Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 08 декабря 2021 года по административному делу N 2а-2217/2021 по административному исковому заявлению Лозюка И. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Управлению Федерального казначейства по Кировской области, Федеральному казенному учреждения Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждения Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
По первой инстанции дело рассмотрено Приморским районным судом Санкт-Петербурга 18 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Лозюка И.А, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лозюк И.А. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил:
- признать действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области), Федерального казенного учреждения Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области), выразившиеся в нарушении условий содержания в следственном изоляторе под стражей в течение одного 1 года 6 месяцев 25 дней (567 суток) и исправительной колонии в течение 355 суток незаконными;
- взыскать компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания с ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области компенсацию в размере 1 194 000 рублей и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области - в размере 747 000 рублей (л.д.6-22, 188-191 том 1, л.д.37-46 том 2).
В обоснование заявленных требований административный истец Лозюк И.А. указал, что 17 июля 2017 года приговором Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга осужден по части 3 статьи 30, части 4 статьи 160, части 4 статьи 159, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы со штрафом 200 000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на 3 года, на основании статьи 48 Уголовного кодекса Российской Федерации с лишением специального звания "полковник внутренней службы". С 23 июля 2016 года по 15 февраля 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России г..Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С 06 марта 2018 года по 02 марта 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области. По прибытию этапом в СИЗО-4 был помещен в камеру специального блока N62, затем в камеру N63, где содержатся только особо опасные рецидивисты и нарушители режима содержания. За 1 год и 6 месяцев содержался в пяти разных камерах (NN62, 63, 65, 73, 82); метраж камер, в которых содержалось по 2 и 4 задержанных, составлял 6 кв.м, что составляет 1, 5 и 3 кв.м, личного пространства на каждого содержащегося. В камерах 18 кв.м, содержалось по 6-8 задержанных, что составляло от 2 до 3 кв.м, личного пространства на каждого содержащегося. Перемещение по камере было крайне затруднено. Туалет в камерах находился на расстоянии не более одного метра от приема пищи, при этом какие- либо перегородки или шторки, отделяющие унитаз от остальной части камеры в маленьких камерах отсутствовали. В камерах больших размеров имелись перегородки, но они не давали возможности уединиться для оправления естественных нужд. В камерах отсутствовали холодильники, продукты питания приходилось хранить на полу, на подоконниках и за окном, которые быстро портились и приходили в негодность.
Организация питания и обеспечения продуктами питания через магазин была организована на крайне низком уровне. Пища однообразная, безвкусная. Яйца, масло, молоко в рационе вообще отсутствовали. Нормы питания до лиц, содержащихся под стражей, не доводились. После приема пищи в желудке возникал дискомфорт, была постоянная изжога. В камерах были установлены 2-х ярусные кровати, которые представляли собой сваренные из металлического уголка "нары". Днища "нар" сварены из полос листового железа шириной 10 сантиметров, с промежутками между полосами 10-15 сантиметров, через которые проваливался матрац. Выдаваемые матрацы и постельное белье старое. Матрацы полупустые. Фактически приходилось спать на листах железа. В камерах отсутствовала принудительная вентиляция, сутками курили, помещение камеры было постоянно задымлено, а через оконные проемы проветривание осуществлялось плохо. Какой- либо ремонт в камерах не проводился, со стен и потолка постоянно осыпалась штукатурка и краска. Полы в камерах бетонные. Уборочный инвентарь и моющие средства для уборки камер не выдавался, покупали за свои деньги через магазин. Сушка белья осуществлялась в камерах, из-за чего в камерах постоянно пахло стиральным порошком, и присутствовала сильная влажность воздуха и сырость, что являлось угрозой заболевания туберкулезом. Прием душа осуществлялся один раз в неделю продолжительностью менее 15 минут. При этом в душе отсутствовала часть леек, а вода подавалась через трубу. В раздевалке постоянно стояла вода, из-за чего невозможно было вытираться и одеваться. В камерах присутствовали тараканы, муравьи и грызуны. На неоднократные обращения к руководству СИЗО о проведении дезинфекции, администрацией СИЗО никакие меры не предпринимались. В камерах было крайне плохое освещение, оконные проемы не обеспечивали нормальное освещение, приходилось постоянно пользоваться искусственным освещением. Ежедневные прогулки осуществлялись на протяжении не более одного часа.
