Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Тарараевой Т.С, судей Черновой Т.Л, Андриенко И.А, при ведении протокола помощником судьи Янзытовой Т.А, заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Черновой Т.Л, гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МАОУ "Средняя школа N 134", администрации г. Красноярска. Главному управлению образования администрации города Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Главного управления образования администрации города Красноярска, на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31 марта 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МАОУ "Средняя школа N 134", администрации г. Красноярска. Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить обязанность на МАОУ СШ N 134 устранить нарушение п. 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения оборудованием спортивной площадки на территории образовательной организации, целостности стен и потолков во всех гардеробах на 1-м этаже и потолка в гардеробных для начальных классов на 1-м этаже, стен в туалете для девочек возле малого спортивного зала, стен в кабинете 2-02, стен и потолка в коридоре 1 этажа; оконных блоков на лестничных маршах между 2 и 3 этажах.
Возложить обязанность на Главное управление образования администрации города Красноярска обеспечить финансирование устранения МАОУ "Средняя школа N 134" нарушения п п. 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Взыскать с МАОУ "Средняя школа N 134" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МАОУ "Средняя школа N 134", администрации г. Красноярска, ГУО администрации города Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что 08.02.2019 МАОУ СШ N 134 были выданы предписания N 3155 и N 3157 об устранении нарушений санитарного законодательства. По результатам внеплановой выездной проверки, на основании решения от 05.08.2021 N268, установлено невыполнение требований предписаний, а именно: не обеспечены оборудованием спортивная площадка на территории образовательной организации, целостность напольного покрытия в кабинете технологии мальчиков и в малом спортивном зале, целостность оконных блоков в рекреациях 2 и 3 этажей, для мальчиков и девочек на 2-и 3 этажах, учебных кабинетах, на лестничных маршах между 2 и 3 этажах, в кабинетах, в мастерской для мальчиков, целостность стен и потолков в гардеробах на 1-м этаже, потолка в малом спортивном зале, стен в туалете для девочек возле спортивного зала, стен в кабинете технологии для мальчиков, стен и потолка в кабинете 2-02стен и потолка в коридоре 1 этажа.
Уточнив исковые требования Управление происло признать бездействие МАОУ СШ N 134, выраженное в неисполнении требований п. 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" незаконным; возложить на МАОУ СШ N 134 обязанность устранить нарушение. 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения оборудованием спортивной площадки на территории образовательной организации, целостности стен и потолков во всех гардеробах на 1-м этаже и потолка в гардеробных для начальных классов на 1-м этаже, стен в туалете для девочек возле малого спортивного зала, стен в кабинете 2-02, стен и потолка в коридоре 1 этажа; оконных блоков на лестничных маршах между 2 и 3 этажах; возложить на администрацию г. Красноярска, ГУО администрации города Красноярска обязанность финансово обеспечить устранение МАОУ СШ N 134 нарушение 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" на территории МАОУ СШ N 134, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе представитель ГУО администрации города Красноярска - Романова И.Р. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает такого способа защиты, как понуждение к исполнению предписаний Управления Роспотребнадзора по устранению выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Требований, связанных с причинением вреда гражданам не заявлялось. Указывает также на то, что поскольку Управление образования не являлось субъектом административных правоотношений, возникших между Управлением Роспотребнадзора и МАОУ СШ N 134, у суда отсутствовали правовые основания для привлечения Управления в качестве соответчика. МАОУ СШ N134 предписание Управления Роспотребнадзора исполняет. Управлением также предприняты все меры в пределах его компетенции, направленные на обеспечение бюджетного финансирования устранения нарушения требований санитарного законодательства в МАОУ СШ N 134 предпринимались меры по обеспечению функционирования образовательного учреждения, итогом которых стала разработка и утверждение проектно-сметной документации на капитальный ремонт. Вместе с тем, возможность выделения средств на выполнение работ будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета 2022 года и планового периода 2023-2024 г.г. Проведение строительно-монтажных работ запланировано на 2023-2024 г.г.
