной экспертизы не подтверждает действительную рыночную стоимость спорных земельных участков, поскольку выполнено с нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности, выразившихся при расчетах сравнительным подходом в некорректном подборе объектов-аналогов, существенно отличающихся от объектов оценки по площади и местоположению, без обоснования введенных корректировок; установление кадастровой стоимости в размере рыночной за более ранний период, не в котором подано заявление, не допустимо; необоснованное уменьшение кадастровой стоимости приведет к снижению доходов бюджета.
Министерство имущественных отношений приводит в апелляционной жалобе аналогичные доводы, выражает несогласие с выводами заключения судебной оценочной экспертизы, являющегося недопустимым доказательством, однако судом первой инстанции данному обстоятельству не дана надлежащая оценка, по делу не назначена повторная экспертиза. В отсутствие достоверных и достаточных доказательств несоответствия кадастровой стоимости объектов экспертизы их рыночной стоимости административным истцом не доказан факт нарушения его прав установленной кадастровой стоимостью земельных участков. Просит решение суда отменить ввиду допущенных нарушений норм материального и процессуального права.
Административным истцом подан письменный отзыв на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в судебное заседание не явились. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене либо изменению в силу следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности). Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.
По делам указанной категории лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "КрайСервис" является собственником и арендатором долей в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N575, N534, N397, N782, N858, N39, расположенных в Изобильненском районе Ставропольского края, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается сведениями из ЕГРН. Согласие граждан-собственников долей выражено в уведомлениях представителя участников общей долевой собственности от 11 марта 2022 года, от 12 августа 2022 года, от 6 сентября 2022 года. Наличие арендных отношений подтверждается соответствующими договорами от ДД.ММ.ГГГГ года с дополнительными соглашением от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N575), от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N534), от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N397), от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N782), от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N858), от ДД.ММ.ГГГГ года (в отношении земельного участка с кадастровым номером N39), условия оплаты арендной платы с компенсацией налоговых платежей внесены в договоры.
Проведение государственной кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края в 2020 году осуществлено государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество".
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1169 от 30 октября 2020 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N575, N534, N397, N782, N858, N39 определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 123 695 858, 97 рублей, 71 798 469, 00 рублей, 93 053 026, 00 рублей, 80 163 683, 44 рублей, 107 449 217, 01 рублей соответственно, внесена в ЕГРН 30 декабря 2020 года, применяется с 1 января 2021 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N39 определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 320 169 410 рублей внесена в ЕГРН 30 декабря 2020 года, применяется в период с 1 января 2021 года до 21 апреля 2021 года, то есть, является архивной.
Следовательно, судом первой инстанции верно указано, что результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога и арендной платы, которые рассчитываются из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, наделяют его правом обратиться в суд с настоящим административным иском.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости представлены отчеты об оценке NN N от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленные оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО13 согласно которым по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N575 составила 36 539 000, 00 рублей, с кадастровым номером N534 - 25 218 000, 00 рублей, с кадастровым номером N397 - 33 941 000, 00 рублей, с кадастровым номером N782 - 27 899 000, 00 рублей, с кадастровым номером N858 - 32 128 000, 00 рублей, с кадастровым номером N39 - 103 292 000, 00 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, с целью определения рыночной стоимости земельных участков судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперту ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года N N, выполненному экспертом ФИО14 по состоянию на 01 января 2020 года размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N575 составил 75 720 729, 75 рублей, с кадастровым номером N534 - 49 167 972, 08 рублей, с кадастровым номером N397 - 69 577 295, 98 рублей, с кадастровым номером N782 - 54 643 776, 74 рублей, с кадастровым номером N858 - 65 563 489, 66 рублей, с кадастровым номером N39 - 197 588 913, 80 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оценил доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с несоответствием отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной и экспертной деятельности кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО15. N N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта ФИО16 не имеется.
Изучив представленные в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Данные требования законодательства экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО17 при подготовке заключения N N от ДД.ММ.ГГГГ года соблюдены.
В заключении экспертом по результатам анализа материалов дела, сведений публичной кадастровой и спутниковой карты, публичных данных Росреестра, осмотра объектов исследования 19 августа 2021 года, отражена вся необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, в том числе, исходя из классификации земельных участков сельскохозяйственного назначения (оцениваемые земельные участки являются многоконтурными, относятся к пашням, частично к кормовым угодьям и частично к многолетним насаждениям), наиболее эффективным использованием определено продолжение текущего использования, приведен анализ рынка земельных участков Изобильненского района Ставропольского края, относящихся к сегменту земель сельскохозяйственного назначения, признанный активным, определены основные ценообразующие факторы для каждой группы сельскохозяйственных земель.
В силу пункта 25 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения. Данные требования ФСО N 7 экспертом соблюдены.