Прогулочные дворики во время дождей были залиты водой. Отсутствие телевизора и радиоточки лишало возможности владеть информацией, происходящей в стране и мире. С 06 марта 2018 года по 01 марта 209 года отбывал срок лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области. В нарушение статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, по распределению ФСИН России, отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, существенно удаленной от места жительства семьи и от г..Санкт-Петербурга более чем на 1500 км, при этом без учета права на уважение личной и семейной жизни, что родственникам из-за отсутствия денежных средств стало невозможно приезжать на свидания, осуществлять продуктовые передачи. По прибытию в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области сотрудниками данного исправительного учреждения был осуществлен досмотр, который производился без резиновых перчаток. В составе досматриваемых осужденных имелись ВИЧ - инфицированные и, как выяснилось, после прохождения медицинской комиссии, и туберкулезные больные. Изымаемые вещи после осмотра не стирались, не дезинфицировались, а в безобразном, сыром виде помещались в мешки, в которых хранились весь срок лишения свободы осужденных в хранилище, которое не отапливалось и не проветривалось. Вещи приходят в непригодное состояние, которое при освобождении невозможно одеть. В общежитии (бараке) общей площадью 420 кв.м, содержалось по 106 осужденных. Жилая зона размером 21x12 кв.м, была оборудована старыми не окрашенными двухъярусными кроватями, которые не крепились к полу и стенам, поэтому сильно шатались. Вместо сеток были установлены сваренные из металлического уголка и листовой стали "нары" с промежутками между железными листами 10-15 сантиметров, через которые проваливались матрасы. Матрасы и все постельное белье старое, бывшее в употреблении, которое приходилось зашивать или покупать новое. Освещение в бараке не соответствует установленным нормам.
Общежитие 1958 года постройки, оборудовано 12 оконными проемами, в которых имелись оконные форточки 50x30 см. В помещении душно, принудительная вентиляция отсутствовала, проветривание помещения осуществлялось способом сквозняка открытием всех форточек и входных дверей, из-за чего заключенные часто болели. Система отопления старая, батареи не прогреваются, так как забиты грязью и из-за отсутствия необходимого давления в системе отопления. Комната для приема пищи (пищевка) на 106 осужденных имела площадь 10 кв.м, и была оборудована для хранения продуктов 3-мя холодильниками (700-800 литров) и 4 столами для размещения по 4 человека. Из-за сырости стены в пищевке были покрыты плесенью. Комната воспитательной работы (КВР-ка) имела площадь 18 кв.м, оборудована всего 30 посадочными местами для просмотра телепередач и собраний отряда. В умывальном помещении 12 кв.м установлено всего 10 раковин (2 для посуды, 2 для мытья ног, 6 для умывания). Горячая вода отсутствует. Постоянная сырость, грязь, душа нет. В туалете 7 кв.м, установлено 6 унитазов "чаша Генуа" и 1 писсуар. Смыв плохой, вентиляция отсутствовала. Гардеробная 18 кв.м, каждому осужденному не было предоставлено место для вешанья верхней одежды и просушки обуви. Помещение для хранения личных вещей осужденных имело площадь 6 кв.м, что не достаточно на 106 человек. В данном помещении проживали грызуны (мыши), которые прогрызали сумки и питались продуктами, находящими в них. Обработка помещений администрацией колонии не проводилась. Общая площадь общежития составляла 320 кв.м, что составляло 3 кв.м, личного пространства на каждого осужденного. Локальный участок размером 6x35 кв.м, предназначен на два отряда. Огорожен забором из металлического листового железа с установкой в верхней части проволоки "егоза".
