Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Лядова В.Л. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 28 апреля 2022 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Кондратенко Александра Александровича об оспаривании бездействия "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и начальника "данные изъяты" связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением на именной накопительный счет участника НИС (далее - ИНС) сумм инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, вышеназванное административное исковое заявление удовлетворенно частично.
Суд признал незаконным бездействие начальника "данные изъяты", выразившееся в несвоевременном включении Кондратенко А.А. в реестр участников НИС, обязав ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет сумм инвестиционного дохода, подлежащих учёте на ИНС Кондратенко А.А. за период с 10 июля 2010 г. по 30 декабря 2019 г. и истребовать из Министерства обороны Российской Федерации денежные средства на указанные цели. На Министерство обороны Российской Федерации судом возложена обязанность по перечислению для учёта на ИНС Кондратенко А.А. денежных средств в размере, рассчитанном ФГКУ "Росвоенипотека".
В удовлетворении требований о признании незаконными бездействий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с несвоевременным включением в реестр участников НИС и отказом в начислении инвестиционного дохода, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 августа 2022 г, представитель административного ответчика, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), утверждает о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку о возможном нарушении своих прав он узнал не позднее 30 декабря 2019 г, то есть с даты ознакомления с уведомлением о включении в реестр участников НИС.
Обращает внимание на то, что в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета участникам НИС, которые были включены в реестр участников несвоевременно, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В свою очередь, по мнению автора жалобы, является незаконным возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению на ИНС Кондратенко А.А. сумм инвестиционного дохода, рассчитанных ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку действиями Министерства обороны Российской Федерации права и свободы административного истца не нарушались, а исполнение возложенной обязанности нанесет материальный ущерб государству.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационного обращения.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
В соответствии с п. 1. ч. 2 ст. 9 Федерального закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - получение первого воинского звания офицера.
В соответствии с ч. 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в подп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 этих правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, п. п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона.
В соответствии с п. 16 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 января 2009 N 30, действовавшей в период возникновения у административного истца основания для включения в реестр участников НИС, (далее - Инструкция) на лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования после 1 января 2009 года, кроме направляемых в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, личные карточки участников, а также списки формируются в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Личные карточки участников приобщаются к личному делу.
Согласно п. 17 и 18 той же Инструкции списки на выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования представляются по подчиненности в соответствующий орган военного управления военными образовательными учреждениями профессионального образования не позднее 10 рабочих дней со дня присвоения выпускникам воинского звания офицера.
Сводные списки для включения в реестр направляются органами военного управления в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях, производящий внесение записи о включении военнослужащего в реестр не позднее 10 рабочих дней со дня представления сводного списка.
Таким образом, основанием для включения военнослужащего, окончившего военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования и заключившего первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, является получение таким военнослужащим первого воинского звания офицера. При этом закон не предусматривает выполнения военнослужащим названной категории каких-либо специальных действий для своевременного включения в реестр участников НИС.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Кондратенко А.А. в период с 1 августа 2005 г. по 10 июля 2010 г. проходил обучение в "данные изъяты". Первый контракт о прохождении военной службы сроком на время обучения в военном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания заключил 16 июня 2008 г.
В связи с окончанием "данные изъяты" 10 июля 2010 г. Кондратенко А.А. приказом Министра обороны Российской Федерации в указанную дату присвоено первое офицерское "звание". Данное обстоятельство в силу требований п. 1. ч. 2 ст. 9 Федерального закона являлось основанием для включения Кондратенко А.А. в реестр участников НИС.
Между тем, в указанный реестр административный истец был включен лишь 30 декабря 2019 г, хотя и с датой возникновения основания 10 июля 2010 г.
С момента окончания "данные изъяты" и по настоящее время Кондратенко А.А. проходит военную службу в "данные изъяты".
В связи с достижением общей продолжительности военной службы 20 лет Кондратенко А.А. 10 ноября 2020 г. и 23 июля 2021 г. получены учтённые на ИНС накопления в общей сумме "данные изъяты"
При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела на основании сведений, представленных ФГКУ "Росвоенипотека", инвестиционный доход на ИНС административного истца начислялся с 1 квартала 2020 г.
Полагая действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с неначислением инвестиционного дохода за период с 10 июля 2010 г. по 30 декабря 2019 г. незаконными, Кондратенко А.А. обратился с административным иском в суд.
Определением гарнизонного военного суда от 9 февраля 2022 г. произведена замена административного ответчика с "данные изъяты" его правопреемником "данные изъяты".
Удовлетворяя административный иск в части признания незаконным бездействия начальника "данные изъяты", выразившегося в несвоевременном включении Кондратенко А.А. в реестр участников НИС, суды обоснованно исходили из того, что в силу требований вышеприведённых нормативно-правовых актов обязанность по его своевременному включению в указанный реестр была возложена именно на указанное должностное лицо, а её невыполнение привело к уменьшению размера сумм инвестиционного дохода, подлежащего учету на ИНС административного истца.
Верными являются и выводы судов о возложении на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по расчету денежной суммы инвестиционного дохода, подлежащего учету на ИНС административного истца, а на Министерство обороны Российской Федерации - по ее перечислению.
Указанные выводы судов основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Вопреки доводам автора жалобы, суды пришли к правильным выводам о том, что Кондратенко А.А. установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения с административным иском не пропущен, поскольку он продолжает проходить военную службу, являясь участником НИС, в связи с чем вправе требовать устранения нарушения его права, связанного с реализацией данного правового статуса, ранее возникшего и в настоящее время не утраченного.
Утверждение представителя административного ответчика об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Ошибочным является и утверждение представителя административного ответчика в кассационной жалобе о незаконности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению на ИНС административного истца суммы неначисленного инвестиционного дохода.
Так, в соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о необходимости возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению Кондратенко А.А. возможности получить к выплате сумму неначисленного инвестиционного дохода.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом состоявшихся судебных актов, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-4/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Трофимовой А.А. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 октября 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Л. Лядов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.