Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей фио, фио
при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Симоновского районного суда адрес от 15 марта 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес незаконным в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы Кузнецовой Елены Александровны с 05.01.1994 по 21.01А991, с 11.12.2014 по 05.07.2021.
Обязать Государственное учреждение щ Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Кузнецовой Елены Александровны с 05.01.1994 по 27.07.1997, с 11.12.2014 по 05.07.2021.
Признать за Кузнецовой Еленой Александровной с 01.06.2021 право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013, с учетом срока отложенного права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.;
установила:
Кузнецова Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, просила признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес от 08.10.2021, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес включить в подсчет специального стажа педагогической деятельности период работы с 05.01.1994 по 27.07.1997, с 11.12.2014 по 05.07.2021, признать за ней право с 01.06.2021 на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Парфенова Р.М, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 06.07.2021 Кузнецова Е.А. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес от 08.10.2021 Кузнецовой Е.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ. По оценке ответчика, по представленным документам льготный стаж педагогической деятельности истца составил 17 лет 11 месяцев 17 дней при требуемом 25 лет.
Согласно решению пенсионного органа, из подсчета стажа на соответствующих видах работ были исключены периоды работы:
с 05.01.1994 по 27.07.1994 - воспитатель в Учебно-воспитательном производственном комплексе "Надежда", учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров адрес от 06.09, 1991 N 463 (в редакции постановления Правительства РФ от 27.08.1992 N 634 и постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.07.1993 N 953), с 11.12.2014 по 05.07.2021 - воспитатель в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания адрес "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с предоставлением учреждением стационарного социального обслуживания лицам старше 18 лет.
В соответствии с ч. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665
"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона адрес "О государственных пенсиях в адрес", утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п. 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Судом первой инстанции также установлено и записями в трудовой книжке подтверждается, что Кузнецова Е.А. 05.01.1994 принята на работу в Учебно-воспитательный производственный комплекс "Надежда" N 1808 для детей-сирот на должность воспитателя, 27.07.1994 уволена по собственному желанию, 19.09.1994 принята временно воспитателем в д/с N 45, 15.04.1995 переведена воспитателем на постоянную работу, 04.09.2007 уволена в порядке перевода, 11.12.2014 принята в фио "Коломенский детский дом-I интернат" в отделение психолого-педагогической помощи на должность воспитателя, 06.05.2021 переведена в отделение социально-трудовой реабилитации и психолого-педагогической помощи, согласно записи от 29.11.2021 работает по настоящее время.
Согласно архивной справке от 21.09.2021 N 54766, в документах архивного фонда Учебно-воспитательного производственного комплекса "Надежда" N 1808 Юго-Западного ОУО в приказах по личному составу сотрудников, лицевых счетах по заработной плате сотрудников за 1994 г. значится: Кузнецова Е.А. паспортные данные работала в Учебно-воспитательном производственном комплексе "Надежда" N 1808 Юго-Западного ОУО в должности воспитателя с 05.01.1994 (приказ N 1 от 05.01.1994) по 27.07.1994 (приказ N 70 от 23.05.1994). Сведений об отвлечениях от основной деятельности за данный период не имеется.
Справка от 06.11.2021 N 80-Ск дана Кузнецовой Е.А. паспортные данные в том, что она работает в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания адрес "Коломенский детский дом-интернат, для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"' с 11.12.2014 (приказ N 181-к от 11.12.2014) по настоящее время в должности воспитателя с полным рабочим днем, полной рабочей неделей, непосредственно; обслуживая психически больных детей до 18 лет. Отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком не предоставлялось. 23.03.2019 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы на 1 календарный день (приказ от 23.03.2019 N 43-ДО).
В материалы дела представлены должностные инструкции воспитателя фио "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 01.04.2010, от 03.02.2017, согласно которым воспитатель осуществляет деятельность по воспитанию, образованию и развитию детей, обеспечивая выполнение коррекционно-развивающей программы, тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкций по охране жизни и здоровья детей в жилых помещениях и на детских прогулочных площадках, планирует и организует жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению коррекционно-развивающей программы при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой контингента воспитанников и внутренним регламентом жизнедеятельности группы, непосредственно образовательную деятельность в соответствии с коррекционно-развивающей программой в тесном контакте со специалистами детского дома, обеспечивает выполнение коррекционно-развивающей программы, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, бытовое обслуживание детей: проводит банные дни вместе с санитаркой, следит за стрижкой детей, проводит маркировку одежды, постельного белья и др.
В материалы дела также представлены копия Устава фио "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 16.11.2011 с изменениями, из которого следует, что предметом деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и адрес полномочий Учредителя в сфере социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста, с аномалиями умственного развития, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Целью деятельности Учреждения являются: предоставление социальных услуга в стационарной и полустационарном форме социального обслуживания умственно- отсталым детям в возрасте от 3 до 18 лет (далее ? дети-инвалиды) и инвалидам молодого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, обеспечение создания детям-инвалидам соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, оказание детям, имеющим отклонения в умственном развитии, квалифицированной социально-бытовой, социально-медицинской, социальнопсихологической, социально-педагогической, социально-экономической, социально- правовой помощи.
Основные виды деятельности Учреждения: предоставление социальных услуг| детям-инвалидам в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности, реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, организация ухода за детьми-инвалидами, досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и др.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 01.09.2015г. N588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" установлена тождественность профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных пунктом 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка (школа-интернат, в том числе специальная коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный), для детей с отклонениями в развитии; детский дом школа; детский дом семейного типа), а так же выполнявшейся в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка (детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, детский дом- интернат для детей с физическими недостатками).
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приходя к выводу об удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, а также Списком, утвержденным постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 463, действующими в соответствующий период времени, исходил из того, что фио "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является стационарным учреждением социального обслуживания детей, а Учебно-воспитательный производственный комплекс "Надежда" основан на базе Детского дома N 3 адрес и за период существования не менял своего функционального назначения как социального учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таким образом периоды работы истца в должности воспитателя с 11.12.2014 по 05.07.2021, с 05.01.1994 по 27.07.1997 в условиях полной занятости подлежали учету в качестве стажа, дающего право на льготы в сответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку по состоянию на 01.06.2021, с учетом спорных периодов, периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, истец имела необходимый специальный стаж работы, а также принимая во внимания положения статей 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришел к выводу об удовлетворении требования истца о признании за истцом с 01.06.2021 права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013, с учетом срока отложенного права на назначение.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов поданной ответчиком апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные Кузнецовой Е.А. требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что согласно акту документальной проверки N283 от 07.09.2021г. уставом фио "Коломенский детский дом - интернат", утвержденным 30.11.2020, данное учреждение создано для предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания не только умственно отсталым детям-инвалидам, а также лицам в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающимся в завершении образования, инвалидам молодого возраста, частично и полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, не опровергают выводы суда первой инстанции о соответствии наименования учреждения Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - с учетом целей создания и функционального назначения социального учреждения для детей-сирот.
Ссылки ответчика на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, Осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 п.1 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность "воспитатель", п. 1.13 раздела "Наименование учреждений"- "Учреждения социального обслуживания" предусмотрен "Детский дом - интернат для умственно-отсталых детей", не учитывают применение судом первой инстанции приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2015 г. N 588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат. Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Симоновского районного суда адрес от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.