Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Артамоновой Т.А., Сумбаевой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-22/2021 по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "БизнесЭйр", администрации Аксайского района, представителя административных истцов Резникова Романа Алексеевича, Резникова Павла Алексеевича - Алешина Алексея Валерьевича, апелляционным представлением участвующего в деле прокурора прокуратуры Ростовской области
на решение Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г, вынесенное по административному иску Резникова Романа Алексеевича, Резникова Павла Алексеевича, Дорошева Ивана Петровича, Бакалова Александра Анатольевича о признании не действующим в части нормативного акта, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области N 24 от 30 апреля 2009 г. утверждён генеральный план Ольгинского сельского поселения на 2009-2030 годы.
Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от N 474 от 19 марта 2020 г. утверждены изменения в генеральный план, в соответствии с которыми на карте функциональных зон Ольгинского сельского поселения предусмотрено расположение аэродрома "Ольгинская" и в целях создания надлежащих условий для его эксплуатации, приняты решения об исключении ряда земельных участков (частей земельного участка) из границ станицы Ольгинская, хутора Махин, хутора Нижнеподпольный, с дальнейшим отнесением этих земель к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности", с изменением функционального зонирования земель с зоны "сельскохозяйственного использования", зоны "рекреационных территорий" на зону "транспортной инфраструктуры".
Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. в генеральный план Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области (далее - Генеральный план) внесены изменения.
В частности, в Материалах по обоснованию в текстовой форме, в Таблице 1 "2. Описание вносимых изменений, включая обосновывающие материалы, в том числе баланс территории", в графе 2.1 "Описание вносимых изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения", указано:
- земельный участок с кадастровым номером N, образованный из состава земельного участка с кадастровым номером N, включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данном участке взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки (строка 2.6);
- земельный участок с кадастровым номером N включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки (срока 2.8);
- земельные участки с кадастровыми номерами N включены в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данных земельных участках взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов, вертолётов) (строка 2.10);
- включены в "Карту функциональных зон Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" и в "Карту планируемого размещения объектов местного значения Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" посадочных, взлетно-посадочных площадок, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов.
В графе 2.2 "Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, или исключаются из их границ, с указанием категории земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования", в строках 1.2.3, 1.2.4 в столбце "цель планируемого использования", указано - размещение взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки; в строках 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 1.2.8, 1.2.9, 1.2.10 в столбце "цель планируемого использования", указано - размещение взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов).
В графическом виде зона транспортной инфраструктуры, являясь более узкой, чем зона застройки индивидуальными жилыми домами, изображена в виде полос, проходящих через территорию, образованную вышеуказанными землями.
Административные истцы Резников Р.А, Резников П.А, Дорошев И. П, Бакалов А.А, являясь жителями территории Ольгинского сельского поселения и правообладателями земельных участков, расположенных на его территории, обратились в суд с административным иском, в котором (с учетом его уточнений и дополнений в порядке ст. 46 КАС РФ) просили признать недействующим генеральный план Ольгинского сельского поселения в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 474 от 19 марта 2020 г, в части вышеприведенных градостроительных решений, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. в части:
- размещения на земельном участке с кадастровым номером N, образованном из земельного участка с кадастровым номером N взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- размещения на земельных участках с кадастровыми номерами N взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- размещения на земельном участке с кадастровым номером N взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- размещения на земле неразграниченной государственной собственности, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами N взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- включения в карту функциональных зон Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области и в карту планируемого размещения объектов местного значения Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области посадочных, взлетно-посадочных площадок, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов.
