Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Савинова К.А, Буруновой С.В, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" к Собранию депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании не действующим в части Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N290- VII, по апелляционному представлению Прокуратуры Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" Пономарева А.В, Пономаревой О.А, объяснения представителя административного ответчика Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл и заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Смирновой М.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия
установила:
решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N 290-VII (далее - Решение от 22.12.2021 N290-VII), опубликованным в газете "Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ N и размещенным на официальном сайте Собрания депутатов городского округа " "данные изъяты"" в сети "Интернет", утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Решения от 22.12.2021 N290-VII, настоящее решение вступает в силу с 1 января 2022 года.
В силу пункта 22 Порядка, ставка арендной платы (Сап) для территориально-экономической зоны N4 города Йошкар-Олы составляет 52, 06 руб./кв.м.
Корректирующий коэффициент в зависимости от вида использования земельных участков "К) согласно пункту 24 Порядка для вида использования земельного участка "Освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет" составляет 20.
Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 февраля 2022 года N 310-VII (далее - Решение от 25.02.2022 N 310-VII), опубликованным в газете " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N в вышеуказанный Порядок внесены изменения, в том числе, пункт 22 изложен в редакции, согласно которой ставка арендной платы (Сап) для территориально-экономической зоны N4 города Йошкар-Олы составляет 58, 18 руб./кв.м. (пункт 1.1 Решения от 25.02.2022 N 310-VII).
Пунктом 3 Решения от 25.02.2022 N 310-VII предусмотрено, что настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ваш друг" (далее - ООО "Ваш друг", Общество, административный истец) обратилось в Верховный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 22 Порядка в части установления ставки арендной платы (Сап) для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4 в размере 58, 18 рублей за кв.м. (в редакции от 25 февраля 2022 года), подпункт 3 пункта 24 Порядка в части установления корректирующего коэффициента в зависимости от вида использования земельных участков (К) 20 по виду использования "освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет".
В обоснование заявленных требований общество указало, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и дополнительного соглашения к нему N от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", выделенного под строительство и размещение культурно-коммерческого центра, находящегося в соответствии с Описанием границ территориально-экономических оценочных зон города Йошкар-Олы, утвержденным решением XVI сессии Йошкар-Олинского городского Собрания от 26 декабря 2002 года N 317-Ш, в территориально-экономической оценочной зоне города Йошкар-Олы N 4.
Размер платы за аренду земельного участка с кадастровым номером N в 2021 году составил 78 566, 86 рублей и определялся на основании Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 декабря 2015 года N 258-VI. С принятием нового Порядка, действующего с 1 января 2022 года, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Йошкар-Ола" (далее - КУМИ администрации ГО "Город Йошкар-Ола"), осуществляющий функции арендодателя, 1 марта 2022 года направил обществу уведомление об изменении размера арендной платы на 2022 год, полученное 6 апреля 2022 года, согласно которому с 1 января 2022 года годовая арендная плата за земельный участок составляет 1360248, 40 рублей.
Как указывает административный истец, в рассматриваемом случае с учетом двух редакций Порядка (первоначальной, в которой в пункте 22 ставка арендной платы (Сап) для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4 была установлена 52, 06 рублей за кв.м, и от 25 февраля 2022 года, в которой Сап для зоны N 4 в пункте 22 установлена 58, 18 рублей за кв.м.) размер арендной платы изменялся более одного раза в год, что является нарушением пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Основные принципы), в частности принципу предсказуемости расчета размера арендной платы.
Кроме того, установление в подпункте 3 пункта 24 Порядка корректирующего коэффициента (К) 20 по виду использования земельного участка является произвольным, нарушает пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Основные принципы в части принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, а указанный в данном положении вид использования земельного участка "освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет" не предусмотрен действующим законодательством, что является нарушением пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Административный истец ссылается на нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми положениями Порядка, поскольку они позволили арендодателю возложить на общество обязательства по уплате арендной платы в экономически необоснованном размере.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года административно исковое заявление удовлетворено частично; признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 24 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N 290-VII; в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" в части требования о признании недействующим пункта 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 гола N 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части установления ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4 отказано; с Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2250 (две тысячи двести пятьдесят) рублей.
