Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Павловой И.П., судей Смоловой Н.Л., Анашкина А.А., при секретаре судебного заседания Касперовиче А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смоловой Н.Л. дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя истца Е.В. на решение Троицкого районного суда г.Москвы от 01 апреля 2022 года, которым постановлено:
" Отказать в удовлетворении исковых требований Е.Н. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности",
УСТАНОВИЛА:
Е.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1250 кв.м, расположенный по адресу: ***.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании свидетельства на право собственности на землю от 22.11.1994 N15182, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Наро-Фоминского района Московской области является собственником участка. Управление Росреестра по Москве в регистрации права собственности отказывает.
Истица Е.Н, будучи надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась, доверила свои интересы представлять по доверенности П.И, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Р.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указывая, что каких-либо прав истца не нарушают.
Третье лицо Управление Росреестра по Москве явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Е.В. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца Е.В. по доверенности и ордеру адвокат О.И. в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала, просила решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности И.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебное заседание истец Е.В, третье лицо Управление Росреестра по Москве, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив и исследовав материалы дела, заслушав представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
При рассмотрении дела судом установлено, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Наро-Фоминского района Московской области истцу Е.Н. выдано свидетельство на право собственности на землю от 22.11.1994 N15182, согласно которому Е.Н. на основании постановления Главы Новофедоровской сельской администрации N211/7 от 27.07.1992 г. является собственником участка площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером *** в д.*** (ТИЗ "***").
Согласно копии постановления Главы Новофедоровской сельской администрации N211/7 от 27.07.1992 г, предоставленной МБУ "Архив Наро-Фоминского городского округа", данным постановлением предоставлен земельный участок N99, площадью 0, 125 га в д.*** ХХХ.
27.08.1992 г. между Администрацией Наро-Фоминского района и Максютовым С.А. подписано условие-обязательство на основании решения Администрации N211/7 от 27.07.1992 г, о строительстве дома на участке N99, а также акт об отводе участка в натуре и план размещения строений на земельном участке.
Данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***. Права на участок в ЕГРН не зарегистрированы. Разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и исходил из того, что истцом не представлены правоустанавливающие или надлежащие правоподтверждающие документы на спорный земельный участок, постановлением Главы Новофедоровской сельской администрации N211/7 от 27.07.1992 г. земельный участок Е.Н. не предоставлялся, а свидетельство о праве собственности на землю выдано на основании не существующего постановления, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности истца на спорный земельный участок.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку решение суда принято с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно абзацу первому ст. 80 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 24 декабря 1993 г.) земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные в том числе статьей 80 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Е.Н. в качестве документа, удостоверяющего ее право на земельный участок, предоставлено свидетельство на право собственности на землю N15182 от 22.11.1994 г, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Наро-Фоминского района Московской области, согласно которому Е.Н. на основании постановления Главы Новофедоровской сельской администрации N211/7 от 27.07.1992 г. приобретает право собственности на земельный участок площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером *** в д.*** (ТИЗ "***").
Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 173-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен порядок переоформления прав на земельные участки.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что истцом не предоставлены правоустанавливающие или надлежащие правоподтверждающие документы на спорный земельный участок.
Вопреки выводам суда, вышеприведенное законодательство, не требует для регистрации права собственности в упрощенном порядке представления одновременно правоустанавливающего (постановление о предоставлении земельного участка), об отсутствии которого указано в решении суда, и правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности на земельный участок).
На основании изложенного, свидетельство о праве собственности на землю, выданное Е.Н. Районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Наро-Фоминского района, является достаточным основанием для регистрации права собственности.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что решением ИК Наро-Фоминского городского совета народных депутатов Московской области N750/21 от 06.09.1991 г. отведены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство из земель совхоза-комбината им. 50-летия СССР у д. ***, в том числе Ново-федоровскому сельскому Совету.
После отвода спорного земельного участка ХХХС.А, Постановлением N1154 от 21.07.1994 г. Главы Администрации Наро-Фоминского района постановлено о закреплении земельных участков за садоводческими товариществами и индивидуальными застройщиками и членами садоводческих товариществ: за членами с/т "***" в коллективно-совместную собственность 2, 56 га, а также выдать садоводческим товариществам свидетельства на право коллективно-совместной собственности, членам садоводческих товариществ и индивидуальным застройщикам свидетельства на право частной собственности на землю. Список членов садоводческого товарищества к постановлению не приложен.
Материалами дела подтверждается, что с 1994 года Е.Н. владеет земельным спорным участком и являлась членом ТИЗ "***", куда ею уплачивались членские и целевые взносы.
С 22.11.1994 г. спорный земельный участок был постановлен истцом на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.
В 1995 году истцом проведена электрофикация земельного участка.
С 21.07.1997 г. истцом производится уплата земельного налога за спорный земельный участок. В 2005 году истцом на спорном земельном участке возведен деревянный жилой дом.
Таким образом, из представленных документов и доказательств, приобщенных судебной коллегией на основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПКРФ, следует, что спорный земельный участок был предоставлен Е.Н. в установленном законом порядке полномочным органом в частную собственность для индивидуального строительства.
Указание в свидетельстве на право собственности на землю в качестве правоподтверждающего документа Постановления Главы Новофедоровской сельской администрации N211/7 от 27.07.1992 г. и отсутствие иных сведений о предоставлении Е.Н. земельного участка в органах, осуществляющих хранение и учет данных документов, не зависит от действий истца, в связи с чем на нее не могут быть возложены негативные последствия указанных обстоятельств.
Кроме того, судом при принятии решения не принято во внимание, что до обращения в суд с настоящим иском право собственности Е.Н. ответчиком ДГИ г. Москвы либо иными лицами не оспаривалось, истец с 1994 года по настоящее время открыто и добросовестно владеет спорным земельным участком, оплачивает соответствующие налоги сборы.
Учитывая все вышеизложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска о признании за истцом права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда г. Москвы от 01 апреля 2022 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования Е.Н. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за Е.Н. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.