Вся территория забетонирована, выделенное отдельное место для курения отсутствовало, скамеек для отдыха нет. В локальном участке одновременно при проверках, прогулках и обходах находилось по 160 осужденных, 60 из которых осужденные соседнего отряда. Помывочное помещение в бане составляло 60 кв.м, было оборудовано всего лишь 7 помывочными местами и 3 кранами для стирки белья. Помывка осуществлялась 2 раза в неделю. Одновременная заполняемость составляла 60 человек. На помывку согласно распорядку дня предоставлялось 2 часа на 2 отряда, то есть для двухсот осужденных по 16 минут на каждого. В клубе отсутствует кинозал, фильмы и общие собрания для всех осужденных не демонстрировались и не проводились. Все мероприятия проходят в фойе клуба, где установлены старые деревянные, сломанные скамейки примерно на 120 осужденных. Подписные издания в фонде библиотеки отсутствуют, личная подписка запрещена. Библиотечный фонд не обновляется, за исключением православной литературы. Питание однообразное, молоко и сливочное масло в рационе отсутствует. Мясные продукты в первых блюдах практически отсутствуют, салаты в меню не предусмотрены. Сосиски невозможно есть, котлеты, рыба, сосиски подаются в холодном виде, несмотря на то, что раздаточные столы оборудованы емкостями для поддержания горячей пищи и соусов. Соусы отдельно не готовятся. Рабочий персонал столовой одноразовыми перчатками не обеспечивается, спецодежда грязная. Приготовление и раздача пищи производится без перчаток. Прием осужденных больных медицинской частью осуществляется только в рабочие дни с 14 до 16 часов. Выдача медикаментов производится с 10 до 11 ис 14 до 16 часов. Необходимые медикаменты даже от простудных заболеваний отсутствуют. Медицинские препараты приходилось заказывать через родных. Препараты выдаются на одни сутки, поэтому для получения своих же медицинских препаратов приходится ежедневно тратить не менее 1-1, 5 часа (л.д. 6-22 том 1, 37-46 том 2).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Лозюка И.А. отказано (л.д. 90-127 том 3).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 08 декабря 2021 года решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, суд постановилпризнать незаконным бездействие ФКУ СИЗО N4 УФСИН по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в нарушении условий содержания Лозюка И.А. в следственном изоляторе. Взыскать с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в пользу Лозюка И.А. в размере 150 000 рублей. В удовлетворении административного иска Лозюка И.А. в остальной части отказать.
Кассационным определением судебной коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 08 декабря 2021 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Лозюка И.А. - без удовлетворения.
На вступившее в законную силу судебное постановление ФКУ СИЗО N4 УФСИН по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
В период с 23 июля 2016 года по 15 февраля 2018 года Лозюк И.А. содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области (л.д. 52 том 4).
В период с 06 марта 2018 года по 01 марта 2019 года Лозюк И.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области (л.д. 134 том 1, 140 том 1).
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена в действие статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступил в силу 27 января 2020 года.
До данной даты административный истец не имел правовой возможности для обращения в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Согласно пункту 2 статьи 5 данного Федерального закона в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Лозюк И.А. обратился 20 июня 2018 года в Европейский Суд по правам человека с жалобой на ненадлежащие условия содержания под стражей (л.д. 192-204 том 1).
20 июня 2018 года в Европейский суд по правам человека административным истцом была подана жалоба против России за нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, зарегистрированная Секретариатом Европейского суда по правам человека за N31835/18, в которой административный истец жаловался на отсутствие надлежащей мебели, отсутствия или низкое качество постельных принадлежностей и постельного белья, отсутствие уединения для туалета, низкое качество пищи, отсутствие или ограниченный доступ к душевой, заражение камеры насекомыми/грызунами, отсутствие надлежащих гигиенических помещений, отсутствие досуговой или образовательной деятельности или ограниченного доступа к ним, отсутствие или недостаточная физическая нагрузка на свежем воздухе (л.д. 192-203 том 1).
По сообщению Европейского суда по правам человека от 20 мая 2020 года жалоба административного истца за N31835/18 объединена с заявлением N38708/13 (Кралин против России) и решением Европейского суда по правам человека от 30 апреля 2020 года жалоба Лозюка И.А. признана неприемлемой для рассмотрения по существу, по причине принятия в России Федерального закона от 27 декабря 2019 годаN494-ФЗ (л.д. 194-203 том 1).
18 июля 2019 года административным истцом подана жалоба в Европейский суд по правам человека за нарушения условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, которая была зарегистрирована за N50487/19, которая до настоящего времени не рассмотрена (л.д. 204 том 1).
Таким образом, последним днем обращения с иском в суд является 27 июля 2020 года.