Заявляя требования о признании не действующим генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г, административные истцы указывают, что оспариваемое решение принято в целях сохранения и развития в станице Ольгинская инфраструктуры аэродрома, создание которого признано незаконным судебными актами, без учета мнения участников публичных слушаний, с нарушением порядка его опубликования; оспариваемые изменения, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения и объектов федерального значения (в зоне полетов воздушных судов находится автомобильная дорога федерального значения), приняты, в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, без согласования с уполномоченными органами; кроме того, установлено функциональное зонирование, в силу которого земельные участки отнесены как к зоне индивидуального жилищного строительства, так и к зоне транспортной инфраструктуры; полагали нарушенными принадлежащие им права на удобную, здоровую и безопасную среду обитания как жителям населенного пункта и правообладателей земельных участков.
Определением Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. производство по административному делу в части административных требований о признании не действующим со дня принятия генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 474 от 19 марта 2020 г. "Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области", прекращено.
Решением Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. административные исковые требования удовлетворены частично.
Признан не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, его текстовая и графическая части (карта планируемого размещения объектов местного значения поселения и карта функциональных зон поселения), утвержденный решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области N 24 от 30 апреля 2009 года, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от 19 ноября 2020 года N 538 "Об утверждении изменений в Генеральный план Ольгинского сельского поселения", в той мере, в какой допускается размещение на земельных участках с кадастровыми номерами N вновь создаваемых взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки, взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов).
В остальной части исковых требований отказано.
Заинтересованные лица - ООО "БизнесЭйр", администрация Аскайского района Ростовской области, подали апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемое решение суда отменить, в удовлетворении административных требований отказать, полагая, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность размещения аэродрома в пределах населенного пункта, обращая внимание на то, что согласно оспариваемому решению размещение авиационного комплекса в жилой зоне не предусмотрено.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Резникова П.А, Резникова Р.А. - Алешин А.В, просит об изменении решения суда в части отказа в удовлетворении требований и принятии нового решения о полном удовлетворении заявленных требований. В доводах апелляционной жалобы указывают на созданную судом правовую неопределенность в нахождении на территории Ольгинского сельского поселения взлетно-посадочных полос, эксплуатация которых запрещена вступившими в силу судебными актами, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора. Отмечают, что аэродром является особо опасным и технически сложным самостоятельным объектом капитального строительства, разрешение на строительство которого получено не было. Из обжалуемого решения не следует, что запрещается нахождение не вновь создаваемых, а ранее существовавших взлетно-посадочных полос аэродрома, располагающихся на указанных в деле земельных участках. Обращает внимание, что оспариваемый нормативный акт направлен на закрепление существования инфраструктуры аэродрома, в состав которого входят взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, сооружения и оборудование, обеспечивающие взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов. Ссылаясь на градостроительные требования и регламенты, настаивает на недопустимости размещения подобных объектов в жилых зонах, как то предусмотрено оспариваемым нормативным актом, равно как и зон транспортной инфраструктуры. Оспариваемым нормативным актом относятся одновременно к двум видам территориальным зонам - Ж-2 и П-3, что противоречит требованиям ЗК РФ, ГрК РФ. Настаивает на наличии нарушений при принятии и опубликовании оспариваемого акта.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит обжалуемое решение суда отменить и принять новое решение, которым признать не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, утвержденный решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области N 24 от 30 апреля 2009 г, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 года "Об утверждении изменений в Генеральный план Ольгинского сельского поселения", в той мере, в какой им допускается размещение на земельных участках соответствующих объектов инфраструктуры воздушного транспорта. Доводы апелляционного представления схожи с основаниями апелляционной жалобы административных истцов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 октября 2021 г. решение Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. отменено, признан не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, утверждённый решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области N 24 от 30 апреля 2009 г, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. "Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения", в части функционального зонирования, установленного решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. "Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и земель, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами N.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 октября 2021 г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.
При новом рассмотрении административного дела по апелляционным жалобам, представлению, от представителя административных истцов Резникова П.А, Резникова Р.А. - Алешин А.В, предоставил дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывает о непосредственном нарушении прав административных истцов оспариваемым нормативным актом, приводит дополнительные доводы о недопустимости запрета нахождения аэродрома в границах населенных пунктов.
В суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, поддержали изложенные в соответствующих апелляционных жалобах позиции.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представления, дополнения к ним, приобщив и исследовав новые доказательства в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, выслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением Аксайского районного суда Ростовской области от 28.01.2020 г. по делу N 2а-334/2020 (том 12 л.д. 90-98) признан незаконным отказ КИЗО Администрации Аксайского района Ростовской области от 31 октября 2019 г. и возложена обязанность рассмотреть обращение Резникова П.А. об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом плане территории, площадью 9 462 кв.м, для сенокошения.
Из решения Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону от 12 декабря 2019 (дело N 2-3386/2019) следует, что аэродром "Ольгинская" располагается за земельных участках с кадастровыми номерами: N. Земельный участок с кадастровым номером N, принадлежит на праве собственности Шульман Г.А, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 61-70).
Как следует из материалов административного дела, правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами N (образован из земельного участка N), N (образован из земельного участка N), N являются ООО "БизнесЭйр", ООО "МИДЭЙР", Шульман Г.А.
На земельных участках, в том числе на землях, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами N (часть земельного участка с кадастровым номером N, снятого с государственного кадастрового учета), размещены объекты инфраструктуры воздушного транспорта - объекты аэродрома "Ольгинская", собственником которого являлось ООО "БизнесЭйр".
Вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2019 г. ООО "БизнесЭйр" запрещена деятельность, связанная с эксплуатацией аэродрома, передача прав по его эксплуатации третьим лицам.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт непосредственно затрагивает права административного истца Резникова П.А, которому решением Аксайского районного суда Ростовской области от 28.01.2020 г. по делу N 2а-334/2020 гарантировано право на пересмотр решения в отношении прав пользования на земельный участок, ранее имевший кадастровый номер N (том 16 л.д. 243-244).
Административным истцом Резниковым Р.А. разработан проект планировки и межевания территории указанного земельного участка с кадастровым номером N, на котором предусмотрено размещение нового жилого района (том 17 л.д. 123-168).
Между тем из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером N входит в состав земель, на которых осуществляется деятельность аэродрома "Ольгинский" (том 1 л.д. 46-50, 54-55).
Таким образом, права административного истца Резникова Р.А. также затрагиваются оспариваемым нормативным актом.
Административные истцы являются жителями Ольгинского сельского поселения и имеют право на благоприятную окружающую среду, гарантированную им Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что земельные участки, на которых в настоящее время располагается аэродром "Ольгинский" (например, с кадастровым номером N, из которого образован земельный участок с кадастровым номером N), относился к категории земель - сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в числе иных категорий в состав земель в Российской Федерации входят земли сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 78 названного кодекса установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) указанными в данной норме субъектами, в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Частью 4 статьи 78 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.
Между тем, вид разрешенного использования и категория земель была изменена, оспариваемым нормативным актом закрепляется, что земельные участки включаются в состав земель населенных пунктов с различными видами разрешенного использования.
Из изложенного, также усматривается права административных истцов на оспаривание названного нормативного акта.
Предоставленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости, исследованными в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, подтверждено, что административный истец Резников Р.А. является смежным землепользователем в отношении земельных участков, установление функциональной зоны которых отражено в оспариваемом нормативном акте.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции не вызывает сомнений наличие прав административных истцов на оспаривание нормативного акта - решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от 19 ноября 2020 г. N 538 в указанной части.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в частности, выясняет, соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункты "б", "в" пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверяя соблюдение названных требований при принятии решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права и оценив фактические обстоятельства, установил, что оно принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, отклонив доводы о нарушении порядка его опубликования и не установив, с учетом положений статей 5.1 и 28 ГрК РФ, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в силу возражений, поступивших в ходе публичных слушаний по его проекту.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов об отсутствии необходимых согласований с уполномоченными органами, проведения публичных слушаний, судом первой инстанции были подробно исследованы, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Частично удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
В соответствии с подпунктами 2, 8, 9 пункта 1 статьи 2 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке (часть 4 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Статьей 35 ГрК РФ предусмотрено, что в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов (часть 2).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства (часть 3).
