Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион Партнер" о признании не действующим в части приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. N 456-02-04-12, по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 25 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО1 представителя административного истца ФИО2 старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 456-02-04-12 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 11 климатического района Пермского края.
Данный приказ опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 6, 14 февраля 2022 года и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 14 февраля 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион Партнер" (далее по тексту - ООО "Регион Партнер") обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 2.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. N 456-02-04-12 "О внесении изменения в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативного потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края", в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домах на территории Пермского края для 11 климатического района в отношении 2-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
По мнению административного истца, необходимый объем выборки для расчета норматива методом аналогов отсутствовал. Административный ответчик не установилфактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома по данной группе. Кроме того, административным ответчиком нарушен порядок измерений и снятия показаний приборов учета в домах, предварительно выбранных для расчета норматива.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены нормативы потребления тепловой энергии по 11 климатическому району. При этом было произведено объединение города Кудымкара, Добрянского городского округа, Ильинского городского округа, Березовского муниципального округа, Кудымкарского муниципального округа, Юсьвинского муниципального округа, Большесосновского муниципального округа в один климатический район, что привело к утверждению необоснованно заниженного норматива. Существенные различия климатических условий не позволяют объединить город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ, Кудымкарский муниципальный округ, Юсьвинский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный округ в один климатический район, поскольку это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате теплоснабжения.
Впоследствии административный истец дополнил основания иска тем, что в выборку для расчета норматива административный ответчик включил жилые дома, не соответствующие требованиям Правил N 306: с материалом стен не из камня, кирпича, и в которых общедомовой прибор учета не действовал часть отопительного периода. Полагает, что количество подходящих под условия выборки домов меньше минимального размера выборки, допускаемого Правилами N 306.
Решением Пермского краевого суда от 25 мая 2022 года административное исковое заявление ООО "Регион Партнер" удовлетворено.
Признан не действующим со дня принятия пункт 2.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 456-02-04-12 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 11 климатического района Пермского края.
Возложена на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять новый заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.
Взысканы с Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в пользу ООО "Регион Партнер" расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение об этом решении в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционной жалобе Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвующим в деле, ООО "Регион Партнер" представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО4 участвующие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Регион Партнер" ФИО3. полагал доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края", в который Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 456-02-04-12 внесены изменения, в том числе в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 11 климатического района Пермского края, оспариваемые административным истцом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указанные нормативы утверждены уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликованы.
Решением Пермского краевого суда от 23 июня 2021 года по делу N 3а-731/2021 удовлетворено административное исковое заявление ООО "Регион Партнер", признан не действующим со дня принятия норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 11 климатическом районе (городской округ - город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ, Юсьвинский муниципальный округ, Кудымкарский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный район) на территории Пермского края, в отношении 2-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки включительно, утвержденный Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края". На Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края возложена обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.
Пунктом 2.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 456-02-04-12 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 11 климатического района Пермского края.
Признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные методом аналогов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности положениям части 9.2 статьи 156 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 32, 36, 37 Правил N 306.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион Партнер" является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в 2-этажных многоквартирных (жилых) домах до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, расположенных в 11 климатическом районе на территории Пермского края.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
При этом уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями (пункт 32 Правил N 306).
Как следует из материалов дела, Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края сформирована группа многоквартирных (жилых) домов по составу стен - из камня, кирпича, этажности - 2-этажных, уровню благоустройства - до 1999 года постройки включительно, с центральным отоплением, а также климатическим условиям - расположенных в 11 климатическом районе на территории Пермского края (городской округ - город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ, Юсьвинский муниципальный округ, Кудымкарский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный район).
В силу пункта 35 Правил N 306 для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в генеральную совокупность включены 35 многоквартирных (жилых) домов. Однако, судом установлено, что из них два дома отличаются от совокупности по материалу стен.
Так жилой дом, расположенный по адресу г. Кудымкар, ул. Яковкина, 18а имеет брусчатые стены второго этажа, а жилой дом, расположенный по адресу: Добрянский район, пос. Полазна, ул. Уральская, 25 имеет шлакоблочные наружные стены, что подтверждается технической документацией, выпиской из ЕГРН и ответом ЦТИ. В связи с этим указанные жилые дома не соответствуют признаку группировки - стены из камня, кирпича.
Кроме того, в двух жилых домах по адресам: пос. Ильинский, ул. Зеленая, 57 и пос. Ильинский, ул. Механизаторов, 5 приборы учета введены в эксплуатацию более чем через месяц после начала отопительного сезона, а в жилом доме по адресу: пос. Ильинский, ул. Парковая, 116 прибор учета прошел поверку в феврале 2020 года. В этих же домах часть жилых помещений переведена на автономное электрическое или индивидуальное газовое отопление.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно распоряжением администрации Ильинского муниципального района от 30.08.2019 года о начале отопительного сезона с 1 сентября 2019 г.; актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии; копиями технических паспортов жилых помещений; актами осмотра жилых помещений после отключения от системы центрального теплоснабжения; информацией ПАО "Пермэнергосбыт" о периодах начисления коммунальной услуги "отопление".
В этой связи судом первой инстанции сделан правильный вывод, что данные об объеме потребления теплового ресурса, снятые с приборов учета в указанных многоквартирных домах, являются неполными, не охватывают весь отопительный период и все жилые помещения в доме, в связи с чем включение указанных домов в выборку противоречат требованиям пункта 35 Правил N 306 к объектам наблюдения и исключают возможность использовать данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов в пяти домах: г. Кудымкар, ул. Яковкина, 18а, Добрянский район, пос. Полазна, ул. Уральская, 25, пос. Ильинский, ул. Зеленая, 57, пос. Ильинский, ул. Механизаторов, 5, пос. Ильинский, ул. Парковая, 116.
