Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Паниной Т.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года, вынесенное в отношении исполняющей обязанности директора Алуштинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее - Алуштинский филиал ГУП РК "Вода Крыма", предприятие) Паниной Тамары Валентиновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года исполняющая обязанности директора Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" Панина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Панина Т.В. просит отменить состоявшийся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебный акт, считая его незаконным, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Паниной Т.В. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).
Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Крым введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 4.4 СанПиН 3.1.3597-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СанПиН 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 6.2 и 6.3 СанПиН 3.1.3597-20, профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне. Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
Исходя из пункта 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала.
Пунктом 10.22.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что состав и площадь помещений здравпунктов предприятий и учреждений определяются заданием на проектирование с учетом численности обслуживаемого контингента и видами медицинской деятельности; помимо медицинских кабинетов, предусматриваются бытовые помещения для персонала; в здравпунктах должны соблюдаться правила противоэпидемического режима в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
В пункте 4.3 санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65, определено, что при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 63 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций".
Как следует из материалов дела, 7 декабря 2020 года в ходе проведения эпидемиологического расследования случаев заболевания новой короновирусной инфекции среди работников Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" выявлены нарушения статей 11, 24, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, пунктов 4.1, 4.4, 6.2, 6.3 СанПиН 3.1.3597-20, пунктов 3.1, 10.22 СанПиН 2.1.3.2630-10, пункта 8.1 СанПиН 3.1.2, 3117-13, пунктов 4.3 СанПиН 3.1/3.2.3146-13, а именно:
- в транспортном участке по адресу: "адрес", для обработки поверхностей используется гипохлорид натрия 0, 5%, на который отсутствует инструкция по применению. В помещении диспетчерской, которая используется как медицинский кабинет, где осуществляется предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей, стены оклеены обоями, полы линолеумные в трещинах, что исключает возможность проведения качественной влажной уборки и дезинфекции помещения, также архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности не обеспечивают оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемиологического режима и труда медицинского персонала, при эксплуатации вышеуказанных производственных зданий, сооружений и оборудования не обеспечены безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и в полном объеме не осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней. Не созданы условия для регулярного обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха - отсутствуют в наличии приборы для обеззараживания воздуха. В помещении для приема пищи, бытовке для водителей и слесарей в использовании дезинфицирующие средства, которые хранятся в емкостях без наименования дезсредства, нет инструкции по применению. Запас масок (одноразовых) составляет 35 штук, что не удовлетворяет пятидневный запас из расчета замены масок каждые 3-4 часа в смену для 20 человек - работников на транспортном участке;
- на комплексе канализационных очистных сооружений п. Утес по адресу: "адрес", в использовании сотрудниками применяется дезинфекционное средство "Aseptic", который помещен в емкость без маркировки, нет инструкции по применению. Запас одноразовых масок для защиты органов дыхания составляет 11 штук, что не удовлетворяет пятидневный запас из расчета замены масок каждые 3-4 часа в смену для 10 человек - работников комплекса канализационных очистных сооружений п. Утес. Не созданы условия для регулярного обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха - отсутствуют в наличии приборы для обеззараживания воздуха;
- на комплексе канализационных очистных сооружений г. Алушта по адресу: "адрес", применяется сотрудниками "антибактериальный спрей", который помещен в емкость без маркировки, нет инструкции по применению. Запас одноразовых масок для защиты органов дыхания составляет 50 штук, что не удовлетворяет пятидневный запас из расчета замены масок каждые 3-4 часа в смену от 12 до 17 чел. - для работников комплекса канализационных очистных сооружений г. Алушта. Не созданы условия для регулярного обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха - отсутствуют в наличии приборы для обеззараживания воздуха.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.51-53), копией приказа о проведении противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания (л.д.8), копией письма от 3 декабря 2020 года (л.д.9), копией акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни (л.д.10-13), фотоматериалом (л.д.14-18), копией приказа от 2 декабря 2020 года о назначении Паниной Т.В. (л.д.20) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судьи городского суда о наличии в деянии исполняющей обязанности директора Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" Паниной Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод Паниной Т.В. о том, что вмененное ей нарушение пункта 4.4 СанПиН 3.1.3597-20, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду их рекомендательного характера, несостоятелен.
Данные правила утверждены в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации. Соблюдение установленных этими правилами требований обязательно. К числу противоэпидемических мероприятий относятся меры, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, невыполнение которых является нарушением статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в обжалуемом судебном акте на нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, выразившееся, в том числе в отсутствии оборудования для обеззараживания воздуха, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного названной выше нормой.
Кроме того, на момент выявления правонарушения уполномоченным лицом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принято решение о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге инфекционного заболевания по адресам филиала юридического лица.
Вопреки утверждениям заявителя, недостаточное финансирование не может быть признано основанием для освобождения руководителя юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований по обеспечению эпидемиологических требований, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, и не ставят под сомнение наличие в действиях исполняющей обязанности директора Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" Паниной Т.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей городского суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Паниной Т.В. к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены либо изменения по доводам жалобы состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года в части назначенного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Как усматривается из материалов дела, судьей городского суда при назначении Паниной Т.В. административного наказания приведенные правовые нормы не учтены.
Санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, также то, что назначенный размер штрафа может повлечь избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств данного дела размер штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, то есть с учетом положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Снижение размера санкции до 25 000 рублей соответствует характеру допущенного правонарушения, степени вины правонарушителя, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
Постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года, вынесенное в отношении исполняющей обязанности директора Алуштинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Паниной Тамары Валентиновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного исполняющей обязанности директора Алуштинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Паниной Тамаре Валентиновне административного штрафа с 50 000 рублей до 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Захарова Т.Л. N 5-275/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-2905/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.