Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Уфимцевой Н.А, Татаринцевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Савинова Валерия Прохоровича к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением
по кассационной жалобе Савинова В.П. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савинов В.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения законным, о признании права на обеспечение жилым помещением.
В обоснование исковых требований указал, что он является капитаном в отставке, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ). Приказом командующего дальней авиации от ДД.ММ.ГГГГ N был досрочно уволен с военной службы в запас и исключен из личного состава воинской части. Общая продолжительность военной службы составила 23 года 6 месяцев. В период прохождения военной службы не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный отдел "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек. Решением от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке на учет ему было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации как лицу, предоставившему документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося, так как он с момента увольнения из рядов ВС РФ утратил статус военнослужащего и связанные с ним гарантии по обеспечению жильем по линии Минобороны Российской Федерации. С принятым решением не согласен. В связи с переводом к новому месту службы в ДД.ММ.ГГГГ году он переехал в "адрес" (закрытый военный городок), где впоследствии ему была предоставлена квартира "адрес". После увольнения с военной службы он временно проживал в занимаемой квартире, а позже сдал указанное жилое помещение.
Просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации, признать незаконным решение ТО "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать ТО "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" повторно рассмотреть вопрос о принятии его с составом семьи 1 человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г, исковые требования Савинова В.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Савиновым В.П. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений со ссылками на нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции, не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Савинов В.П. призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ Находкинским городским военным комиссариатом Приморского края, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 60 части 5 (в связи с не заключением контракта), с правом ношения военной формы одежды, с объявлением благодарности.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет капитана в отставке Савинова В.П. составляет: календарная - 23 года 6 месяцев, в льготном исчислении 35 лет 2 месяца.
Савинов В.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
Решением ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ, капитану запаса Савинову В.П. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Решение обосновано тем, что с момента увольнения с рядов Вооруженных Сил Российской Федерации Савинов В.П. утратил статус военнослужащего и связанные с ним гарантии по обеспечению жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что на момент увольнения с военной службы истец Савинов В.П. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, каких-либо действий по постановке на учет в качестве нуждающегося не предпринимал, на момент обращения к ответчику не являлся военнослужащим, проходящим действительную военную службу, в связи с чем отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, отметив, что право на жилище, гарантированное военнослужащим, носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на соответствующий учет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судом доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 ГПК РФ, дана надлежащая правовая оценка.
Правовая позиция судов первой и апелляционной инстанций, изложенная в решении суда и апелляционном определении, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О, от 26 мая 2016 г. N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения к ответчику о постановке на жилищный учет) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
В целях реализации указанных положений, Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 указанные Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
На период службы истца вопросы обеспечения жилыми помещениями регулировались Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
В соответствии со ст. 77 указанного Закона обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
На дату увольнения Савинова В.П. в ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с п. 2 ст. 57 которого действие Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" в Российской Федерации прекращается, но льготы, установленные на основании Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", действуют до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей в момент увольнения истца) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Кроме того, на момент увольнения истца с военной службы действовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 г. N 193, пунктом 16 которого определено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
Военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки (пункт 19 Положения).
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с указанным пунктом обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов "их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Между тем, истцом при рассмотрении дела не представлено доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, он был поставлен на соответствующий учет, также не представлено доказательств обращения с необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Сам по себе факт наличия нормативно закрепленного порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях не свидетельствует о том, что истец в период прохождения военной службы мог быть отнесен к данной категории, доказательств того, что истец в 1995 году либо ранее был признан нуждающимся в жилом помещении органами местного самоуправления либо в войсковой части по месту службы, материалы дела не содержат, истцом таких доказательств не представлено.
В соответствии с ст. 2 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Уволившись с военной службы в 1995 году, истец статус военнослужащего утратил.
Вопреки доводам кассационной жалобы, решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Препятствий для истца заявить о своем праве состоять на жилищном учете и подтвердить нуждаемость в предоставлении другого жилого помещения в период прохождения военной службы и на момент увольнения не выявлено; оснований для совершения ответчиком действий по постановке истца на жилищный учет при отсутствии на момент увольнения заявления и подтверждающих нуждаемость истца в улучшении жилищных условий документов, не установлено.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения ответчика об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, поскольку реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами судов, по существу относятся к иной оценке доказательств, а иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Савинова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.