Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Абдрахмановой Э.Г, Сапрыгиной Л.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городилова Евгения Викторовича на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июня 2022 года по административному делу N 2а-137/2022 по административному иску Городилова Евгения Викторовича к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, Думе Сургутского района о признании незаконными и отмене решений.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, возражения на доводы кассационной жалобы представителей Думы Сургутского района Кудина А.И, главы Сургутского района Рубцова С.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Думы Сургутского района N 06 от 07 октября 2021 года "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района" объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района. Названным решением определены место и время приема документов для участия в конкурсе, дата, время и место проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района, а также определен порядок публикации условий конкурса.
Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района (далее - Конкурсная комиссия) от 29 октября 2021 года N 1, Конкурсной комиссией принято решение зарегистрировать в качестве кандидатов на должность главы Сургутского района "данные изъяты" (пункт 3.1); допустить к участию во втором этапе конкурса кандидатов "данные изъяты"; в допуске к участию во втором этапе конкурса кандидату Городилову Е.В. отказано в связи с предоставлением документов, содержащих неполные сведения (пункт 3.2).
01 ноября 2021 года Городилову Е.В. почтовой связью направлено уведомление председателя Конкурсной комиссии об отказе в допуске ко второму этапу конкурса.
Решением Думы Сургутского района N 29 от 29 октября 2021 "Об избрании главы Сургутского района" постановлено избрать на должность главы Сургутского района "данные изъяты"
Городилов Е.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском о признании незаконными решений Конкурсной комиссии от 29 октября 2021 года об отказе в допуске его к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования и решения Думы Сургутского района N 29 от 29 октября 2021 года "Об избрании главы Сургутского района".
Требования мотивировал тем, что был незаконно лишен возможности участия в конкурсе вследствие его проведения на основании недействующих нормативных правовых актов, нарушения административными ответчиками требований федерального законодательства и муниципальных правовых актов при его проведении.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июня 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В поданной 12 июля 2022 года кассационной жалобе Городилов Е.В, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 названного Закона).
На основании статьи 1.2 Закона ХМАО - Югры от 26 сентября 2014 года N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" глава муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 1) избирается представительным органом муниципального образования автономного округа из своего состава и возглавляет местную администрацию; 2) избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Порядок избрания главы муниципального образования автономного округа, применяемый в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования автономного округа в соответствии с настоящей статьей.
Согласно статье 22 Устава, принятого решением Сургутской районной Думы от 24 августа 1996 года N 73, к полномочиям Думы района относятся: избрание главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (подпункт 75 пункта 2); установление порядка избрания главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (подпункт 75.1 пункта 2).
Глава района является главой муниципального образования Сургутский район - высшим должностным лицом муниципального района, наделенным настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района избирается Думой района сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Глава района избирается Думой района большинством голосов от установленной Уставом района численности депутатов Думы района. Решение Думы района об избрании главы района принимается в соответствии с Регламентом Думы района на ближайшем заседании Думы района, проводимом после представления кандидатов конкурсной комиссией, если иное не предусмотрено законодательством. Решение Думы района об избрании главы района вступает в силу после его подписания председательствующим и подлежит официальному опубликованию. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района устанавливается Думой района в соответствии с законодательством (пункты 1 и 2 статьи 28 Устава).
Решением Думы Сургутского района от 26 июня 2015 года N 717-нпа утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района (далее - Порядок), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений в редакции решений от 17 августа 2015 года, 24 мая 2016 года, 04 июля 2016 года, 28 сентября 2016 года, 26 сентября 2017 года, 18 мая 2018 года, 14 сентября 2021 года, в настоящее время утратил силу в связи с принятием решения Думы Сургутского района от 20 мая 2022 года N 232-нпа).
Пунктом 1.3 пункта 1 раздела 3 Порядка предусмотрено что, вместе с заявлением, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 1 раздела 3 настоящего Порядка, в конкурсную комиссию должны быть представлены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах;
б) сведения о размере и об источниках доходов супруга (супруги) и несовершеннолетних детей кандидата, имуществе, принадлежащем супругу (супруге) и несовершеннолетним детям кандидата на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
В решении Думы Сургутского района от 07 октября 2021 года N 06 об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы района условия конкурса в соответствии с приведенным Порядком, в том числе его раздел 3, воспроизведены полностью (т. 1 л.д. 37-51).
