Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационному представлению прокурора Вологодской области Тимошичева А.М. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 мая 2022 года по административному делу N 2а-19/2022 по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора к БУЗ ВО "Сокольская центральная районная больница", департаменту здравоохранения Вологодской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя департамента здравоохранения Вологодской области - Бучук А.П, возражавшей против удовлетворения кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Сокольский районный суд Вологодской области суд с административным исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Сокольская центральная районная больница" (далее - БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в котором с учетом измененных административных исковых требований просил признать незаконным бездействие БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ", выразившееся в неисполнении пунктов 1 и 2 резолютивной части представления межрайонной прокуратуры от 30 июля 2021 года; возложить обязанность на главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" незамедлительно направить в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с моменты возникшей задолженности за май-июнь 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены департамент здравоохранения Вологодской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица - Фонд социального страхования Российской Федерации, Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 мая 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований заместителю Сокольского межрайонного прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурора Вологодской области Тимошичева А.М. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 мая 2022 года, поданном через суд первой инстанции 7 июля 2022 года и поступившем в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Относительно кассационного представлении прокурора департаментом здравоохранения Вологодской области представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений на кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения гражданина А.С.Б. Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" требований трудового законодательства и иных правовых актов при обеспечении права работников учреждения на получение специальных социальных доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
В ходе проверки установлено, что приказом главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" от 30 декабря 2020 года N-од медбрат отделения скорой медицинской помощи А.С.Б. включен в состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией.
Согласно сведениям, представленным БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, А.С.Б. назначена и перечислена специальная социальная выплата по категории работника - "средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи" за период с 1 по 31 мая 2021 года в общей сумме 42 057 рублей 23 копейки, в том числе: по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по основному месту работы в сумме 22 914 рублей 90 копеек за 16, 4 нормативных смены за работу с пациентами ОРВИ и внебольничной пневмонией; по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года, по внутреннему совместительству в сумме 14 671 рубль 13 копеек за 10, 5 нормативных смены за работу с пациентами с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией; по электронному реестру, направленному 5 июля 2021 года, с атрибутом "перерасчет" по основному месту работы в сумме 4 471 рубль 20 копеек за 3, 2 нормативных смены за работу с COVID-19. Причиной предоставления реестра сведений на перерасчёт является увеличение количества нормативных смен. Итого количество нормативных смен, за которые А.С.Б. произведено назначение специальной социальной выплаты за май 2021 года, составило 19, 6 нормативных смен по основному месту работы и 10, 5 нормативных смен по совместительству.
Также проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Правил осуществления выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, электронные реестры за май 2021 года в отношении А.С.Б. направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ф несвоевременно - 29 июня 2021 года и 5 июля 2021 года вместо установленного срока 15 июня 2021 года.
Кроме того, проверкой установлено, что БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" соответствующие реестры работников для получения специальной социальной выплаты за вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией за июль-август 2021 года в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не направлены. При этом сведения о количестве отработанных смен фельдшерами и медбратьями отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" направлялись начальником соответствующего подразделения в адрес заместителя главного врача по экономическим вопросам Дементьевой С.А, отвечающей за формирование реестра и его направление в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ.
30 июля 2021 года и.о. Сокольского межрайонного прокурора в адрес главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" Коверовой М.С. внесено представление, в котором предлагалось устранить допущенные нарушения путем принятия конкретных мер и не допускать их в дальнейшем.
По результатам рассмотрения представления 31 августа 2021 года главным врачом БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" со ссылкой на информационное письмо начальника департамента здравоохранения Вологодской области от 20 июля 2021 года в адрес прокуратуры направлен ответ, согласно которому основания для удовлетворения представления отсутствуют.