Согласно части 5 статьи 90 ЗК РФ "Земли транспорта" в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно статье 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся, в том числе, аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов; объекты единой системы организации воздушного движения; наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации; здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" регламентировано, что инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника (статья 1).
В части 1 статьи 40 ВК РФ закреплено, что аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аналогично, согласно части 7 статьи 40 ВК РФ посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов; рулежная дорожка (РД) - определенный путь на сухопутном аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой, в том числе: полоса руления воздушного судна на стоянке - часть перрона, обозначенная как рулежная дорожка и предназначенная для обеспечения подхода только к местам стоянки воздушных судов; перронная рулежная дорожка - часть системы рулежных дорожек, расположенная на перроне и предназначенная для обеспечения маршрута руления через перрон; рулежная дорожка быстрого схода с ВПП - рулежная дорожка, соединенная с ВПП под острым углом и позволяющая выполнившим посадку самолетам сходить с ВПП на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других выводных рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения на ВПП (авиационные правила "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утверждённые приказом Минтранса России от 25 августа 2015 г. N 262).
Правообладатели земельных участков N, в июне 2020 г. обратились в администрацию Аксайского района с заявлениями о внесении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения, в том числе, затрагивающих земли неразграниченной государственной собственности, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами N в части включения их в черту населенного пункта станицы Ольгинская, в функциональную зону жилой застройки для индивидуального жилищного строительства, с учетом размещения на земельных участках посадочной площадки, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов. Согласно представленным в материалы дела объяснениям, такое зонирование необходимо в целях создания центра в сфере авиации по разработке научных инноваций с местами для работы и проживания сотрудников, с соответствующей инфраструктурой для взлета и посадки, с сохранением существующих взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, посадочной площадки, для развития инфраструктуры воздушного транспорта, создания новых элементов.
Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. данная инициатива была поддержана, внесены изменения в генеральный план Ольгинского сельского поселения, описанные выше, оспариваемые административными истцами.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что существующая зона транспортной инфраструктуры, сочетание которой с зоной застройки индивидуальными жилыми домами закреплено в отношении названных земельных участков (земель), фактически отражает территорию расположения на соответствующих земельных участках (землях) объектов инфраструктуры воздушного транспорта, аэродрома, в том числе, перечисленных в текстовой части Генерального плана, с учетом проектируемого увеличения одной из существующих взлетно-посадочных полос.
Таким образом, оспариваемым назначением территорий, закрепленным Генеральным планом, определяемым их функциональным зонированием, включая указание на отнесение земельных участков (земель) к зоне индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на них объектов инфраструктуры воздушного транспорта, и предусматривающим их нахождение в условиях сочетания двух функциональных зон, не отвечает требованиям ГрК РФ, принципам законодательства о градостроительной деятельности, поскольку создает условия, при которых при определении территориальных зон не может быть обеспечено соблюдение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ и установление в отношении них единого регламента, что верно установлено судом, рассмотревшим дело.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что согласно Правилам землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения, утверждённым решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 539 от 19 ноября 2020 г, принятым с учетом положений Генерального плана в оспариваемой редакции, в отношении спорных территорий установлены территориальные зоны Ж-2/3 "зона развития жилой застройки", П-3 "зона промышленных, производственных, коммунальных и складских объектов V класса опасности".
В силу градостроительных регламентов виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в границах зоны П-3, предполагают размещение объектов воздушного транспорта, в том числе размещение аэродромов, прочих объектов, необходимых для взлета и приземления воздушных судов; объектов авиационного спорта.