15 октября 2021 года Городилов Е.В. подал для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района документы, предоставив, помимо иного: сведения о размере и об источниках доходов кандидата (его супруги, несовершеннолетних детей), принадлежащем им на праве собственности имуществе, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям имуществе, об их расходах по каждой сделке по приобретению (по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546).
Как следует из решения Конкурсной комиссии от 29 октября 2021 года, Городилов Е.В. не допущен к участию во втором этапе конкурса в связи с предоставлением документов, содержащих неполные сведения, на основании подпункта "г" пункта 5.2 раздела 4 Порядка (наличие среди документов, представленных кандидатом, документов, оформленных с нарушением установленных требований).
Основанием для вывода о предоставлении документов, оформленных с нарушением установленных требований, послужила неполнота сведений в документах, предоставление которых установлено подпунктами "а", "б" пункта 1.3 пункта 1 раздела 3 Порядка: неверное указание периода, за который предоставлены сведения, отсутствие сведений об источниках выплаты доходов от продажи квартиры, погрузчика, отсутствие сведений о сторонах в договоре дарения квартиры.
Разрешая требования административного истца, суды нижестоящих судебных инстанций исходили из того, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования проходил в соответствии с действовавшими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок его проведения, глава муниципального образования избран по результатам конкурсного отбора уполномоченным органом при наличии необходимого кворума, а достаточная совокупность условий, предусмотренных статьями 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований, по настоящему делу отсутствует.
Выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и материалам административного дела, оснований для признания их неправильными не имеется.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 января 2022 года, вступившим в законную силу 05 марта 2022 года, пункт 1.3 пункта 1 раздела 3 Порядка признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, указанное обстоятельство, вопреки доводам автора жалобы, само по себе не может служить основанием для пересмотра обжалуемых решений Конкурсной комиссии.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к проблеме правовых последствий признания недействующим нормативного правового акта (постановления от 6 декабря 2017 года N 37-П, от 6 июля 2018 года N 29-П и от 25 февраля 2020 года N 9-П, определение от 30 июня 2020 года N 1620-О и др.), правовое регулирование, предоставляющее суду возможность определить с учетом конкретных обстоятельств дату, с которой нормативный правовой акт, признанный им недействующим, не подлежит применению, направлено на обеспечение законности, надлежащего баланса прав и законных интересов как лиц, обратившихся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, так и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает действие (реализация) этого нормативного правового акта. При этом само по себе признание нормативного правового акта недействующим с определенной даты не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
В данном случае оснований для вывода о нарушении прав Городилова Е.В. в период действия пункта 1.3 пункта 1 раздела 3 Порядка не установлено, поскольку ко всем кандидатам, принявшим участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, были предъявлены одинаковые требования к предоставлению документов, установленные действовавшим на момент его проведения Порядком, всем кандидатам были предоставлены равные права, они были наделены равными обязанностями в связи с участием в конкурсе.
При таких данных оснований для вывода об установлении для Городилова Е.В. дополнительных условий участия в конкурсе, ограничивающих его права по сравнению с иными кандидатами, не имеется.
При этом коллегия кассационного суда отмечает, что основанием для принятия оспариваемого решения о не допуске к участию во втором этапе конкурса Городилова Е.В. явились не формальные нарушения требований к форме предоставления сведений, а их неполнота.
Суждения о невозможности применения отдельных положений Порядка при проведении конкурса в связи с не опубликованием некоторых решений Думы Сургутского района о внесении в него изменений, состоятельными признаны быть не могут, убедительно опровергнуты судом апелляционной инстанции.
Коллегия кассационного суда отмечает, что приложением к решению Думы Сургутского района N 06 от 07 октября 2021 года "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района" является Порядок, который был опубликован одновременно с решением и применялся Конкурсной комиссией при проведении конкурса.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях, не указывают на наличие оснований для признания незаконными итогов конкурсного отбора и выборов главы Сургутского района.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для ревизии судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Городилова Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 21 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.