Расчет рыночной стоимости произведен экспертом с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж и доходным подходом методом капитализации земельной ренты, отказ от применения иных подходов и методов экспертом обоснован.
Согласно пунктам 12 - 14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами, применяется, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
Для исследования рынка предложений экспертом использована информация из открытых источников - объявлений из сети Интернет.
При проведении экспертизы экспертом исследованы предложения по Ставропольскому краю, из них отобрано 3 объекта-аналога, максимально схожих и сопоставимых по своим параметрам с объектом экспертизы.
В силу подпункта "д" пункта 22 ФСО N 7 удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе применены поправки на торг в размере -12, 6%, составляющем среднее значение доверительного интервала для активного рынка земельных участков под пашню; на состав угодий, на передаваемые имущественные права (аренда), на площадь (масштабный фактор).
Вопреки доводам апелляционных жалоб экспертом, исходя из ценообразующих факторов (удаленность от пунктов приема, от краевого центра, плодородие (разница в бонитете почв)) приведено обоснование всех примененных корректировок с использованием Справочника оценщика недвижимости - 2018. Земельные участки сельскохозяйственного назначения", под редакцией Лейфера Л.А, равно как и отказ от ряда корректировок.
В соответствии с пунктами 16, 17 ФСО N 7 доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.
Как указывалось выше, определение рыночной стоимости земельных участков произведено также и с использованием доходного подхода методом капитализации земельной ренты, выбор данного подхода и метода мотивирован и корректен.
В рамках расчета рыночной стоимости земельных участков с использованием доходного подхода экспертом произведен расчет земельной ренты как разности между валовым доходом и затратами на ведение сельскохозяйственного производства с учетом прибыли предпринимателя. Валовый доход рассчитан для единицы площади земельного участка как произведение нормативной урожайности сельскохозяйственной культуры на ее рыночную цену, проведен анализ севооборота традиционно возделываемых в Изобильненском районе сельскохозяйственных культур, по результатам которого с использованием сведений, указанных в исследованиях компании " "данные изъяты"" "Ставропольский" выбраны следующие виды культур - озимая пшеница, кукуруза на зерно, на силос, сахарная свекла, картофель, многолетние и однолетние травы, средняя нормативная урожайность за 3 года которых использована для расчета валового дохода, определена рентабельность продаж, рассчитана земельная рента, ставка капитализации, учтена специфика объектов исследования (функциональность, а именно, доля подгрупп с их корректировкой от пашни), рассчитана корректировку на функциональность.
В заключении приведены результаты проверки используемых в расчетах данных на их соответствие условиям рынка, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности) и согласования полученного результата с присвоением весовых коэффициентов каждому подходу.
Оценив по правилам статей 84 и 168 КАС РФ заключение судебной оценочной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что определенная в данном экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость земельных участков по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить использованные им сведения.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленному экспертом заключению об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, поскольку данные выводы основаны на проведенном экспертном исследовании.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, критериям относимости, допустимости и достоверности. Каких-либо доказательств, опровергающих установленный заключением судебной экспертизы размер рыночной стоимости земельных участков, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости данных объектов недвижимости, лица, участвующие в деле, в том числе, податели апелляционной жалобы, не представили.
При таких обстоятельствах с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков были правильно удовлетворены судом первой инстанции в размере, определенном на основании заключения эксперта ООО "Глобал Траст" Егорова А.В. N 68 от 29 октября 2021 года. Предусмотренных статьей 83 КАС РФ оснований для назначения по делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы судом апелляционной инстанции не усматривается и не приведено в апелляционных жалобах, равно как и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ссылки в апелляционной жалобе администрации на то, что в результате пересмотра кадастровой стоимости уменьшится поступление платежей в бюджет муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вопреки указаниям данного апеллянта, дата, по состоянию на которую установлена рыночная стоимость, определена судом верно, равно как и дата обращения общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы апелляционной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края о несогласии с судебными расходами о незаконности состоявшегося судебного акта не свидетельствуют, поскольку обжалуемым решением судебные расходы не распределялись.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
В свою очередь, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения указанием на период применения установленной судом кадастровой стоимости объекта.
Требования к содержанию резолютивной части решения суда о пересмотре кадастровой стоимости установлены положениями части 3 статьи 249 КАС РФ, в соответствии с которой в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N39 актом государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" от ДД.ММ.ГГГГ года N N определена новая кадастровая стоимость в размере 274 614 504, 34 рублей, сведения о которой внесены в ЕГРН, то сведения о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, установленной решением суда и являющейся архивной, могут приняться в период с 1 января 2021 года до 21 апреля 2021 года, что подтверждается информацией филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 3 марта 2022 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на период действия установленной решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N39 с 1 января 2021 года до 21 апреля 2021 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.