Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-33/2022 (УИД: 55RS0021-01-2022-000034-30) по иску Стегнюшина Александра Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно, по кассационной жалобе Стегнюшина Александра Николаевича на решение Муромцевского районного суда Омской области от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стегнюшин Александр Николаевич (далее - Стегнюшин А.Н, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПРФ по Омской области, ответчик) о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований Стегнюшин А.Н. указал, что 9 августа 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением органа пенсионного фонда от 19 августа 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчик не включил в его специальный стаж следующие периоды работы: с 1 января 1990 г. по 26 апреля 1990 г, с 19 октября 1991 г. по 31 октября 1993 г. - в качестве газоэлектросварщика в Муромцевском районном управлении Иртышского речного пароходства; с 13 июля 2000 г. по 31 октября 2011 г, с 1 мая 2012 г. по 22 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015г. по 20 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017г. по 21 ноября 2017 г. в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда у индивидуального предпринимателя О. (далее ? ИП О.) Считает, что орган пенсионного фонда незаконно исключил из его специального стажа вышеуказанные периоды, поскольку в спорные периоды он исполнял обязанности электросварщика (электрогазосварщика) надлежащим образом, уплата страховых взносов не входит в обязанности работника и не может быть условием для назначения и выплаты истцу положенной по закону страховой пенсии по старости.
Стегнюшин А.Н. просил суд включить в его специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда у ИП О. с 13 июля 2000 г. по 31 октября 2011 г, с 1 мая 2012 г. по 22 ноября 2012г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014г, с 13 мая 2015 г. по 20 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 9 августа 2021 г.
Решением Муромцевского районного суда Омской области от 4 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. в удовлетворении заявленных Стегнюшиным А.Н. к ОПФР по Омской области исковых требований о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно, отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Стегнюшин А.Н. просит об отмене решения Муромцевского районного суда Омской области от 4 марта 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г.
В обоснование доводов жалобы Стегнюшин А.Н. указывает, что записи в трудовой книжке заявителя полностью соответствуют трудовой функции, в отношении которой установлен льготный порядок исчисления стажа для назначения пенсии в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Трудовые договоры, имеющиеся в деле, содержат сведения о трудовой функции и прочие условия, указанные в ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормы об обеспечении работника специальной одеждой, назначении ему дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда, распространении на него льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Указывает, что согласно представленным в дело доказательствам Стегнюшин А.Н. работал у О. полный рабочий день в качестве электросварщика по основному месту работы, Стегнюшин А.Н. мог работать больше нормальной продолжительности рабочего времени, но никак не меньше. Указывает, что профессия сварщика включена в Список производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда в качестве льготируемой (электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Работа сварщика предусматривает воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов не зависимо от указания их в трудовом договоре. Полагает, что нарушение ИП О. своих обязательств по подаче в пенсионный орган сведений о выполнении работниками работы в специальных условиях и неуплата ИП О. страховых взносов, соответствующих условиям труда своих работников, свидетельствует о ненадлежащем выполнении работодателем своих обязательств.
Указывает, что никакой иной работой, кроме работы сварщика Стегнюшин А.Н. не занимался на протяжении спорного периода, что подтверждается представленными в материалы дела копиями трудовых договоров, трудовой книжкой.
Полагает, что совокупность представленных истцом документов в обоснование заявленных им требований, а именно копии трудовой книжки, трудовых договоров, удостоверения сварщика, показания свидетеля, по мнению заявителя кассационной жалобы, подтверждают выполнение истцом работ в спорный период в специальных условиях, стаж работы на которых подлежит учету в специальном страховом стаже для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Указывает, что суды, не приняв представленные истцом в материалы дела доказательства, а именно трудовую книжку и трудовые договоры в подтверждение работы истца в специальных условиях, никак не мотивировали и не указали причины, по которым были отклонены представленные истцом доказательства и документы. С учетом изложенного, полагает неправомерным отказ судов в удовлетворении заявленных Стегнюшиным А.Н. требований.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Стегнюшин А.Н, просил кассационную жалобу рассмотреть в его отсутствие, представитель ответчика ОПФР по Омской области, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 9 августа 2021 г. Стегнюшин А.Н, ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) (далее - УПФР в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) от 19 августа 2021 г. N истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом, в специальный страховой стаж истца пенсионным органом не включены, в том числе, периоды работы с 13 июня 2000 г. по 31 октября 2011г, с 1 мая 2012 г. по 22 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 20 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда у ИП О.
