Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску по исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе судебных приставов России по "адрес" и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, включении в стаж периода, назначении пенсии.
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по "адрес" и Ненецкому автономному округу (далее - УФССП по АО и НАО) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N, включении в стаж службы (выслуга лет) периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначения пенсии, назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем ФИО2 пункта "а" части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 мая 2020 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 8 декабря 1998 г. по 16 декабря 1990 г. проходил военную службу в рядах Российской (Советской) армии по призыву, в период с 7 марта 2001 г. по 30 апреля 2020 г. проходил службу судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу.
30 апреля 2020 г. был освобожден от занимаемой должности и уволен с федеральной гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 частей 1 и 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
4 июля 2021 г. обратился с заявлением в УФССП по АО и НАО о включении в выслугу лет периода прохождения военной службы с 8 декабря 1988 г. по 16 декабря 1990 г. и назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем третьим пункта "а" части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 мая 2020 г, однако получил отказ в письме от 7 июля 2021 г. N29909/21/31050.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от декабря 2021 г. с учетом определения суда об исправлении описки от 2 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа главного судебного пристава по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 принят на государственную гражданскую службу и назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность судебного пристава по обеспечению установленного деятельности судов Службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу.
Приказом руководителя Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ N-к ФИО1 переведен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отдела Федеральной службы судебных приставов по едкому автономному округу.
ДД.ММ.ГГГГ УФССП по Ненецкому автономному округу прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в форме слияния. Правопреемником реорганизованной УФССП по "адрес" является УФССП по АО и НАО.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием УФССП по АО и НАО ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и "адрес".
В связи со вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 328-ФЗ), предусматривающего правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы принудительного исполнения Российский Федерации, федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
Согласно пункту 2 статьи 1 указанного закона служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление, в котором указано, что он не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем не может быть принят на службу в данные органы.
Согласно полученному истцом ДД.ММ.ГГГГ уведомлению, ему было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить заявление о согласии или несогласии с предложенными вакантными должностями государственной гражданской службы УФССП по АО и НАО, в ответ на которое истец отказался от предложенных должностей.
Приказом руководителя УФССП по АО и НАО от ДД.ММ.ГГГГ N-к в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с ФИО1 расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и "адрес" УФССП по АО и НАО и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей в государственном органе.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в УФССП по АО и НАО о включении в выслугу лет периода прохождения военной службы с 8 декабря г. по ДД.ММ.ГГГГ и назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем ФИО2 пункта "а" части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и нах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ, на которое был получен отказ в письме от июля 2021 г. N, поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником УФССП по АО и НАО.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Таким образом, прохождение федеральной государственной гражданской службы истцом регулировалось указанным Федеральным законом N 79-ФЗ, в силу пункта 18 части 1 статьи 14 которого государственный служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
В силу пункта 2 статьи 7 этого же Федерального закона пенсия за выслугу лет Федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2020 г, в связи с чем был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.
В силу положений части 2 статьи 36 указанного закона в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за
один месяц службы.
В соответствии с пунктом 1 части 4 стати 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
В соответствии с положениями частей 13, 14, 15 статьи 92 данного Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118- 3 "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 г, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 68 поименованного закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которому лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительно (пункт "а" статьи 5).
Согласно статье 13 данного закона право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и ш) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18 указанного закона).
В целях реализации Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление N 723 от 21 мая 2020 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 определяет, помимо прочего, порядок зачета сотрудникам органа принудительного исполнения стажа военной службы в вооруженных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 г. Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, обрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.
Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Распространение действия указанного Постановления N723 на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г, не создает неравные условия для назначения пенсии лицам, проходившим службу в ФССП России и ее территориальных органах до этой даты и не поступившим на службу в органы принудительного исполнения, и лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения от 7 июля 2021 г. N29909/21/31050, включении в стаж службы (выслуга лет) периода прохождения военной службы с 8 декабря 1988 г. по 16 декабря 1990 г. для назначения пенсии, назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем третьим пункта "а" части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 мая 2020 г.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, указав на то, что вступивший в силу с 1 января 2020 г. Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяет свое действие только на лиц, поступивших на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем период службы истца в должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации включению в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не подлежит. Иных периодов, достаточных для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, у истца не имеется.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые сторонами в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 15 декабря 2021 г. в редакции определения от 02 марта 2022 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.