Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Щегловой Е.С., судей Кумачевой И.А., Шатохина М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес" о признании права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" по договору найма специализированных жилых помещений, признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить в список, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда "адрес" по договору найма специализированных жилых помещений (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, 21823/2021)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Басманного районного суда города Москвы от 19 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Щегловой Е.С, объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО9, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес" (далее - ДТСЗН "адрес"), в котором с учетом заявления об изменении исковых требований, принятого судом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просила:
- признать незаконным распоряжение ДТСЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "Об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений";
- признать за ФИО1 право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений;
- обязать ДТСЗН "адрес" включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" (далее - Список "адрес").
Иск мотивирован тем, что ФИО1, относится к числу детей-сирот, на основании заявления ее опекуна с ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" (далее - "адрес") по месту жительства опекуна по адресу: "адрес", однако жилым помещением обеспечена не была.
В августе 2016 г. ФИО1 переехала на постоянное место жительства в "адрес", в мае 2020 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", однако распоряжением ДТСЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р отказано в удовлетворении ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из "адрес" и включении в Список "адрес" в связи с изменением места жительства.
Истица считала незаконным отказ в удовлетворении ее заявления, полагала, что как лицо, относящееся к категории детей-сирот, которое достигло возраста 23 лет, но не было обеспечено жилым помещением из специализированного жилищного фонда "адрес", в связи со сменой места жительства в 2026 г. она приобрела право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда "адрес" и на включение в соответствующий Список "адрес".
Решением Басманного районного суда города Москвы от 19 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просила отменить решение суда и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные законом основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и выразились они в следующем.
Судом установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в пос. ФИО2 "адрес", ее одинокая мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области от 18 марта 2008 г. N 445-р опекуном ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: "адрес", назначена ФИО11, проживающая по указанному адресу.
На основании заявления опекуна ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда "адрес". Жилое помещение за ребенком-сиротой закреплено не было.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ у истицы отсутствуют зарегистрированные права на какие-либо жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Администрацию Кувандыского городского округа об исключении ее из "адрес" в связи с достижением 18-летнего возраста и окончанием срока опеки.
Из материалов дела также следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зачислена на обучение по очной форме за счет бюждетных средств в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский технологический университет" Институт комплексной безопасности и специального приборостроения (далее - МГУПИ) с плановой датой окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ
Истица утверждала, что с августа 2016 г. изменила место жительства, постоянно проживает в "адрес".
В паспорте ФИО1 имеется отметка о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО12 и ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ДТСЗН "адрес" с заявлением о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в "адрес" в связи с изменением места жительства (л.д. 54-55) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397.
Распоряжением ДТСЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р отказано во включении ФИО1 в Список "адрес".
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что на момент разрешения настоящего спора ФИО1, включенная с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" по месту жительства в "адрес" как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеющее право на однократное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не была фактически обеспечена таким жилым помещением в "адрес", где она проживала с опекуном до достижения совершеннолетия.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для обеспечения ФИО1 специализированным жилым помещением в "адрес", поскольку этот субъект Российской Федерации не являлся местом жительства истицы и ее попечителя на момент достижения совершеннолетия, что указывает на отсутствие обстоятельств, с которыми подпункты 1-3 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы N 61) связывают право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения.
Районный суд также исходил из того, что за ФИО1 сохраняется право на обеспечение специализированным жилым помещением в пределах муниципального образования "адрес" в соответствии со "адрес", из которого она не исключена, а ее добровольный выезд в другой регион Российской Федерации после достижения 18-летнего возраста не влияет на реализацию данного права.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с выводами районного суда, отказав в удовлетворении жалобы ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов, так как они сделаны с существенным нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не учитывают правовые позиции, приведенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. (далее - Обзор от 20.11.2013) и в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г. (далее - Обзор 23 декабря 2020 г.).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), приведено определение детей-сирот как лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 (далее - Правила N 397), при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. по делу N АКПИ21-1026 сделаны выводы о том, что Правила N 397 соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, а отсутствие в пункте 23 Правил специального указания на порядок подачи указанными лицами заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства не лишает их права на самостоятельную подачу такого заявления.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из приведенных нормативных положений в их системном единстве со статями 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация по месту жительства и месту пребывания не совпадает с понятием "место жительства гражданина", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 35 Правил N 397 содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия органом по новому месту жительства решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае: наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
В Обзоре от 20.11.2013 и в Обзоре от 23.12.2020 Верховный Суд Российской Федерации приведены правовые позиции, из которых следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, федеральный законодатель определилместо жительства таких лиц.
Из этих правовых позиций, а также из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Правил N 397 следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к указанным категориям, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Таким образом, одним из существенных обстоятельств для разрешения судами споров, связанных с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на обеспечение специализированным жилым помещением, является правильное разрешение вопроса о месте жительства таких лиц.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанции неправомерно применили к спорным правоотношениям, возникшим в связи с реализацией лицом из числа детей-сирот, включенным в список по прежнему месту жительства, достигшего возраста 23 лет, но фактически не обеспеченного жилым помещением, права на обеспечение специализированным жилым помещением по новому месту жительства, в качестве основания для отказа в удовлетворении иска ограничения, установленные статьей 13 Закона г. Москвы N 61, действие которых по кругу лиц не распространяется на ФИО1, включенную в 2012 г. в "адрес".
Этими нормами законодательства "адрес" регламентирован порядок и основания включения в Список "адрес" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, но ранее не были включены в соответствующие списки в других субъектах Российской Федерации.