С настоящим административным исковым заявлением Лозюк И.А. обратился в суд посредством почтовой связи 23 июля 2020 года, то есть в установленный законом срок (л.д.6-23, 52 том 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что нарушение условий содержания под стражей, на которые ссылается административный истец, не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно не согласилась с указанными выводами суда в части условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Из положений статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).
Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:
-право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
-право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103- ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу статьи 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пунктам 9, 10, 11 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со статьёй 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 названного Федерального закона.
Согласно пунктам 9, 10, 11 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со статьёй 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
Пунктом 40 указанных Правил установлено, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва.
В соответствии с пунктом 42 Правил камеры следственного изолятора оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности) (абзац введен приказом Минюста России от 31.05.2018 N 96); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Согласно пункту 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
В силу пункта 134 Правил подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
В соответствии с пунктом 136 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Согласно пункту 137 Правил прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года NАКПИ19-117 положения пунктов 2 (в части), 3 (в части), абзацев третьего, тринадцатого (в части), четырнадцатого (в части), пятнадцатого пункта 42, пунктов 82, 112 (в части), абзаца второго пункта 139 (в части), пунктов 144, 145, 147, абзаца первого пункта 150 (в части) Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N189, абзаца семнадцатого пункта 3 приложения N 1 (в части), абзацев второго (в части), тридцать первого, тридцать восьмого (в части), сорок второго (в части) приложения N 2 к данным правилам признаны соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Питание у административных ответчиков организовано в соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, что подтверждается актами проверки и протоколом лабораторного исследования пищевых продуктов (л.д. 110, 137-138, 146-155 том 1, л.д.239-246 том 2, л.д.32 том 3).
Несогласие Лозюка И.А. с качеством питания, его однообразием и количеством носит субъективный характер. Жалоб от административного истца на недостатки организации питания также не поступало. Фактов отказа от пищи в связи с ее качеством или качеством посуды и прочими недостатками в спорный период в учреждениях не зафиксировано (л.д. 132, 133 том 1).
Периодичность и длительность санитарной обработки Лозюку И.А, установленная в пункте 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, административными ответчиками соблюдалась, что подтверждается справками и графиками (л.д. 109-110, 143-145 том 1).
Камерные помещения в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оборудованы в соответствии пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды: светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией; пожарной сигнализацией; имеется постоянная искусственная принудительная вентиляция (оконные вентиляционные узлы), которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, которые снаружи заблокированы стационарными решетками, не препятствующие проникновению в помещения дневного света; стены, потолок и полы в камерных помещениях, находятся в нормальном техническом состоянии, пригодны к использованию по функциональному назначению, что подтверждается справками и фотографиями (л.д. 108-110, 112-114, л.д. 134-138 том 1).
Из материалов дела следует, что в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт- Петербургу и Ленинградской области допускалось неоднократное содержание административного истца в камерах с нарушением положений статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" относительно требования о санитарной норме площади на одного человека в размере 4 кв.м, и постановления Европейского суда по правам человека по делу "Дудниченко против Российской Федерации" (жалоба N 37717/05), когда личное пространство, имеющееся в распоряжении задержанного, составляет менее 3 кв.м в учреждениях группового размещения, в связи с чем Лозюк И.А. имеет право на компенсацию (л.д.52-63 том 1).
С учетом количества дней нарушения (343), принципа разумности и справедливости, правовой позиции Европейского суда по правам человека, курса евро и размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации суд апелляционной инстанции определилразмер компенсации в сумме 150 000 рублей.
Решение суда первой инстанции было отменено с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области по необеспечению надлежащих условий содержания Лозюка И.А. и взыскании с ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Лозюка И.А. компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 150 000 рублей, в остальной части административного иска отказано.
Размер компенсации соответствует характеру допущенных нарушений, требованиям разумности и справедливости, судебной практике Европейского суда по правам человека. Основания для изменения присуждённой суммы отсутствуют.
Ссылки на отсутствие вины следственного изолятора в несоблюдении нормы площади на одного заключенного в с вязи с тем, что СИЗО не мог отказать в приёме арестованных, не имеют правового значения и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом и апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 08 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Лозюка И. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Управлению Федерального казначейства по Кировской области, Федеральному казенному учреждения Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждения Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 08 декабря 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.