Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области на дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 21 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Петровой Светланы Ивановны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области, Волоконовскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области, судебному приставу-исполнителю Волоконовского районного отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, отделению судебных приставов по городу Саянску и Зиминскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Саянску и Зиминскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконными решений и действий.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петрова С.И. обратилась с названным административным иском, в котором просила признать незаконными решения и действия административных ответчиков по осуществлению удержаний из выплачиваемой ей пенсии в размере, при котором оставшаяся часть пенсии составляет менее величины прожиточного минимума установленного в Белгородской области. В обоснование требований указала, что получает страховую пенсию по старости в размере 6 987 рублей 70 копеек и федеральную социальную доплату в размере 2 085 рублей 44 копеек. Общий размер назначенного пенсионного обеспечения составляет 9 073 рублей 14 копеек. На основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Саянску и Зиминскому району УФССП России по Иркутской области и судебного пристава-исполнителя Волоконовского РОСП УФССП России по Белгородской области и ГУУПФР в Волоконовском районе Белгородской области об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по исполнительным документам из пенсии Петровой С.И. производились удержания, при этом размер получаемой ею пенсии после удержаний составляет 4 536 рублей 51 копейку.
В ходе рассмотрения дела произведена замена административных ответчиков ГУ - УПФР в городе Шебекино Белгородской области (межрайонное) и ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Белгородской области на ГУ - ОПФР по Белгородской области, к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков УФССП по Иркутской области, ОСП по городу Саянску и Зиминскому району УФССП по Иркутской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Саянску и Зиминскому району УФССП по Иркутской области.
Решением Волоконовского районного суда Белгородской области от 17 ноября 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 3 марта 2022 года решение отменено, по делу вынесено новое решение. Признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Волоконовского РОСП УФССП России по Белгородской области, Волоконовского ОСП УФССП России по Белгородской области и ОСП по городу Саянску и Зиминскому району УФССП России по Иркутской области по обращению взыскания на пенсию без учета прожиточного минимума, установленного по Белгородской области.
Дополнительным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 21 апреля 2022 года признаны незаконными действия ГУ - ОПФР по Белгородской области по обращению взыскания на пенсию без учета прожиточного минимума, установленного по Белгородской области.
В кассационной жалобе, поданной 19 июля 2022 года через суд первой инстанции, ГУ - ОПФР по Белгородской области просит отменить дополнительное апелляционное определение и оставить в указанной части в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что действия ГУ - ОПФР по Белгородской области по удержанию из пенсии Петровой С.И. сумм по исполнительным документам, производимые до вступления в силу Федерльного закона от 29 июня 2021 года N 234-ФЗ, были законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом того, что ГУ - ОПФР по Белгородской области обжалуется лишь дополнительное апелляционное определение от 21 апреля 2022 года, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему. Исходя из положений части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", законность судебных актов, не обжалуемых в кассационном порядке, не подлежит проверке судом кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Петрова С.И. является в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" получателем пенсии по старости в размере 6 987 рублей 70 копеек по состоянию на январь 2021 года, а также в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателем федеральной социальной доплаты в сумме 2 085 рублей 44 копеек.
Из предоставленных материалов исполнительных производств усматривается, что иных доходов у должника, кроме указанной пенсии, не имеется.
Ежемесячный размер дохода Петровой С.И. составляет 9 073 рублей 14 копеек. (пенсия по старости - 6 987 рублей 70 копеек и социальная доплата - 2 085 рублей 44 копейки) по состоянию на 12 января 2021 года.
На основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Саянску и Зиминскому району УФССП России по Иркутской области производились следующие удержания: с 1 августа 2019 года в размере 50 процентов по постановлению от 4 апреля 2019 года по сводному исполнительному производству N; с 1 ноября 2019 года в размере 50 процентов по постановлению от 21 августа 2019 года по исполнительному производству N; с 1 октября 2020 года уменьшены до 20 процентов по постановлению от 24 августа 2020 года в рамках сводного исполнительного производства N; с 1 марта 2021 года в размере 50 процентов по постановлению от 14 декабря 2020 года по исполнительному производству N.
На основании постановлений судебного пристава-исполнителя Волоконовского РОСП УФССП России по Белгородской области производились следующие удержания: с 1 января 2021 года в размере 20 процентов по постановлению от 29 октября 2020 года по исполнительному производству N; с 1 марта 2021 года в размере 20 процентов по постановлению от 20 января 2021 года по исполнительному производству N.
На основании судебных актов по заявлению взыскателей ГУ - ОПФР по Белгородской области производило удержания: с 1 июня 2020 года в размере 20 процентов на основании судебного приказа от 27 марта 2020 года по делу N; с 1 мая 2020 года в размере 20 процентов на основании судебного приказа от 27 марта 2020 года по делу N; с 1 мая 2021 года в размере 20 процентов на основании судебного приказа от 29 января 2021 года по делу N.
Таким образом, удержания из пенсии производились ГУ - ОПФР по Белгородской области на основании исполнительных документов (судебных приказов) и на основании постановлений судебных приставов-исполнителей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и на основании решения Белгородской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений величина прожиточного минимума по Белгородской области для пенсионеров была установлена: с 1 января 2022 года в размере 9 141 рубля (постановление Правительства Белгородской области от 6 декабря 2021 года N 584-пп); во втором, третьем и четвертом кварталах 2020 года в размере 8 024 рублей (постановления Правительства Белгородской области от 8 декабря 2021 года N 39-пп; от 21 декабря 2020 года N 522-пп; от 24 августа 2020 года N 385-пп); в первом квартале 2020 года, в третьем и четвертом кварталах 2019 года в размере 7 664 рублей (постановления Правительства Белгородской области от 12 мая 2020 года N 182-пп; от 25 февраля 2020 года N 61-пп; от 18 ноября 2019 года N 489-пп); во втором квартале 2019 года в размере 7 767 рублей (постановление Правительства Белгородской области от 13 августа 2019 года N 351-пп); в первом квартале 2019 года в размере 7 257 рублей (постановление Правительства Белгородской области от 13 мая 2019 года N 193-пп).
Таким образом, даже после удержания 20 процентов денежных средств из пенсии Петровой С.И. ее размер составлял ниже величины прожиточного минимума по Белгородской области для пенсионеров.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в части признания незаконными действий ГУ - ОПФР по Белгородской области по обращению взыскания на пенсию без учета прожиточного минимума, установленного по Белгородской области, районный суд исходил из того, что данная организация фактически является исполнителем поступивших к ней исполнительных документов с указанием размера взысканий. Установленный законом предел взыскания Пенсионным фондом не превышен, самостоятельно изменить данный предел он не может в силу закона, нарушений прав административного истца не усматривается.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и удовлетворяя заявленные требования, областной суд исходил из того, что действия административного ответчика нельзя признать законными, поскольку при определении размера удержания из пенсии должника, являющейся для него единственным источником существования, ГУ - ОПФР по Белгородской области не был учтен в числе прочего размер этой пенсии с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами областного суда.
Правильно применив положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснения, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П и от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер удержаний из пенсии (в том числе на основании исполнительных документов (судебных приказов), направленных для исполнения в порядке части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), произведенных ГУ - ОПФР по Белгородской области, не соответствует конституционному принципу исполняемости судебных решений и установлению пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены дополнительного апелляционного определения, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки областного суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Выводы, изложенные в дополнительном апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого дополнительного апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.