При таком подсчете страховой стаж истца составил 34 года 10 месяцев 1 день, стаж на соответствующих видах работ 11 лет 3 месяца 28 дней.
Полагая указанное решение пенсионного органа нарушающим его пенсионные права, Стегнюшин А.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований Стегнюшина А.Н. о включении в его специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда у ИП О. с 13 июня 2000 г. по 31 октября 2011г, с 1 мая 2012 г. по 22 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 20 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. и о признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, суд первой инстанции исходил из того, что представленными доказательствами истцом не подтверждена полная занятость истца в заявленные периоды на работах с тяжелыми условиями труда, при том, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорные периоды трудовой деятельности в особых условиях страхователем не подтверждены, основание (код) льготы не проставлены, начиная с 2013 года дополнительные страховые взносы работодателем не оплачены.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65
и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Спорные периоды работы истца в должности электросварщика ручной сварки 5 разряда у ИП О. с 13 июня 2000 г. по 31 октября 2011г, с 5 мая 2012 г. по 21 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 21 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. приходятся на период действия Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N2 от 26 января 1991 г. N10).
В данном списке поименованы газосварщики (раздел XXXIII "Общие профессии" позиция 23200000-11620), электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19756), электросварщики ручной сварки (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19906).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях")
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 5 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Поскольку периоды работы Стегнюшина А.Н. с 13 июня 2000 г. по 31 октября 2011г, с 5 мая 2012 г. по 21 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 21 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. электросварщиком 5 разряда ручной сварки у ИП О. имели место после 1 января 1992 г, суды первой и апелляционной инстанции верно указали на необходимость документального подтверждения характера выполняемой истцом работы, занятости в течение полного рабочего дня на соответствующих работах - на резке и ручной сварке, наличие сведений персонифицированного учета, подтверждающих льготный характер работы истца, а также для периодов работы истца после 1 января 2013 г. необходимо установить начисление и уплату работодателем дополнительного тарифа.
Из материалов дела следует, что Стегнюшин А.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10 декабря 1999 г.
Следовательно, с указанной даты, обстоятельства подтверждения льготного характера работы подлежат установлению по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, подлежащих оценке наряду с совокупностью иных письменных доказательств.
Факт льготного характера работы истца на условиях полной занятости в спорные периоды трудовой деятельности, работодателем (индивидуальным предпринимателем О.), несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости по сведениям индивидуального персонифицированного учета не подтвержден. Спорные периоды трудовой деятельности отражены работодателем по данным указанного учета без указания кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам работодателем в отношении истца не начислялись и не уплачивались.
Вместе с тем, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП О. осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 4 апреля 2000 г. по 5 декабря 2017 г. Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя О. являлось производство котлов центрального отопления.
Согласно записям в трудовой книжке, Стегнюшин А.Н. работал у ИП О. в должности электросварщика 5 разряда ручной сварки по трудовым договорам в периоды с 13 июля 2000 г. по 31 октября 2011г, с 5 мая 2012 г. по 21 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 21 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. Из представленных в материалы дела трудовых договоров, заключенных между ИП О. и работником Стегнюшиным А.Н. следует, что в спорные периоды истец работал у ИП О. в должности электросварщика 5 разряда ручной сварки.
Вместе с тем, сведения об отнесении выполняемой работы к тяжелым условиям труда, о надбавках и доплатах за тяжелые условия труда, указанные трудовые договоры не содержат.
Кроме того, в материалы дела представлены выписки из приказов от 12 мая 2014 г. N и 18 ноября 2014 г. N, которые содержат информацию о том, что истец с 13 мая 2014 г. принят на должность электросварщика ручной сварки 5 разряда и 19 ноября 2014 г. уволен. Иной информации о характере работы истца выписки из приказов не содержат.