Так, статьей 13 Закона г. Москвы N 61 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является "адрес", которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является "адрес", которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" но договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является "адрес";
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) "адрес" является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Вместе с тем, пункт 2.1.4 Порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП в целях реализации Закона г. Москвы N 61, в его действующей редакции (далее - Порядок N 430-ПП) предусматривает, что с письменным заявлением о включении в список "адрес" по форме, утвержденной Правилами N 397, обращаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в городе Москве в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список "адрес" и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно пункту 2.31 Порядка N 430-ПП ДТСЗН "адрес" в срок не позднее 15 рабочих дней со дня поступления документов, переданных ГБУ Центр "Содействие", рассматривает представленные документы и принимает решение:
2.31.1. О включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список "адрес".
2.31.2. Об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список "адрес".
В соответствии с пунктом 2.32 того же Порядка решение о включении в список "адрес" либо об отказе во включении в список "адрес" оформляется распоряжением ДТСЗН "адрес" (далее соответственно - распоряжение о включении в список "адрес", распоряжение об отказе во включении в список "адрес"), копия которого в срок не позднее следующего рабочего дня со дня издания соответствующего распоряжения направляется в электронной форме с использованием информационной системы "адрес" в ГБУ Центр "Содействие".
Распоряжение о включении в список "адрес" либо об отказе во включении в список "адрес" хранится в учетном деле в Департаменте труда и социальной защиты населения "адрес".
При этом в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 2.31.2 настоящего Порядка, учетное дело хранится в архиве Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Согласно пункту 2.33 Порядка N 430-ПП распоряжение об отказе во включении в список "адрес" издается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ. В распоряжении об отказе во включении в список "адрес" указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Распоряжение об отказе во включении в список "адрес" может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, положения статьи 13 Закона г. Москвы N 61 и Порядка N 430-ПП, не устанавливают дополнительных оснований для принятия органами власти "адрес", когда этот субъект Российской Федерации является новым местом жительства лица, относящегося к категории детей-сирот, включенного в список на получение жилого помещения в другом регионе по прежнему месту жительства, решения об отказе во включении в список по новому месту жительства по сравнению с исчерпывающим перечнем таких оснований, приведенным в пункте 35 Правил N 397 со ссылкой на пункт 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При разрешении настоящего спора судами не проверены доводы истицы о том, что после поступления на очную форму обучения в высшее учебное заведение в "адрес" в августе 2016 г. она сменила место жительства, и с 2016 г. до дня рассмотрения настоящего спора судами постоянно проживала в "адрес".
Обращаясь с заявлением ДТСЗН "адрес" с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении в список лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в "адрес" в связи с изменением места жительства по форме, утвержденной Правилами N 397, Музалевская А.Е. указывала на изменение с августа 2016 г. места ее постоянного проживания с "адрес".
Судами не были установлены в качестве юридически значимых обстоятельства проживания ФИО1 в "адрес" с августа 2016 г. по май 2020 г, когда она была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном в "адрес", в том числе: окончила ли она обучение в МГУПИ в плановые сроки ДД.ММ.ГГГГ; была ли она зарегистрирована по месту пребывания в "адрес" в период обучения с августа 2016 г. по май 2020 г.; возвратилась ли ФИО1 по окончанию обучения в "адрес" для постоянного или преимущественного проживания, где у нее отсутствует жилое помещение, пригодное для проживания.
Смена места жительства истицей после достижения совершеннолетия, а именно переезд ФИО1 в августе 2016 г. из "адрес" в "адрес", где она фактически проживает с августа 2016 г. по настоящее время, выполняя требования законодательства Российской Федерации о регистрации по месту жительства, не является основанием для отказа в реализации гарантированного ей как лицу из числа детей-сирот, достигшему возраста 23 лет, до фактического обеспечения ее жилым помещением, пунктами 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства из жилищного фонда "адрес" органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации с включением в Список "адрес", поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
С учетом предмета и оснований иска, а также возражений ответчика на него к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора о праве на обеспечение ФИО1 специализированным жилым помещением на территории "адрес" и о законности распоряжения ДТСЗН г. Москвы от 26 октября 2020 г. N 2942-Р, относились вопросы о наличии или отсутствии на момент обращения истицы к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств, с которыми подпункты 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 35 Правил N 379 связывают отказ во включении в список, в именно:
- проживала ли фактически ФИО1 в "адрес" в период с августа 2016 г. по май 2020 г. (была ли зарегистрирована в жилом помещении по месту пребывания, окончила ли обучение в МГУПИ);
- было ли предоставлено ФИО1 жилое помещение в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ;
- утрачены ли ФИО1 основания, предусмотренные статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
- не было ли прекращено у ФИО1 гражданство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- был ли установлен в акте органа опеки и попечительства о назначении ФИО1 опекуна либо в договоре об осуществлении опеки запрет опекуну изменять место жительства подопечного.
Однако, при разрешении настоящего спора судом первой инстанции в нарушение статей 2, 12, 56, 196-199 ГПК РФ не были созданы условия для правильного применения приведенных норм материального права, установления фактических обстоятельств дела, распределения между сторонами бремени доказывания, всестороннего и полного исследования доказательств, что привело к принятию судебного постановления, не отвечающего требованиям законности и обоснованности, установленным статьей 195 ГПК РФ.
В нарушение требований статей 327, 329 ГПК РФ суд апелляционной инстанции не устранил нарушения, допущенные районным судом, и также не дал надлежащей оценки юридически значимым обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора.
Таким образом, в настоящем деле имел место формальный подход судебных инстанций к рассмотрению спора, касающегося реализации права на жилище лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права ФИО1 на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.