Ссылаясь на то, что бездействие главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" является незаконным, нарушает права и законные интересы медицинских работников, создает предпосылки для социальной напряженности в обществе, препятствует реализации государственной программы по профилактике новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что пункты 1 и 2 представления выполнены: представление рассмотрено с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А.; по результатам рассмотрения представления приняты меры по устранению допущенных нарушений и недопущению их в дальнейшем, а именно: реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за май-июнь 2021 года БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, за май 2021 года - на работников, в том числе А.С.Б, за оказание медицинской помощи (участие в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией и с диагнозом COVID-19, при этом за июнь 2021 года реестры направлены в установленные законодательством сроки; дальнейшего нарушения сроков не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работники скорой медицинской помощи имеют право на специальные социальные выплаты только в случае оказания ими медицинской помощи при установлении пациенту диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку подпунктом 1.3 пункта 1 приложения N2 к приказу Минздрава России N198н установлен временный порядок организации работы медицинских учреждений с целью снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции, не затрагивая вопросы назначения социальных выплат, при этом постановление N 1762 регулирует осуществление специальных социальных выплат медицинским работникам, оказывающим помощь больным с диагнозом COVID-19, в связи с чем оснований для направления в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не имеется.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась, также указав, что для получения выплат работники должны оказывать медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не является основанием для получения вышеуказанных выплат.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют. Доводы кассационного представления прокурора Вологодской области о неправильном применении судами норм материального права заслуживают внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) предусмотрено в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года производство ежемесячных специальных социальных выплат в установленных указанным постановлением размерах.
В силу положений подпункта "а" пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации к таким медицинским работникам, в частности, относятся оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 полномочия давать разъяснения по применению указанного постановления предоставлены Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Разъяснения).
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приложения N 2 к приказу Минздрава N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Таким образом, как указано в Разъяснениях, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления N 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.
Вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, в силу вышеприведенных положений Разъяснений, юридическим значимым обстоятельством для осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, определенных в соответствии с приказом Минздрава N 198н, является включение медицинского работника в соответствующий период в состав указанных специализированных выездных бригад, а не установление конкретному пациенту (в том числе, в дальнейшем) диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Условие о том, что медицинский работник специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи вправе претендовать на получение специальной социальной выплаты только в случае оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COVID-19, Разъяснениями не установлено.
Вопреки доводам возражений департамента здравоохранения Вологодской области, правовых оснований для иного понимания и применения положений подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, чем установлено приведенными Разъяснениями не имеется.
Разъяснения применения постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями. Приказ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 894н является нормативным правовым актом (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2020 года N 61975), в установленном порядке незаконным не признан, в связи с чем нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 подлежат применению с учетом данных названным приказом разъяснений.
Ссылка суда апелляционной инстанции на правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном 17 февраля 2021 года, в данном административном деле не может быть признана обоснованной.
В ответе на вопрос 3 указанного Обзора разъяснено, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коравирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данные разъяснения даны применительно к подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
В то же время медицинские работники, входящие в состав специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, определенных в соответствии с приказом Минздрава N 198н, являются медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и согласно Разъяснениям имеют право на специальные социальные выплаты подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходя по вышеизложенным основаниям к выводу о допущенном судами первой и апелляционной инстанций неправильном применении норм материального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, в то же время не усматривает возможности для принятия по данному административному делу нового судебного акта, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судами нижестоящих инстанций не установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства по делу.
В административном исковом заявлении заместителя Сокольского межрайонного прокурора, как следует из его содержания, указано на незаконное бездействие БУЗ ВО "Сокольская центральная районная больница" по неисполнению представления межрайонной прокуратуры в части передачи сведений в ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для производства специальных социальных выплат в отношении медицинских работников скорой медицинской помощи в конкретный временной период - после 30 июня 2021 года.
Соответственно для разрешения заявленных прокурором требований суду, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, в том числе необходимо установить определение БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" применительно к данному временному периоду в соответствии с приказом Минздрава N 198н специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе для осуществления медицинской эвакуации пациентов с COVID-19, включение в них в указанный период соответствующих медицинских работников, их включение (невключение) БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направляемый в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Поскольку данные юридически значимые обстоятельства судами в полном объеме не установлены, а суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в Сокольский районный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 мая 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Сокольский районный суд Вологодской области.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.