Вопреки доводам жалобы истца сами по себе записи в трудовой книжке, трудовые договоры, выписки из приказов не свидетельствуют о полной занятости истца на работах в тяжелых условиях не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом в материалах дела отсутствуют иные письменные документы, которые подтверждают выполнение истцом работы в особых условиях постоянно в течение полного рабочего дня в спорные периоды.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о недоказанности полной занятости в заявленные истцом периоды работы у ИП О. на работах с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Пунктами 4, 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без истребования справок о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В случае несоответствия сведений индивидуального лицевого счета данным трудовой книжки или другим документам о специальном стаже, для оценки периодов работы со стажем на соответствующих видах работ предоставляется уточняющая справка. В случае невозможности истребования уточняющей справки (предприятие ликвидировано, признано банкротом или не ведет финансово-хозяйственную деятельность), период льготной работы может быть подтвержден архивными документами: справками, выданными на основании первичных документов организации либо копиями приказов, лицевых счетов и другими, находящихся на хранении в архиве документами.
Судом установлено, что документы ИП О. на хранение в архивный отдел Администрации Муромцевского Муниципального района Омской области не поступали.
В материалы дела истцом представлена копия заключения эксперта N-ЗЭ ООО "РосЭкоАудит" по результатам специальной оценки условий труда ИП О. от 16 июля 2015 г. с приложениями (карта N специальной оценки условий труда, протоколы). В заключении эксперта и карте N специальной оценки условий труда содержится следующая информация: количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ и выявлены вредные и (или) опасные условия труда - 2; используемое оборудование - стационарный сварочный аппарат ОКП ТД-500У2, наждачный станок STERN BG370SFt, электроинструмент, болгарка; итоговый класс условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1, предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, позиция 23200000-19756.
Вместе с тем, как установили суды, согласно информации ООО "РосЭкоАудит" в архиве Испытательного центра ООО "РосЭкоАудит" нет документации, содержащей результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах ИП О.
При этом, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, истец пояснил, что заключение эксперта N 54/2015-ЗЭ ООО "РосЭкоАудит" по результатам специальной оценки условий труда ИП О. от 16 июля 2015 г. получено его сыном, при этом сказать, кем и где выдавалось данное заключение, Стегнюшин А.Н, не смог.
Поскольку организация, проводящая специальную оценку условий труда ИП О, не подтвердила факт наличия у нее документации, содержащей результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах ИП О, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что представленная истцом в материалы дела копия заключения эксперта NЭ с приложениями к нему в качестве достоверного надлежащего доказательства принята быть не может.
Более того, вопреки позиции истца, представленная в копии карта специальной оценки условий труда N от 16 июля 2015 г. по должности "электросварщик" у ИП О. не может подтверждать льготного характера работы истца.
Истец претендует на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с работой с тяжелыми условиями труда, однако, в карте специальной оценки условий труда N от 16 июля 2015г. отражено несоответствие гигиеническим нормативам и установление вредного класса условий труда 3, 1 по такому фактору производственной среды, как неионизирующие излучения. Что касается таких необходимых для оценки права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" факторов, как тяжесть и напряженность трудового процесса, то по ним установлен класс условий труда 2 и 1 соответственно, что соответствует гигиеническим нормативам.
В строке 040 карты N специальной оценки условий труда электросварщика от 16 июля 2015 г. отражено, что работникам, занятым на данном рабочем месте, предоставляются следующие гарантии и компенсации: - повышенная оплата труда, проведение медицинских осмотров, а также право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Вместе с тем, сам по себе факт вредных условий труда по должности электросварщика, отражение в специальной оценке потенциального права на досрочное назначение пенсии в отсутствие необходимых условий занятости работника на работах в тяжелых условиях полный рабочий день не может подтверждать наличие у такого работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно имеющимся в материалах дела расчетно-платежным ведомостям, в период с июня 2000 года по декабрь 2000 года электросварщику 5 разряда Стегнюшину А.Н. ежемесячно начислялась заработная плата (сдельно), при этом сведения о количестве отработанных дней, часов в ведомостях не указаны.