Представители ответчиков администрации г. Красноярска. ГУО администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, об отложении дела слушанием не просили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения директора МАОУ СШ N 134 - Авдеева А.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы ГУО администрации города Красноярска, представителя Управления Роспотребнадзора - Палащенко И.А. (по доверенности от 30.05.2022), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и как верно установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной Управлением Роспотребнадзора плановой выездной проверки в отношении МАОУ СШ N 134 были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в отсутствии оборудованной спортивной площадки на территории образовательной организации, в нарушении целостности напольного покрытия без дефектов, щелей и механических повреждений в кабинетах технологии мальчиков; целостности стен в гардеробах на 1-м этаже, в малом спортивном зале, туалете для девочек возле малого спортивного зала, в кабинете технологии для мальчиков, в кабинете 2-02, оконных блоков в рекреациях 2 и 3 этажей, в туалетах для мальчиков и девочек на 2 и 3 этажах, учебных кабинетах 3-17, 3-13, 3-09, 3-08, 307, 304, 3-02, на лестничных маршах между 2 и 3 этажами, в учебных кабинетах 2-03, 2-04, 2-06, 2-08, 2-08а, 2-10, 2-11, 2-14, 2-15, в мастерской для мальчиков; несоответствии уровней искусственного освещения и пульсации в кабинете технологии для мальчиков. 08.02.2019 Учреждению выданы предписания N3155, N3157 об устранении нарушений требований Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10, п.7.2.1, 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.3.1 и п. 3.1.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 "Изменения и дополнение N 1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Срок устранения нарушений установлен до 01.08.2021.
В период с 10.08.2021 по 23.08.2021 Управлением Роспотребнадзора на основании решений от 05.08.2021 N 268, от 23.08.2021 N 279 проведена внеплановая проверка, составлены акты N 24314, N 24311, из которых следует, что МАОУ СШ N 134 ранее выявленные нарушения в части оборудования спортивной площадки на территории образовательной организации; целостности напольного покрытия, имеющего дефекты, щели и механические повреждения в кабинете технологии мальчиков, в малом спортивном зале, целостности стен и потолков в гардеробах на 1-м этаже, потолка в малом спортивном зале, стен в туалете для девочек возле малого спортивного зала, стен в кабинете технологии для мальчиков, стен и потолка в кабинете 2-02, стен и потолка в коридоре 1 этажа; целостности оконных блоках в рекреациях 2 и 3 этажей, в туалетах для мальчиков и девочек на 2 и 3 этажах, учебных кабинетах 3-17, 3-13, 3-09, 3-08, 307, 304, 3-02, на лестничных маршах между 2 и 3 этажами, в учебных кабинетах 2-03, 2-04, 2-06, 2-08, 2-08а, 2-10, 2-11, 2-14, 2-15, в мастерской для мальчиков, Учреждением не устранены.
Также судом установлено, что во исполнение выданных предписаний МАОУ СШ N 134 в 2020 году в соответствии с договором N 009-2020 от 04.02.2020 была разработана проектная и сметная документация на капитальный ремонт спортивной площадки с устройством плоскостных спортивных сооружений и благоустройством территории. 11.01.2021 получено положительное заключение государственной экспертизы, стоимость выполнения строительно-монтажных работ составляет 39 515, 94 руб, выполнение данных работ запланировано в ходе исполнения бюджета 2023 года и планового периода 2024-2025 годов. Замена 6 оконных блоков на лестничном марше между 2 и 3 этажами предусмотрена в ходе реализации проектной и сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту лестничного марша здания МАОУ СШ N 134, выполнение работ запланировано в ходе исполнения бюджета 2023 года и планового периода 2024-2025 годов. Ремонт целостности стен в гардеробных и потолков в гардеробных начальной школы на 1 этаже, стен в туалете для девочек возле малого спортивного зала, стен в кабинете 2-02, стен и потолка в коридоре на 1 этаже предусмотрен в 2022 году, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом о результатах закупки N 32211220376 от 24.03.2022, локальным сметным расчетом N 556 от 09.03.2022, заявкой в Главное управление Образования администрации г.Красноярска на выделении дополнительных ассигнований на ремонт потолка N287 от 14.03.2022.
