Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Семченко А.В, и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Ипатове С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Ямбулатова А.Р. на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 14 октября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ямбулатова... к ФГБУ ФБ МСЭ "Минтруда России" о признании решения незаконным, признании права на признание инвалидом с указанием причины инвалидности - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Ямбулатов А.Р. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральному бюро медико - социальной экспертизы "Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России), ФКУ "ГБ МСЭ по Тульской области" в котором просил признать незаконными решение N 13 от 04 мая 2018 года, которым ему установлена вторая группа инвалидности с формулировкой "общее заболевание", бессрочно, и отказ в пересмотре указанного решения от 18 января 2021 года, признать за ним право на инвалидность с указанием причины заболевание, получено в период военной службы.
В обоснование заявленных требований Ямбулатов А.Р. указал, что до перереза в Российскую Федерацию в период с 1998 по 2004 год проходил военную службу в Вооруженных силах Республики Узбекистана, с которой был уволен в связи с выявленным заболеванием, полученным в период прохождения военный службы, а именно органического заболевания центральной нервной системы (сосудистая энцефалопатия), шизоформенный синдром с глубокой астенией. В период проживания истца на территории Узбекистана истец получал пенсию по инвалидности, как лицо получившее инвалидность в период военной службы. С 26.03.2018 Ямбулатов А.Р. - гражданин Российской Федерации, по результатам МСЭ по Тульской области от 04.06.2018 он был признании инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Решение в порядке обжалования проверено ФКУ "ГБ МСЭ" Минтруда России 11.09.2018, которое оставило его без изменения, в пересмотре заключения МСЭ письмом от 18.01.2021 истцу было отказано. Указанное решение истец считает незаконным, поскольку заболевание получено в период военной службы.
Представитель истца Михайличенко К.А. в суде исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчика Карасева Г.П. и Шатрова Н.В. в суде исковые требования не признали по основаниям, просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Тульской области" Минтруда России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
14.10.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Ямбулатов А.Р. по доводам апелляционной жалобы.
На заседание судебной коллегии Ямбулатов А.Р. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют Отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России, судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по доверенности Шатрову Н.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч. 1 ст. 7).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ч. 2 ст. 32 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила признания лица инвалидом).
Пунктом 14 Правил признания лица инвалидом установлен перечень причин признания гражданина инвалидом, к ним, в том числе, относятся, общее заболевание (пп. "а"); военная травма и заболевание полученное при исполнении служебных обязанностей (пп. "е").
Согласно абз. 2 п. 14 Правил признания лица инвалидом при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Порядок установления причин инвалидности утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 3 п. 14 Правил признания лица инвалидом).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 утверждены разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (вместе с разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1) (далее - Разъяснения). Данные Разъяснения утратили силу 6 марта 2020 г.
Из п. 3 Разъяснений следует, что причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (абз. 2 п. 7 Разъяснений).
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива (абз. 3 п. 7 Разъяснений).
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний (абз. 5 п. 7 Разъяснений).
При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов. После получения необходимых документов федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы формулировка причины инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования (абз. 18 п. 7 Разъяснений).
Судом первой инстанции и следует из письменных материалов дела, Ямбулатов Альберт Рустамович,... года рождения, до марта 2018 года был гражданином другого государства - Республика Узбекистан.
С 1998 года по 19.02.2004 проходил военную службу в Республике Узбекистан, уволен в запас приказом Министерства обороны Республики Узбекистан N 057 от 27.01.2004 по статье 29 п.8 (служебное несоответствие). Перед увольнением медицинское освидетельствование для установления категории годности к военной службе не проводилось.
Справкой от 3 июля 2003 года N 354/п, выданной Центральным военно-клиническим госпиталем МО Республики Узбекистан, лейтенант Ямбулатов А.Р. освидетельствован военно-врачебной комиссией. Диагноз и постановление комиссии о причинной связи заболевания: "Астенический синдром, ситуационно обусловленный с исходом в выздоровление". Годен к военной службе.
