Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, поступившую в суд первой инстанции 27 июля 2022 года, на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах Дубовской М.В, несовершеннолетних: Кавтя О.А, Кавтя М.А, Кавтя В.А, Кавтя В.А. к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации Лабинского городского поселения Лабинского района - Мальцевой С.С, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Лабинской межрайонной прокуратуры Осипов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Дубовской М.В, несовершеннолетних: Кавтя О.А, Кавтя М.А, Кавтя В.А, Кавтя В.А. к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 декабря 2021 года административное исковое заявление прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры удовлетворено.
Судом признано незаконным бездействие администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по обеспечению инфраструктурой (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, дорожные сооружения) земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" предоставленного Дубовской М.В. и членам ее семьи несовершеннолетних: Кавтя М.А, Кавтя О.А, Кавтя В.А, Кавтя В.А. в собственность.
Суд обязал администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района устранить указанные нарушения по обеспечению указанного земельного участка вышеуказанной инфраструктурой.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года оставлено без изменения решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Лабинского городского поселения - Мальцева С.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции участвовал представитель администрации Лабинского городского суда Краснодарского края по доверенности Мальцева С.С, доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции участвовала прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю, доводам кассационной жалобы возражала, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной проверки установлено, что постановлением главы администрации Лабинского городского поселения от 28 января 2019 N 78 Дубовской М.В. и членам ее семьи: дочери Кавтя О.А, "данные изъяты", дочери Кавтя М.А, "данные изъяты", дочери Кавтя В.А, "данные изъяты", сыну Кавтя В.А. "данные изъяты", на основании договора предоставлен в аренду на 20 лет земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу "адрес"
Также установлено, что постановлением администрации Лабинского городского поселения от 14 апреля 2021 года N 344 договор аренды прекращен, указанный земельный участок предоставлен Дубровской М.И. в собственность, а также право собственности зарегистрировано 05 мая 2021 года запись N
Согласно сведениям администрации Лабинского городского поселения от 28 сентября 2021 исх. N 5099/01-21 на земельных участках, расположенных на территории 4 "адрес" - инфраструктура отсутствует.
Администрацией Лабинского городского поселения в целях развития индивидуального жилищного строительства в 2016 году утверждены две муниципальные целевые программы: "Развитие инфраструктуры микрорайона "Виноградный-2" Лабинского городского поселения Лабинского района на 2017-2022 годы" и "Развитие инфраструктуры микрорайона "Северный" Лабинского городского поселения Лабинского района на 2017-2022 годы" в числе программных мероприятий предусмотрено газоснабжение, водоснабжение и водоотведение микрорайонов, строительство автодорог.
Проведенным анализом установлено, что с 2018 года программные мероприятия перечисленных муниципальных целевых программ не исполняются.
Кроме того, обеспечение инфраструктурой района "Бывших садов" не предусмотрено программными мероприятиями.
Согласно целевым программам утвержденным в новой редакции в 2020 году: постановление администрации от 03 июля 2020 года N 596 "О внесении изменений в постановление администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 10 октября 2016 года N 14403 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие инфраструктуры микрорайона "Виноградный-2" Лабинского городского поселения Лабинского района на 2017-2022 годы" и постановление администрации от 25 июня 2020 года N 578 "О внесении изменений в постановление администрации Лабинского городского поселения Лабинского района 10 октября 2016 года "Развитие инфраструктуры микрорайона "Северный" Лабинского городского поселения Лабинского района на 2017-2022 годы".
Внесенными изменениями на 2021 год предусмотрено бюджетное финансирование программных мероприятий в объеме 2 269, 544 тысяч рублей и 2 896, 6 тысяч рублей соответственно.
На момент проведения анализа указанные бюджетные средства на реализацию целевых программ не выделены, программные мероприятия не исполняются, микрорайоны "Виноградный-2" и "Северный" инфраструктурой не обеспечены, что препятствует предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
13 сентября 2021 года главе администрации Лабинского городского поселения внесено представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении льготной категории граждан земельными участками.
14 октября 2021 года в межрайонную прокуратуру поступила информация администрации Лабинского городского поселения от 12 октября. 2021 года о рассмотрении представления, согласно которой мер к обеспечению земельных участков, расположенных на территории Бывших садов, в том числе и земельного участка, предоставленного Дубовской М.И, не принято и не планируется.
Земельный участок с кадастровым номером 23:46:0201006:170, расположенный по адресу: Краснодарский край г. Лабинск, ул. имени Козлова, д. 1, предоставлен семье из числа земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории Лабинского городского поселения.
Предоставление на льготных условиях, семьям с тремя и более детей земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в отсутствие инженерной инфраструктуры не отвечает требованиям федерального законодательства.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что действия администрации Лабинского городского поселения не согласуются с положениями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 39 КАС Российской Федерации установлено, что прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно определено Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территории городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой " инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 N 372; подпункты 3, 4 пункта 17).
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 ГК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 N 83.
Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора, поскольку установлено незаконное бездействие со стороны администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по обеспечению земельного участка, выделенного Дубовской М.В, инфраструктурой: водоснабжением, водоотведением, газоснабжением, электроснабжением и дорогой.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 06 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.