Положениями градостроительных регламентов для зоны Ж-2/3 не предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для зоны П-3.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1, частью 8 статьи 85 ЗК РФ, в силу которых в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне инженерных и транспортных инфраструктур, которые, в свою очередь, предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения, согласно градостроительным регламентам, частично удовлетворяя административные требования, фактически пришёл к выводу о правомерности нахождения соответствующих земельных участков в двух функциональных зонах, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Оспариваемое функциональное зонирование в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима соответствующих земель, что указывает на создание условий для нарушения прав и законных интересов административных истцов в области гармоничного, устойчивого развития территории муниципального образования, и его части, являющейся, в том числе смежной с принадлежащими им земельными участками, создает невозможность реализации ими прав на земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов, апелляционного представления, оспаривающие указанные выводы суда, являются заслуживающими внимания, верно построенными на нормах градостроительного, земельного, воздушного законодательства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании недействующими оспариваемых положений решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. "Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения", в части указания в Материалах по обоснованию в текстовой форме, в Таблице 1 "2. Описание вносимых изменений, включая обосновывающие материалы, в том числе баланс территории", в графе 2.1 "Описание вносимых изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения":
- установления в строке 2.6 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером N, размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- установления в строке 2.8 в отношении земельного участка с кадастровым номером N размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- установления в строке 2.10 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, размещения взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- включения в "Карту функциональных зон Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" и в "Карту планируемого размещения объектов местного значения Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" посадочных, взлетно-посадочных площадок, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов;
в графе 2.2 "Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, или исключаются из их границ, с указанием категории земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования" в части установления в:
- строке 1.2.3 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- строке 1.2.4 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- строке 1.2.5 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.6 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.7 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.8 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.9 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.10 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов).
Доводы апелляционных жалоб заинтересованных лиц - ООО "БизнесЭйр", администрации Аксайского района, как необоснованные, противоречащие нормам действующего законодательства, подлежат отклонению.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку признанию не действующим подлежит Генеральный план в части изменений, внесенных решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области N 538 от 19 ноября 2020 г. в отношении определенной территории, в отсутствие обстоятельств, указывающих на то, что на основании его положений были реализованы права граждан и организаций, определяя дату, с которой необходимо признать его недействующим, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", приходит к выводу о признании его не действующим в соответствующей части со дня принятия.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Настоящее апелляционное определение подлежит обязательному опубликованию в течение одного месяца со дня его вынесения - Собранием депутатов Аксайского района Ростовской области.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Резникова Романа Алексеевича, Резникова Павла Алексеевича, Дорошева Ивана Петровича, Бакалова Александра Анатольевича удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, утвержденный решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области N 24 от 30 апреля 2009 года, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от 19 ноября 2020 года N 538 "Об утверждении изменений в Генеральный план Ольгинского сельского поселения", в следующей части:
в Материалах по обоснованию в текстовой форме, в Таблице 1 "2. Описание вносимых изменений, включая обосновывающие материалы, в том числе баланс территории", в графе 2.1 "Описание вносимых изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения"
в части:
- установления в строке 2.6 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером N, размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- установления в строке 2.8 в отношении земельного участка с кадастровым номером N размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- установления в строке 2.10 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, размещения взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- включения в "Карту функциональных зон Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" и в "Карту планируемого размещения объектов местного значения Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области" посадочных, взлетно-посадочных площадок, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов.
в графе 2.2 "Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, или исключаются из их границ, с указанием категории земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования"
в части установления в:
- строке 1.2.3 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- строке 1.2.4 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;
- строке 1.2.5 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.6 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.7 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.8 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.9 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);
- строке 1.2.10 в столбце "цель планируемого использования" размещения взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов).
Возложить обязанность на Собрание депутатов Аксайского района Ростовской области опубликовать настоящий судебный акт в течение одного месяца со дня его вынесения.
Апелляционные жалобы представителя административных истцов Резникова Р.А, Резникова П.А, - Алешина А.В, апелляционное представление участвующего в деле прокурора прокуратуры Ростовской области, - удовлетворить.
Апелляционные жалобы ООО "БизнесЭйр", администрации Аксайского района оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.