В апелляционном представлении прокурор Республики Марий Эл просит судебное решение отменить, принять новое - об удовлетворении требований в полном объеме. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии оснований для признания недействующим пункта 22 Порядка в оспариваемой административным истцом части в связи с не заявлением им требования о признании недействующим пункта 3 решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25.02.2022 N 310-VII и не ухудшением положения административного истца; административным ответчиком и заинтересованными лицами при принятии изменений решением Собрания депутатов городского округа город Йошкар-Ола" от 25.02.2022 N 310-VII в пункт 22 Порядка не представлены документы о расчете ставок арендной платы, одного лишь указания административного ответчика и заинтересованного лица о необходимости увеличения Сап в размере 50, 21 рублей за квадратный метр для зоны N 4, в связи с инфляционными процессами недостаточно; правомерность расчета данного Сап неизвестна, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлена, проверке судом не подвергнута, указанное свидетельствует о нарушении принципа экономической обоснованности арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на основании п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации; подпункт 3 пункта 24 подлежит признанию недействующим со дня его принятия, поскольку на основании данного акта были реализованы лишь обязанности граждан и организаций по оплате арендной платы за земельные участки, а их право на оплату арендных платежей, установленных в соответствии с основными принципами арендной платы при аренде земельных участков, нарушено.
Административным истцом представлен отзыв, в котором он поддерживает доводы апелляционного представления, просит решение отменить, принять новое - об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ООО "Ваш друг" поддержали изложенное в письменном отзыве, просили решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года отменить, принять новое - об удовлетворении требований в полном объеме
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл и заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - ФИО11 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, с доводами апелляционного представления не согласилась, просила решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) установлено, что одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Устава городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27 ноября 2019 года N 21-VII (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Порядка) (далее - Устав городского округа), городское Собрание является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола", представляет интересы населения и принимает решения, действующие на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
В силу пункта 5 части 1 статьи 25 Устава городского округа в той же редакции в числе исключительных полномочий, которые осуществляет городское Собрание, названо определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Аналогичные положения закреплены и в действующей в настоящее время редакции Устава городского округа.
Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденным решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 апреля 2015 года N 141-М. предусмотрено, что Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" в области земельных отношений, в пределах своем компетенции, осуществляет следующие полномочия: утверждает правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (абзац седьмой пункта 2.2).
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности МО "Город Йошкар-Ола", утвержденный решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N 290-VII, и последующие изменения к нему приняты уполномоченным органом местного самоуправления ГО "Город Йошкар-Ола" в рамках установленной компетенции, с соблюдением процедуры принятия, установленной Уставом городского округа (в редакции на день принятия Порядка) и Регламентом Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденным решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 26 июня 2020 года N 112-VI, и порядка введения в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "Ваш друг" на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного ему во временное владение и пользование на срок 49 лет КУМИ администраций ГО "Город Йошкар-Ола", выступающего от имени муниципального образования "Город Йошкар-Ола", для строительства и размещения культурно-коммерческого центра (том 2 л.д. 7-13).
Письмом от 1 марта 2022 года КУМИ администрации ГО "Город Йошкар-Ола" со ссылкой на пункт 35 Порядка (в редакции от 25 февраля 2022 года) уведомило ООО "Ваш друг" об изменении размера арендной платы по договору аренды на 2022 год, указав, что с 1 января 2022 года арендная плата за земельный участок подлежит уплате в размере 1 360 248, 40 рублей, рассчитанном с учетом площади земельного участка 1 169, 00 кв.м, Сап (в соответствии с номером территориально-экономической зоны 4) в размере 58, 18 рублей за кв.м, корректирующего коэффициента К 20 (том 1 л.д. 28).
Установив, что ООО "Ваш друг" является арендатором находящегося в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола" земельного участка, в отношении которого при расчете арендной платы на 2022 год применены оспариваемые положения Порядка, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Порядком определения размера платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утв. Решением Совета депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.12.2021 N290-II, предусмотрено, что: арендная плата за земельные участки, указанные в пункте 20.2 Порядка, определяется по формуле: А=СапхКхS, где А - размер арендной платы, Сап - ставка арендной платы, К - корректирующий коэффициент в зависимости от вида использования земельных участков; S - площадь земельного участка, предоставленного в аренду (пункт 21 Порядка); для 4-ой территориально-экономической оценочной зоны города "Йошкар-Олы ставка арендной платы (Сап) составляет 52, 06 руб./кв.м. (пункт 22 Порядка); корректирующий коэффициент в зависимости от вида использования земельных участков (К) для вида использования земельных участков "Освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет" составляет 20 (пункт 24 Порядка).
