Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-576/2022 (УИД 54RS0006-01-2021-011992-74) по иску Каширина Вадима Вячеславовича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области о признании незаконным приказа о проведении служебной проверки, по кассационной жалобе Каширина Вадима Вячеславовича на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 17 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области по доверенности Николаевой Натальи Александровны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каширин Вадим Вячеславович (далее по тексту - Каширин В.В.) обратился в Ленинский районный суд г. Новосибирска с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее по тексту - УФССП России по Новосибирской области) о признании незаконным и отмене отказа приказа от 26 августа 2021 г. N 614 о проведении служебной проверки, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба судебных приставов.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 17 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 апреля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Каширина В.В. отказано.
Каширин В.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, просит решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 17 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Новосибирска. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Каширин В.В, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. на ФССП России, УФССП России по Новосибирской области, в том числе возложена обязанность издать приказ о назначении Каширина В.В. на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Новосибирской области и присвоении Каширину В.В. первого специального звания - лейтенанта внутренней службы.
Во исполнение решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. приказом руководителя УФССП России по Новосибирской области от 24 марта 2021 г. N 100-к был отменен приказ УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N 841-к "Об увольнении Каширина В.В.".
27 мая 2021 г. с Кашириным В.В. подписан служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району УФССП по Новосибирской области сроком на 5 лет с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2025 г.
С 1 июня 2020 г. Каширин В.В. приступил к исполнению обязанностей начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району УФССП по Новосибирской области.
Приказом врио руководителя УФССП России по Новосибирской области от 26 августа 2021 г, в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказано провести служебную проверку в отношении Каширина В.В. - начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району УФССП по Новосибирской области за нарушения пунктов 1, 2 статьи 12, пункта 7 статьи 13 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 4.1, 4.1.2, 4.1.4, 4.2.88 главы IV должностной инструкции от 27 мая 2021 г. N 116; в состав комиссии включены ФИО11 Н.Н. - начальник отдела собственной безопасности, ФИО12 К.В. - главный инспектор отдела организации дознания, ФИО10 Д.А. - инспектор отдела государственной службы и кадров; заключение по результатам служебной проверки предоставить в срок не позднее чем через один месяц, со дня принятия решения о ее проведении.
Каширин В.В, указав, что приказ о проведении служебной проверки является неправомерным, поскольку формально ввиду отсутствия приказа о назначении на должность начальника отделения, он не является сотрудником органов принудительного исполнения, обратился в суд настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из правомерности издания приказа от 26 августа 2021 г. N 614 "О проведении служебной проверки в отношении Каширина В.В.", отметив, что сам по себе приказ о назначении служебной проверки не нарушает прав Каширина В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в органах принудительного исполнения и (или) замещении должности в органах принудительного исполнения
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ руководитель федерального органа принудительного исполнения или уполномоченный руководитель обязуется обеспечить гражданину, поступающему на службу в органы принудительного исполнения, и сотруднику прохождение службы в органах принудительного исполнения в соответствии с настоящим Федеральным законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии.
Гражданин, поступающий на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудник при заключении контракта обязуются исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения, а также внутренний служебный распорядок органа принудительного исполнения (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ назначение на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) граждан Российской Федерации (далее - граждане), принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения (далее - сотрудники), назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.
Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения заключается на основании примерной формы контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, утвержденной в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона (пункт 6 Порядка).
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (часть 9 статьи 52 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 65 утвержден Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее по тексту - Порядок), который определяет организацию работы по проведению служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника федерального органа принудительного исполнения, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов принудительного исполнения принимается руководителем федерального органа принудительного исполнения. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника территориального органа принудительного исполнения, за исключением заместителей руководителя территориального органа принудительного исполнения, принимается руководителем территориального органа принудительного исполнения (далее - руководитель территориального органа).
Проведение служебной проверки поручается: в федеральном органе принудительного исполнения - Управлению собственной безопасности (далее - УСБ); в территориальном органе принудительного исполнения - отделу или отделению собственной безопасности (далее - ОСБ) соответствующего территориального органа (пункт 3 Порядка).
В пункте 9 Порядка установлено, что служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения (руководителя территориального органа) может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
В соответствии с пунктом 14 Порядка о проведении служебной проверки издается приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения), который подписывает руководитель федерального органа принудительного исполнения (руководитель территориального органа).
Приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения) о проведении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; сроки проведения служебной проверки; состав комиссии по проведению служебной проверки (пункт 15 Порядка).
Пунктом 16 Порядка установлено, что комиссия формируется в составе трех и более сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Из членов комиссии назначаются: председатель комиссии (в федеральном органе принудительного исполнения - начальник УСБ или один из его заместителей, в территориальном органе принудительного исполнения - начальник ОСБ) и заместитель председателя комиссии, который в отсутствие председателя комиссии исполняет его обязанности. Максимальное количество членов комиссии не ограничено и обусловливается спецификой обстоятельств конкретной служебной проверки. В состав комиссии могут быть включены представители профсоюзной организации, действующей в органе принудительного исполнения (при ее наличии). Состав комиссии формируется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, защите персональных данных и требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, направленных на исключение возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на объективность выводов, предложений и рекомендаций комиссии.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что с Кашириным В.В. был заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерацией, Каширин В.В. к исполнению должностных обязанностей фактически приступил, приказ врио руководителя УФССП России по Новосибирской области от 26 августа 2021 г. о проведении служебной проверки в отношении Каширина В.В. издан компетентным лицом, содержание приказа соответствует требованиям Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 65, само по себе издание приказа о проведении служебной проверки прав Каширина В.В. не нарушает, каких-либо обязанностей не возлагает, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания приказа врио руководителя УФССП России по Новосибирской области от 26 августа 2021 г. о проведении служебной проверки в отношении Каширина В.В. незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Каширина В.В. об отсутствии приказа о его назначении на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району УФССП России по Новосибирской области не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судами установлено, что истец фактически к службе приступил, на момент вынесения оспариваемого приказа занимал должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Черепановскому району УФССП России по Новосибирской области, обратного из материалов дела не следует.
Доводы кассационной жалобы Каширина В.В. о несвоевременном присвоении ему ответчиком специального звания лейтенанта внутренней службы правового значения для существа рассматриваемого дела не имеют, поскольку как верно отмечено судами, не издание приказа о присвоении специального звания об отсутствии служебных отношений между сторонами и незаконности приказа о проведении служебной проверки не свидетельствует.
В целом доводы кассационной жалобы Каширина В.В. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 17 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каширина Вадима Вячеславовича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.