Разрешая при данных обстоятельствах заявленные Управлением Роспотребнадзора требования, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями ст. 150 ГК РФ, ст. 1, 4, 11, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пришел к выводу о их обоснованности и частичном удовлетворении, возложении на МАОУ СШ N134 обязанности устранить нарушения п. 2.2.2, 2.5.2, 2.5.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20, а на ГУО администрации города Красноярска - осуществить финансирование мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений.
При этом суд правильно исходил из того, что выполнение мероприятий по организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры; образовательным учреждением МАОУ СШ N134 допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые создают угрозу жизни и здоровью учащихся.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГУО администрации города Красноярска не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Городской округ г. Красноярска - публично-правовое образование, которое по смыслу ст. ст. 48, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации не является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ, интересы городского округа представляет администрация городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 66 Устава города Красноярска (принят решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62), город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города.
Согласно п. 13 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска (утверждено Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N56-р), осуществление координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования (далее - муниципальные учреждения), осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности.
Как следует из Устава МАОУ СШ N134, сведений ЕГРЮЛ, МАОУ СШ N134является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением, учредителями которого являются город Красноярск, от имени которого выступают администрация г. Красноярска и ГУО администрации города Красноярска, источниками формирования имущества школы является, в том числе имущество, переданное ей в оперативное управление, имущество, приобретенное на средства, полученные от приносящей доход деятельности, субсидий из соответствующего бюджета.
При этом ГУО администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярск координирующим деятельность МАОУ СШ N134, а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия является обязанностью не только образовательного учреждения, но и Главного управления образования администрации г. Красноярска.
При этом в соответствии с Положением о главном управлении образования администрации города Красноярска, последнее является структурным подразделением администрации г. Красноярска, в функции которого входит осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, по вопросам соблюдения прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования. В ходе исполнения своих функций, Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска, в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пп. 2, 3 п. 3 этой же статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Вопреки доводам жалобы, ГУО администрации города Красноярска, в связи с наличием полномочий по контролю за деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, является органом, ответственным за выделение финансовых средств на реализацию, в частности требований, установленных СП 2.4.3648-20.
Кроме того Главное управление образование администрации г.Красноярска, являясь структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа городского округа г. Красноярск, и осуществляет полномочия по контролю над деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, несет ответственность за соблюдение данными учреждениями законодательства об организации воспитания, обучения, отдыха учащихся.
Поскольку орган местного самоуправления не обеспечил в необходимом размере финансирование требуемых законом мероприятий, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда имелись законные основания как для возложения на указанное выше образовательное учреждение обязанности по устранению выявленных нарушений, в установленный судом срок, так и для возложения на ГУО администрации города Красноярска обязанности об обеспечении финансирования указанных мероприятий как главного распорядителя бюджетных средств.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие бюджетных средств на выполнение требуемых мероприятий, подлежит отклонению, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, организации учебной деятельности с финансовыми возможностями, выделяемыми для указанных целей.
Доводы апелляционной жалобы о неверном способе защиты права, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ, при этом указанных перечень мер не является исчерпывающим.
В соответствии с действующим законодательством право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
В данном случае Управлением Роспотребнадзора правильно выбран такой способ защиты права, как возложение обязанности совершить определенные действия с целью пресечения действий, нарушающих санитарно-эпидемиологические требования законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании заявителем жалобы действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для пересмотра которых Судебной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, которые повлекли или могли повлечь вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления образования администрации г.Красноярск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 15.09.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.