Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Васильевой М.С, к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Государственному казенному образовательному учреждению Краснодарского края "Специальная (коррекционная) школа N 10 города Белореченска" о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края, поступившему в суд 11 августа 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Шаповалову О.Ю, поддержавшую доводы кассационного представления, представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Усанову О.Ф, представителя ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа N10 г. Белореченска Краснодарского края Лиманскую Е.Н, возражавших против отмены судебного акта суда апелляционной инстанции, судебная коллегия
установила:
Белореченский межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах несовершеннолетней Васильевой М.С, обратился в суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N10 г. Белореченска о взыскании компенсации на бесплатное двухразовое горячее питание за период с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г.
Требования мотивированы тем, что рамах проведенной по заявлению Васильевой С.Н. проверки установлено, что Васильева М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом, которая с 29 июня 2017 г, на основании заключения комиссии, обучается в ГКОУ Краснодарского края специальной (коррекционной) школе N 10 г. Белореченска, и по состоянию здоровья, с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г. находится на домашнем обучении, и в силу требований действующего законодательства обеспечивается сухим пайком, или компенсацией за питание. Однако соответствующей компенсации ребенок не получила, в связи с чем обратились в суд.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2021 г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационном представлении прокуратура Краснодарского края просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 г, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Требования мотивирует тем, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, так как статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования, что не было учтено судом при принятии оспариваемого решения. Отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 22 августа 2021 г. прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 г. "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. Судом апелляционной инстанции не учтено, что горячее питания организовано в образовательном учреждении для фактически пребывающих учащихся школы. Несовершеннолетняя Васильева М.С. в силу обучения на дому и инвалидности не имела возможности получать горячее питание в образовательной организации.
Третье лицо - Васильева М.С, ее законный представитель Васильев С.Н, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что несовершеннолетняя Васильева М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, с 29 июня 2017 г. обучается в ГКОУ Краснодарского края Специальная (коррекционная) школа N 10 г. Белореченска, а с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г. по индивидуальному учебному плану на дому, однако, поскольку она не посещает школу, не была обеспечена ни горячим питанием в школьной столовой, ни сухим пайком.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд Белореченского межрайонного прокурора по обращению представителя несовершеннолетнего, которая ранее, обращалась к руководству образовательного учреждения с просьбой разъяснить порядок организации питания ребенка, компенсации, однако получила отказ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона РФ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае", пришел к выводу, что Васильева М.С, являющаяся ребенком-инвалидом, и получавшая образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием здоровья, не была обеспечена мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, в связи с чем подлежит взысканию денежная компенсация.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции указав, что возможность замены питания денежной компенсацией не была предусмотрена Порядкомобеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466 в редакции, актуальной на 22 августа 2021 г, а введена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 г. N 485, где внесены соответствующие изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466 в части возможности получения денежной компенсации взамен предоставленного питания в натуре.
Таким образом, судебная коллегия признала необоснованным вывод суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчиков (Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N10 г. Белореченска) выплатить денежную компенсацию за период с 1 ноября 2019 г. по 22 мая 2021 г, на основании пункта 4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466, поскольку указанным нормативным правовым актом не была предусмотрена возможность выплаты таковой взамен горячего питания в натуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно принципам указанного Кодекса, местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого недостаточность собственных средств на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, при этом, согласно положениям Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на образование. Обязанность создавать социально-экономические условия для получения образования возложена на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора оставили без внимания и надлежащей оценки то обстоятельство, что вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного среднего общего образования, включающего в себя обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, отнесены к вопросам местного значения муниципального района, в связи с чем суду необходимо правильно разрешить вопрос о субъектном составе лиц, участвующих деле.
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N1241, министерство осуществляет функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета.
Таким образом, сумма компенсации является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации, а образовательное учреждение, в котором обучается Васильева М.С, подведомственно Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
В соответствии с части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Васильевой М.С, обучающейся на дому, права требовать предоставления денежной компенсации стоимости горячего питания привел к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
Так, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ, право на бесплатное питание, как таковое, в государственных образовательных организациях Краснодарского края имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466 (в редакции от 24 сентября 2019 г.) утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Пунктом 4 приложения N1 вышеуказанного постановления, предусмотрена выплата денежной компенсации при отсутствии горячего питания, а также при наличии только одноразового горячего питания обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере, эквивалентном стоимости горячего питания за каждый день.
Конкретный размер компенсации устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из нормативов, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решением городской Думы Краснодара от 28 января 2010 г. N 69 пунктом 5 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 1 указанного Порядка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях на дому, бесплатное двухразовое питание может быть заменено компенсацией в размере стоимости двухразового питания.
Как следует из искового заявления, истцом заявлены требования о взыскании компенсации за питание за период с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г.
Возможность замены питания денежной компенсацией не была предусмотрена Порядком в редакции, актуальной на 25 мая 2020 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 г. N 485 внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N466, Приложение 1 дополнено пунктом 5 следующего содержания:
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация), осваивающим адаптированные основные общеобразовательные программы в форме индивидуального обучения на дому (далее - обучающиеся на дому), не посещающим занятия (уроки) в образовательной организации на основании заключения медицинской организации по заболеваниям, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, выплачивается денежная компенсация.
Конкретный размер денежной компенсации устанавливается образовательной организацией в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Количество дней денежной компенсации обучающимся на дому рассчитывается исходя из количества учебных дней в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, нахождения ребенка в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во внеканикулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся на дому находится на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 12 августа 2021 г. прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 г. "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Приведенные выше нормы материального права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не учтены.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.