Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Лядова В.Л. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-17/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой Ольги Юрьевны на решение Ставропольского гарнизонного военного от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 июня 2022 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Ризаханова Раджи Агабалаевича об оспаривании бездействия руководителя "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), выразившегося в неначислении на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - ИНС) сумм инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, вышеназванное административное исковое заявление удовлетворенно частично.
Суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в непринятии мер по учету инвестиционного дохода, подлежащего начислению на именной накопительный счет (далее - ИНС) административного истца за период с 17 февраля 2011 г. по 30 сентября 2017 г, обязав указанное учреждение произвести расчет суммы этого дохода при условии своевременного включения Ризаханова Р.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и обеспечить ее выплату.
В удовлетворении требования о производстве расчета инвестиционного дохода за период с 1 октября 2017 г. по 21 ноября 2018 г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 сентября 2022 г, представитель административного ответчика, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), утверждает о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку о возможном нарушении своих прав он узнал не позднее мая 2019 г, когда им было получено свидетельство о праве участника НИС на получение целевого-жилищного займа.
Также заявитель обращает внимание на то, что в настоящее время законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода участникам НИС, которые были включены в реестр несвоевременно, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного иска не имелось.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
В соответствии с ч. 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом N 117-ФЗ, являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 117-ФЗ участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в подп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 этого же Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона N 117-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 этих правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г.), который является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, подп. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что первый контракт о прохождении военной службы во "данные изъяты" Ризахановым Р.А. был заключен с 11 июня 2009 г. сроком на три года. В последующем Ризахановым Р.А. 24 сентября 2010 г. заключен контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации. 3 ноября 2010 г. Ризаханов Р.А. был уволен с военной службы в запас.
17 февраля 2011 г. административный истец вновь поступил в добровольном порядке на военную службу из запаса. Данное обстоятельство в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона, являлось основанием для включения Ризаханова Р.А. в реестр участников НИС.
Между тем, в указанный реестр Ризаханов Р.А. включен только 6 сентября 2017 г, с датой возникновения основания для включения в реестр - 17 февраля 2011 г.
1 мая 2019 г. административным истцом получено свидетельство о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа, а 2 ноября 2021 г. ему произведена выплата накоплений, учтенных на его ИНС в размере "данные изъяты".
При этом согласно сведениям, представленным административным ответчиком, инвестиционный доход на ИНС административного истца учитывался с 4 квартала 2017 г. по 3 квартал 2021 г. (т.1 л.д.63).
Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив вышеприведённые нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о незаконности бездействия ФГКУ "Росвоенипотека", связанного с непринятием мер по учету на именном накопительном счете административного истца суммы инвестиционного дохода с даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС, то есть за период с 17 февраля 2011 г. по 30 сентября 2017 г, указав на то, что обжалуемое бездействие административного ответчика нарушают жилищные права Ризаханова Р.А.
При этом отказывая в удовлетворении административного иска в части начисления инвестиционного дохода за период с 1 октября 2017 г, суды обоснованно исходили из того, что начиная с 1 октября 2017 г. на ИНС административного истца начисление инвестиционного дохода производилось в установленном законом порядке.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого обоснованно согласился и суд апелляционной инстанции, правильно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину дохода от инвестирования, который был бы начислен Ризаханову Р.А. при своевременном включении его в реестр участников НИС.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к действиям государства, гарантирующим принятие решений на основе закона, ответственный подход к оценке фактических обстоятельств, с которыми связано возникновение прав, и оформлению документов, подтверждающих наличие условий их реализации.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, а в силу ч. 1.1 той же статьи если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Вопреки доводам автора жалобы, суды пришли к правильным выводам о том, что Ризахановым Р.А. установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения с административным иском не пропущен, поскольку он на момент обращения с административным иском проходил военную службу, являясь участником НИС, в связи с чем вправе был требовать устранения всяких нарушений его прав, связанных с реализацией данного правового статуса.
Утверждение представителя административного ответчика об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС несвоевременно включенных в реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом состоявшихся судебных актов, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 июня 2022 г. по административному делу N 2а-17/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Сутковецкой О.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 октября 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Л. Лядов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.