После демобилизации с 15 января по 1 марта 2005 года проводилось стационарное лечение в условиях ГКПБ N 1, установлен диагноз: "Органическое заболевание ЦНС (сосудистая энцефалопатия). Шизоформный синдром с глубокой астенией".
Впервые в 2007 году Ямбулатову А.Р. инвалидность второй группы установлена специализированной психоневрологической ВТЭК г.Ташкента Республики Узбекистан с указанием причины возникновения инвалидности "заболевание, полученное в период военной службы".
Справкой серии 15-А часть Б N 089713 от 24.02.2013 выданной Внебюджетным пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Ямбулатову А.Р, установлена инвалидность второй группы на срок до 01.03.2019, причина инвалидности - "болезнь, приобретенная во время военной службы". Основание: акт осмотра ВТЭК N 322.
По результатам медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, от 19.04.2018 лейтенант Ямбулатов А.Р, на основании приложения к "Положению о военно-врачебной экспертизе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на учёт установлена категория "Д" - не годен к военной службе.
04.05.2018 ФКУ "ГБ МСЭ" по Тульской области" МСЭ N13 Ямбулатову А.Р. проведена экспертиза и установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно 04.06.2018, поскольку военно-медицинских документов истцом на МСЭ представлено не было.
При обжаловании указанного решения при проведении экспертизы 11.09.2018 в экспертном составе N6 ФКУ "ГБ МСЭ" по Тульской области", решение признано законным и обоснованным, в соответствии с п.14 "Правил признания лица инвалидом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N95 от 20 февраля 2006г, причин для изменения формулировки инвалидности не выявлено.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Иных документов подтверждающих прохождение МСЭ истцом суду не представлено, указанный ответ ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.01.2021 не свидетельствует о том, что в отношении него проведена экспертиза, поскольку представленные акт и протокол N970.17.ФБ/2019 от 13.12.2019 о проведении экспертизы заочно в порядке обжалования в отношении Ямбулатова А.Р, опровергают доводы истца в указанной части требований.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно руководствовался положениями статьей 1, 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 об утверждении Правил признания лица инвалидом, Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 31 об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации N1 от 15 апреля 2003 года "Об определении Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", исследуя акты и протоколы проведения медико - социальных экспертиз от 04.05.2018 и 11.09.2018 ФКУ "ГБ МСЭ" по Тульской области" МСЭ N13, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в отношении Ямбулатова А.Р, оценив порядок проведения медико-социальной экспертизы, с точки зрения их соответствия требованиям содержащимся в приведенных нормативных актах, нормативно установленных ими критериев установления лицу инвалидности по военной травме, а также учитывая отсутствие доказательств, опровергающих выводы медико-социальных экспертиз об отсутствии у истца права на получение инвалидности с указанием причины инвалидности военная травма, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ямбулатова А.Р, основанных на доводах о незаконном установления ему второй группы инвалидности с формулировкой причины инвалидности "общее заболевание".
Мотивы и основания, по которым суд не согласился с указанными истцом доводами подробно приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Давая оценку законности оспариваемому истцом заключению МСЭ в части формулировки причины инвалидности, суд на основании тщательного анализа нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения медико-социальной экспертизы, оформления заключений о причинной связи заболеваний полученными в период военной службы и заболевания приведшего к установлению 2 группы по общему заболеванию, пришел к объективному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Ямбулатова А.Р.
Довод жалобы о том, что Ямбулатов А.Р. до переезда на территорию Российской Федерации являлся получателем военной пенсии по инвалидности на территории Республики Узбекистан судебная коллегия отклоняет, поскольку Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года и Конвенции государств - стран СНГ от 22.01.1993 "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" не устанавливают порядок проведения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по рассмотрению вопросы об установлении причины инвалидности и ее причины, и не дают оснований для сохранения права на установление причины инвалидности по законам Российской Федерации.
Каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения в жалобе не имеется.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании истцом положений законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в порядке ст.330 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 14 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ямбулатова А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.