Административным ответчиком представлена пояснительная записка к проекту решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", из которой следует, что проект подготовлен с целью приведения в соответствии с действующим законодательством определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", разработан в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности"; указанный нормативный правовой акт определяет порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", предоставленные в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, или без проведения торгов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в тексте пояснительной записки к проекту решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" отсутствует как обоснование введения коэффициента по виду использования земельного участка "освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет" и самого размера этого коэффициента - 20, так и его финансово-экономическое обоснование, тогда как соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Также является правильным вывод суда первой инстанции, что при введении в Порядок оспариваемого положения муниципальным органом был нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Как верно указал суд первой инстанции, анализ содержания пункта 24 Порядка позволяет утверждать, что он предусматривает действие разных по величине повышающих коэффициентов, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от временного периода освоения участка, что свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по административному делу доказательства в их совокупности, и, установив, что оспариваемое значение корректирующего коэффициента в зависимости от вида использования земельных участков (К) для вида использования земельных участков "Освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет" - 20 административным ответчиком установлено без должного экономического обоснования и с нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта в данной части недействующим.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что установление в оспариваемом пункте 22 Порядка (в редакции от 25 февраля 2022 года) Сап для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы N 4 в размере 58, 18 рублей за кв.м. не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, по следующим основаниям.
Как указано выше, решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 февраля 2022 года N 310-VII (далее - Решение от 25.02.2022 N 310-VII), в Порядок определения размера платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утв. Решением Совета депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.12.2021 N290-I, внесены изменения, в том числе, пункт 22 изложен в редакции, согласно которой ставка арендной платы (Сап) для территориально-экономической зоны N4 города Йошкар-Олы составляет 58, 18 руб./кв.м. (пункт 1.1 Решения от 25.02.2022 N 310-VII).
Административным ответчиком представлена пояснительная записка к проекту решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" "О внесении изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденный Собранием депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N290-VII", согласно которой проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", утверждающий основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, на 2023 год и на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4, 0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года), соответственно 4, 0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года) и соответственно 4, 0 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года).
Суд первой инстанции согласился с расчетом, представленным административным ответчиком и заинтересованным лицом, исходя из которого ставка арендной платы складывалась и утверждалась с учетом коэффициента инфляции на текущий финансовый год (К тек), которая определяется на основании уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (в редакции федерального закона, действующей на 1 января текущего года), по формуле: К тек = 1 + У тек/100, где У тек - уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (в редакции федерального закона, действующей на 1 января текущего года); исходя из уровня инфляции, Сап для территориально-экономической зоны N 4 составила на 2022 год: 50, 21 рублей за кв.м. (Сап с 2017 года) х 1, 1587 (коэффициенты инфляции с 2018 года) = 58, 18 рублей за кв.м, и приходит к выводу, что при установлении оспариваемого размера Сап, по сути, имела место актуализация его размера, действовавшего и применявшегося до 1 января 2022 года, с поправкой на уровень инфляции.
При этом, с учетом того обстоятельства, что ставка арендной платы для территориально-экономической зоны N 4 в размере 50, 21 рублей за кв.м. действовала с 2017 года, применялась в правоотношениях между арендодателем КУМИ администрации ГО "Город Йошкар-Олы и различными арендаторами земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию, в том числе административным истцом, в период ее применения не была оспорена в установленном законом порядке и вопросы по обоснованности установления как данной Сап, так и ранее действовавших ставок, которые явились исходными данными, подвергавшимися корректировке в связи с инфляционными процессами, у лиц, участвующих в деле, не возникли, при этом представлены документальные сведения, свидетельствующие о том, что в 1991 году проводилась комплексная экономическая оценка городской земли, на основании которой были установлены первоначальные размеры арендной платы за ее использование, суд первой инстанции пришел к выводу, что установление в оспариваемом пункте 22 Порядка в редакции от 25 февраля 2022 года ставки арендной платы для территориально-экономической зоны N 4 в размере 58, 18 рублей за кв.м. произведено административным ответчиком с соблюдением принципа экономической обоснованности.
