Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Угличскому району В. на вступившее в законную силу решение судьи Ярославского областного суда от 18 марта 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - генерального директора ООО ФИО6 К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 25 января 2022 года, генеральный директор ООО ФИО7 К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ярославского областного суда от 18 марта 2022 года, постановление судьи Угличского районного суда Ярославской области от 25 января 2022 года - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника полиции по ООП ОМВД России по Угличскому району В. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный акт за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Ярославской области N100-п от 7 февраля 2020года, с 7 февраля 2020годагода введен режим функционирования "повышенная готовность" на территории Ярославской области.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Ярославской области N113-п от 17 марта 2021 года "О работе организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (с изменениями от 28.10.2021г.) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, запрещается оказание данных услуг в период с 23:00 часов до 06:00 часов.
Из материалов дела усматривается, что, основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО " ФИО8" - К. к ответственности послужили выводы о том, что 19 ноября 2021года в 23 часа 30 минут в баре по адресу: "адрес", выявлен факт осуществления К, как генеральным директором ООО " ФИО9 деятельности по оказанию услуги общественного питания (вход в бар был не ограничен, продавцом П. осуществлена продажа алкогольной продукции - водки "Талка"), в нарушение временного режима, утвержденного пунктом 3 постановления правительства Ярославской области N113-п от 17 марта 2021года "О работе организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (с изменениями от 28.10.2021г.), в условиях угрозы завоза и распространения новой короновирусной инфекции в период режима функционирования "повышенная готовность", введенного с 7 февраля 2020года на территории Ярославской области.
Решением судьи Ярославского областного суда от 18 марта 2022 года, постановление судьи Угличского районного суда Ярославской области от 25 января 2022 года - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья указал, что 20 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка N3 Угличского судебного района Ярославской области в отношении П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении предусмотренным частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Постановление вступило в законную силу 31 декабря 2021года.
Из постановления следует, что 19 ноября 2021года в 23 часа 30 минут П. осуществлялась продажа алкогольной (водки "Талка" в количестве 1 бутылки объемом 0, 5л.), не имея специального разрешения (лицензии) на право продажи данной продукции в магазине ООО " ФИО10", расположенного пол адресу: "адрес". П. действовала самостоятельно, не в качестве лица, находящегося в трудовых отношениях с ООО " ФИО11".
Таким образом, указанные обстоятельства исключают виновность К. во вменяемом ей административном правонарушении- организации работы ООО "Алкополис", как организации общественного питания в период времени после 23 часов и до 6 утра.
Между тем с данными выводами судьи областного суда нельзя согласиться исходя из следующего.
Судьей не обращено внимание то, что П. привлечена к административной ответственности за нарушений требований части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в то время как К. как должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение требований части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа указанных норм закона следует, что они имеют разный родовой объект, квалификацию.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Ярославского областного суда с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В настоящее время при рассмотрении данного дела об административном правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Как следует из постановления Правительства Ярославской области от 10 июня 2022года N468-п "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (с изменениями) признано утратившим силу постановление Правительства области от 17 марта 2021 года N113-п "О работе организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
Указанное постановление Правительства Ярославской области вступило в законную силу 8 июля 2022года.
Таким образом, приведенные выше нормы, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении должностного лица - генерального директора ООО " ФИО13" К. возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, утратили силу.
Материалами дела исполнение должностным лицом - генеральным директором ООО " ФИО12" К. постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, постановлением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 25 января 2022 года, решение судьи Ярославского областного суда от 18 марта 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора ООО ФИО14 К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановлением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 25 января 2022 года, решение судьи Ярославского областного суда от 18 марта 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица -генерального директора ООО " ФИО15" К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.