Также в материалы дела представлены справки ИП О, которые содержат информацию о среднемесячном заработке Стегнюшина А.Н. (должность не указана) за сентябрь-ноябрь 2017 года 11733 руб, за июль-октябрь 2015 года 9125 руб. Однако, помимо сведений о среднемесячном заработке указанные справки никакой информации не содержат.
Представленные истцом в материалы дела удостоверения сверщика также правомерно не приняты судом апелляционной инстанции как надлежащие доказательства, подтверждающие льготный страховой стаж, поскольку подтверждают лишь квалификацию работника, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Кроме того, наличие у истца указанных удостоверений достоверно не свидетельствует о том, что Стегнюшин А.Н. в течении полного рабочего дня в спорные периоды был занят на сварочных работах.
Справка, уточняющая льготный характер работы в спорные периоды, свидетельствующая о занятости на работах, подлежащих включению в специальный стаж истцом в материалы дела не представлена.
Иные первичные документы (табели учета рабочего времени, наряды на производство работ, технологические карты трудового процесса, документы о закреплении сварочного аппарата, сведения о количестве и объемах выполненных работ и др.), из которых можно усмотреть факт работы истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня в льготных условиях труда, с учетом вида деятельности работодателя, материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно информации из ОПФР по Омской области, страхователь ИП О. в Пенсионном фонде Российской Федерации как работодатель, представляющий рабочие места, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии, не состоял, в связи с чем, у него отсутствовала обязанность в предоставлении вышеуказанных документов.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности истцом факта работы электросварщиком ручной сварки в течение полного рабочего дня в спорные периоды, поскольку письменными доказательствами он не подтвержден, а показания свидетеля Ф. в силу положений 60 ГПК РФ и в соответствии с ч. 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства в подтверждение характера выполняемых работ при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Стегнюшина А.Н. в период после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования, спорные периоды отражены по данным указанного учета без указания кода особых условий труда, работодателем в отношении истца обязательные страховые взносы по дополнительному тарифу не начислялись и не выплачивались, какие-либо доказательства, опровергающие достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истцом в материалы дела не предоставлены, первичные документы, из которых достоверно усматривается факт работы истца в течение полного рабочего дня в льготных условиях труда в спорные периоды, с учетом вида деятельности работодателя, материалы дела также не содержат, справка, уточняющая характер работы истца, в материалы дела не представлена. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды работы с 13 июня 2000 г. по 31 октября 2011г, с 5 мая 2012 г. по 21 ноября 2012 г, с 1 мая 2013 г. по 18 ноября 2013 г, с 13 мая 2014 г. по 19 ноября 2014 г, с 13 мая 2015 г. по 21 ноября 2015 г, с 5 мая 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 19 мая 2017 г. по 21 ноября 2017 г. в должности электросварщика 5 разряда ручной сварки, и соответственно, для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с 9 августа 2021 г.
Довод жалобы о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в его трудовой книжке, трудовыми договорами, удостоверениями сварщика, свидетельскими показаниями, основан на ошибочном толковании норм материального права, без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы о необходимости включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" подсчет страхового стажа Стегнюшина А.Н. за спорные периоды работы должен осуществляться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при этом, согласно выписке из лицевого счета Стегнюшина А.Н. сведений о работе истца в спорные периоды, а также о начислении и уплате страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам отсутствуют.
В силу вышеприведенных норм действующего пенсионного законодательства периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются только определенными средствами доказывания, которых истцом при рассмотрении настоящего дела в нарушение статьи 56 ГПК РФ представлено не было.
Доводы жалобы о том, что не отражение работодателем кода льготы в сведениях персонифицированного учета и неуплата страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, не должна влечь нарушения пенсионных прав работника, судебная коллегия находит ошибочными.
С 1 января 2015 г, с момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижение возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Начиная с 1 января 2013 г, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 г. - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
При этом, застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд РФ; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд РФ, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Как верно указал суд апелляционной инстанции, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.
Доводы кассационной жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Муромцевского районного суда Омской области от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Стегнюшина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.