Включение пяти домов в объем генеральной совокупности (принята регулирующим органом в количестве 35 домов) и двух из этих пяти домов в представительную выборку (12 домов) повлияло на расчет норматива потребления, поскольку объем генеральной совокупности (N) непосредственно определяет объем выборки, определяемой по формуле 1 приложения N 1 к настоящим Правилам, а расчет норматива потребления произведен на основании данных об объеме потребления коммунального ресурса в спорных домах, попавших в выборку.
Таким образом, использование при расчете оспариваемого норматива потребления данных об объеме потребления коммунального ресурса в указанных домах, не отвечающих требованиям к выборке, но попавших в нее, повиляло на правильность расчета.
Возражения административного ответчика о недобросовестности истца, представившего для расчета по запросу Министерства информацию о потреблении ресурса в домах, в которых отопление не работало часть срока снятия показаний, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку обязанность обеспечить достоверность данных возложена на регулирующий орган и обеспечивается соблюдением порядка сбора информации, установленного Правилами N 306.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вместо запроса информации о показаниях приборов учета на момент начала отопительного сезона административный ответчик запросил сведения об объеме потребления за сезон, что привело к ошибочному расчету.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 306 количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Согласно пункту 33 Правил N 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Пунктом 34 Правил N 306 установлено, что количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Приложение N 1 предусматривает использование в расчетах разных понятий: (1) объем генеральной совокупности (количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов), (2) предварительная выборка (количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов) и (3) выборка, объем которой определяется по формуле 1 в пункте 1 приложения N 1 к Правилам N 306.
Как следует из материалов дела, объем генеральной совокупности по представленным административным ответчиком данным составляет 30 домов (с учетом исключения из включенных в таблицу 35-ти домов 5-ти из них, не соответствующих признакам отбора).
Предварительная выборка является произвольным выбором любых домов из генеральной совокупности в количестве не менее 10 штук и используется для расчета вспомогательной величины - дисперсии. Дисперсия впоследствии определяет необходимый минимальный объем выборки.
Оценивая довод административного истца о непредставительности выборки, суд первой инстанции, основываясь на правовой позиции изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 24-АПГ18-6, правильно исходил из того, что использование для определения объема предварительной выборки пункта 40 Правил N 306 и исключение из предварительной выборки домов, со значениями расхода коммунальных ресурсов, отличающихся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, является необоснованным.
Довод административного истца о том, что при определении норматива потребления коммунальных услуг не мог быть применен метод аналогов обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, поскольку применение метода аналогов является приоритетным и административным истцом не представлено доказательств невозможности его применения.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Согласно подпункту "б" пункта 37 Правил N 306 показания приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода.
В силу пункта 38 Правил N 306 при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются:
а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги;
б) адрес многоквартирного дома или жилого дома;
в) число проживающих жителей;
г) количество квартир;
д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома;
е) дата и время снятия показаний приборов учета;
ж) количество этажей;
и) вид системы горячего водоснабжения в соответствии с положениями, установленными пунктами 32 - 32(2) настоящих Правил.
Оценивая соблюдение Министерством предусмотренного Правилами N 306 порядка проведения измерений и снятия показаний приборов учета, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении регулирующим органом положений пунктов 36, 37 Правил N 306.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что план проведения измерений и снятия показаний приборов учета после формирования объема выборки многоквартирных домов не составлялся, фактически Министерством использованы запрошенные сводные данные по жилым домам, поступившие из обслуживающих организаций - МУП "КХ "Комфорт", ООО "ПУ ЖКХ", ООО "Регион Партнер", ООО "Теплосервис", ООО "Кудымкарские тепловые сети", МБУ "Универсал".
При этом, в поступивших сводных данных отсутствуют показания приборов учета первого и последнего числа отопительного периода и сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпунктов "а", "е" пункта 38 Правил N 306.
Соблюдение этих требований административным ответчиком не доказано, при этом судом первой инстанции верно отмечено, что данное отступление не может быть оправдано необходимостью исполнения решения суда в трехмесячный срок.
Довод административного истца о недопустимости объединения в один климатический район города Кудымкара, Добрянского городского округа, Ильинского городского округа, Березовского муниципального округа, Кудымкарского муниципального округа, Юсьвинского муниципального округа, Большесосновского муниципального округа, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку решением Пермского краевого суда от 23 июня 2021 г. по делу N 3а-731/2021 по административному исковому заявлению ООО "Регион Партнер" дана оценка законности Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" в части установления норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в 11 климатическом районе (городской округ - город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ, Юсьвинский муниципальный округ, Кудымкарский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный район) на территории Пермского края, в отношении 2-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки включительно. Проверив оспариваемый нормативный правовой акт, суд не установилнарушения в объединении указанных территорий в один климатический район. Состав 11-го климатического района в заменяющем Приказе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. N 456-02-04-12 не менялся.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятые органом регулирования оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции правильно применив норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, обоснованно признал нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Учитывая, что признание недействующим в части оспариваемого Приказа Министерства влечет неурегулированность правоотношений в рассматриваемой сфере, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, с учетом заявленных исковых требований, обоснованно возложил на Министерство обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 11 климатического района Пермского края, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части. При этом с учетом длительности процедуры сбора первичной информации для расчета норматива суд первой инстанции обоснованно не установилсрок принятия заменяющего нормативного правового акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, понесенные истцом, документально подтверждены, в этой связи суд первой инстанции обоснованно возложил их возмещение на регулирующий орган.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.