Принимая во внимание, что пояснительная записка, представленная стороной административного ответчика в подтверждение экономической обоснованности установления ставки арендной платы (Сап) для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы N 4 на 2022 год в размере 58, 18 руб, какого-либо расчета, в том числе и приведённого в обжалуемом судебном акте, не содержит, отсутствует обоснование принятия при расчете и ставки арендной платы (в размере 58, 18 руб./кв.м.) в качестве исходной ставки арендной платы 50, 21 руб./кв.м. (Сап с 2017 года), и коэффициентов инфляции с 2018 года (1, 1587), а также отказа от использования в расчетах ставки арендной платы (52, 06 руб./кв.м.), утвержденной Решением Совета депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.12.2021 N290-I, в которое были внесены изменения решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 февраля 2022 года N 310-VII, судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об актуализации в оспариваемой норме размера ставки арендной платы, действовавшей и применявшейся до 1 января 2022 года, с поправкой на уровень инфляции согласиться не может.
Каких-либо документов и расчетов, касающихся экономического обоснования ставки арендной платы, проект решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" "О внесении изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденный Собранием депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 года N290-VII" не содержал, и на соответствующем заседании Собрания депутатов не обсуждалось и не рассматривалось.
Вместе с тем проводившаяся в 1991 году комплексная экономическая оценка городской земли, на основании которой были установлены первоначальные размеры арендной платы за ее использование (том 2, л.д. 63-65оборот), содержащая не ставки арендной платы, а размеры ежегодной арендной платы, исчисляемые в тысячах рублей за гектар, не может быть принята в качестве экономического обоснования ставки арендной платы, утв. решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 февраля 2022 года N 310-VII.
В отсутствие экономического обоснования ставки арендной платы, как определенной оспариваемым нормативным правовым актом, так и принятой судом первой инстанции за исходную (50, 21 руб./кв.м.), судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об установлении в оспариваемом пункте 22 Порядка в редакции от 25 февраля 2022 года ставки арендной платы для территориально-экономической зоны N 4 в размере 58, 18 рублей за кв.м. с соблюдением принципа экономической обоснованности.
В отсутствие экономического обоснования установление в оспариваемом пункте 22 Порядка (в редакции от 25 февраля 2022 года) Сап для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы N 4 в размере 58, 18 рублей за кв.м. является произвольным, противоречащим вышеприведенным положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт в данной части подлежит признанию недействующим.
Исходя из изложенного, решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" о признании недействующим пункта 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 гола N 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части установления ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4, подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении административного искового заявления в данной части.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая вывод суда первой инстанции, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, с которым согласилась судебная коллегия, исходя из того, что данный нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, суд апелляционной инстанции находит пункт 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 гола N 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части установления ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4 подлежащим признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 июля 2018 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, обеспечиваемое доведением такого решения суда до сведения широкого круга лиц в надлежащем порядке (пункт 2 части 4 статьи 215 и часть 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и возможностью пересмотра в установленных случаях состоявшихся судебных решений, основанных на этом акте.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", признание нормативного правового акта не действующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
В пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 г, отмечено, что, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Принимая во внимание, что необходимость признания нормативного правового акта не действующим со дня вступления решения в законную силу обусловлена тем, что ранее данный акт действовал и применялся для регулирования правоотношений в соответствующей области, применение при расчете арендной платы за пользование земельным участком ставки арендной платы и повышающего коэффициента, признанных не соответствующими федеральному законодательству, за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления, не должно препятствовать административному истцу, который по незаконному акту был обязан осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, то есть расчет арендной платы должен производиться исходя из принципа неправомерности применения положений пункта, признанного не соответствующим федеральному законодательству и не подлежащего применению за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления.
В силу положений части 2 статьи 103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены в статье 333.19 НК РФ.
При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4500 рублей (подпункт 6 пункта 1 названной статьи).
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что при подаче административного иска об оспаривании нормативного правового акта на размер государственной пошлины не влияет то обстоятельство, оспаривается ли данный акт полностью или частично.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса).
С учетом приведенных норм права и их официального толкования решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2021 года изменить в части распределения судебных расходов подлежит изменению с взысканием с Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу ООО "Ваш друг" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 4500 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" о признании не действующим пункта 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 гола N 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части установления ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4.
Принять в отмененной части новое решение.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2021 гола N 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы N 4.
Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года изменить в части распределения судебных расходов, взыскав с Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ваш друг" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.